Гуси и лебеди, тюрко-славянская образность

В "Слове о полку Игореве" обида половецкая (нашествие, агрессия) машет лебедиными крыльями. В русской и казахской поэтике образы гусей и лебедей имеют полярную ценность
Издавна для древних русичей гуси-лебеди (каз, акказ, кокказ; ку, акку, кокку) белые (ак) и серые (кок) – отрицательные образы.

"Уже бо те соколы и кречеты за Дон
борзо перелетели и ударилися о многие
стада лебединые. То ти наехали руские
князи на силу татарскую»

У древних тюрков Гусь, Гусыня  – символы высшей красоты. Себя казахи сравнивают с гусями, когда делят своё название на два слова «Каз Ак» - Гусь белый, красивый, благой, лучший.

Дочь Акша-хана в поэме "Ер Таргын" поёт:
Атам менiн апамнын
асыранды казы едiм.
(У отца с матерью я
росла, как ручная гусыня)

Парень воспевает свою возлюбленную:
Ауеде ушып журген каз баласы…
(Гусёнок, летающий в небе)

У любимой все гусиное:
шея («каз мойын»),
руки – крылья («каз канат»),
голос («каз даусты»).
Даже лучший оратор – гусиноголосый (каздаусты).
Второе имя – Лебедь, Ку – закрепилось в слове «Куман» - Лебедь-человек. В русских летописях так и отмечено: «кумане рекше половцы».
На Алтае и в Казахстане это закреплено в именах собственных: Куманды - местность, обжитая куманами; кумандинцы - жители урочища Куманды. Племя лебединцев Ку Кижи: Ку - лебедь, Кижи (киси)- Человек.


Рецензии
У любимой все гусиное

Владимир Куприн   26.10.2012 08:47     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.