Харниш... или Воля к Жизни. Часть 1

 На заставке картина Александра Бабича. «Клухорский перевал»

                «Как трудно Ждать, но ещё трудней  Догонять». 
                М.Г. Меджнун
       Всех трудней на свете, это ждать альпинистскую группу, в предварительно согласованном месте, в точно заданное время. Но с которой разминулся, потому как группа горных туристов, с которыми ты отправился к условленному месту встречи, шла медленно, с частыми привалами. Когда Вы подошли к озеру Туманлы-Кёль, которое находиться в Тебердинском заповеднике, Карачаево-Черкесской республике на высоте 1850м над уровнем моря, группы альпинистов из института Сев.Кав.НИПИ, уже не было. И как ты выяснил, на привале, часы твои, особо плоские, противо - ударные,  влаго-пыле-непроницаемые, марки «Полёт», Казанского часового завода, снова тебя подвели. И прождав лишние 2 часа, и поняв, что твоя группа уже ушла, так как в горах «Семеро одного не ждут», и которая оторвалась от тебя «вперед» уже более чем на 2 часа, ты задумался, потому как, понимал: «До темна, мне их, не догнать!?». Расстроенный ты принимаешь решение продолжить путь в одиночку по другому маршруту,  догнать группу горных туристов, которые ушли  по правому склону ущелья, вдоль реки Клыч, через Северный приют к Клухорскому перевалу. Ещё раз, проверив снаряжение, ты трогаешься по хорошо протоптанной тропинке в сторону Северного приюта.
     Но пройдя минут тридцать, тебя вдруг осеняет мысль, о том, что можно всё таки, догнать своих ребят, которые ушли на «Домбай-Ульген». Остановившись и взглянув на небо, чтобы определиться с погодой, ты принимаешь решение догнать группу, по другому более короткому, но немного опасному маршруту, без подстраховки. Ты всегда любил рисковать, и начинаешь гонку на "всплеск адреналина" в одиночку.   
     Рискуя быть смытым, бурным потоком после недавнего дождя, переходишь вброд через горную реку Клыч, на её левый берег. Пройдя около получаса, вдоль речки, в темпе на котором тебе позволяет, твое сердце, готовое вот-вот выскочить из груди от перегрузок, и легкие, в которых пылает огонь кузнечных мехов, уходишь вправо. Ты начинаешь штурмовать склон с «осыпью», и сбиваешь один из «триконей», на внутренней части носка, левого ботинка. Двигаясь по склону чуть больше получас, ты выходишь к «стенке» и двигаешься вдоль неё, в поисках более «благоприятного» участка для восхождения по «стенке», «способом скалолазания». Проходит ещё около получаса, прежде чем ты, находишь, как тебе кажется, более-менее подходящий маршрут, с многочисленными  трещинами, «полочками» и «зацепками». Перецепив карабин на левую сторону ремня, ты подвесил на него, пока не нужный и мешавший ледоруб. Ещё раз попрыгав, проверил балансировку рюкзака. Поправив левую лямку, и пожелав себе удачи, ты приступаешь к подъёму «способом скалолазания» используя метод, получивший среди альпинистов название «Ящерица». Эту технику скалолазания способом "Ящерица", в СССР, придумал в 70-х годах, Грузинский альпинист Михаил Виссарионович Хергиани, лучший скалолаз во всём Мире. За блестящую работу на скалах английские альпинисты назвали Мишу «Тигром скал». Но в альпинистском лагере «Ай-Лама», все его называли «Снежным барсом». Очевидно, журналисты по причине своей непросвещённости, не точно перевели значение «Снежный барс», не поверив альпинистам, так как были уверены что снежных барсов в природе не бывает. Потому как они не читали Ю.М.Лермонтова, и не знали что ещё совсем недавно, каких-то 150лет назад, на Кавказе в большом количестве водились "Снежные барсы" или как их ещё называли "Снежными леопардами".
    Очевидно, об этом не знают и теперешние устроители "Зимней олимпиаде Сочи 2014", иначе, не стали бы рисовать на символике олимпийских игр, леопарда желто-коричневым. А песню «Олимпиада, Сочи – 2014» М.Н. Гайнуллина, тоже не слышали.
    Вспомнив все те уроки по скалолазанию, на которых Миша Хергиани, обучал вас искусству «ползать ящерицей», ты ловишь себя на мысли, что не забыл это искусство, как художник не может забыть линии, однажды нарисованного им портрета любимой женщины! И какой неописуемый восторг охватывает твою душу, когда ты, через час достигаешь вершины «стенки». Достигнув вершины гряды, ты, не останавливаясь, что бы хоть чуточку передохнуть, продолжаешь путь по гребню. Пристегнув лямку ледоруба на правую руку, ты взял его в положение "страховка". Твоё сердце переполняет радость, от того что ты всё правильно рассчитал, и в конце твоего маршрута по гребню останется всего лишь преодолеть «Жандарм» со сложностью категории 3Б, и далее спуск по правой стороне гряды, с категорией сложности 2Б, где нужно будет быть особенно внимательным, ибо очень часто альпинисты бьются именно при спуске.
    Выйдя к «Жандарму», ты забыл о золотом правиле: «Проверь ещё раз снаряжение, перед опасным манёвром». У тебя развязался шнурок на правом ботинке, а один из «триконей», на внутренней части носка, левого ботинка, «держался на соплях».
    Ты торопился, ибо взглянув на небо, увидел парочку горных орлов, легко парящих в восходящих потоках, как признак надвигающейся бури. И твоя тревога, оправдалась, поскольку оглянувшись назад, ты увидел надвигающую чёрную тучу, которая перемещалась вдоль гряды. И в этот самый миг, из глубины тучи промелькнула молния и через секунд 7-мь раздался раскат грома. Нетрудно было рассчитать, что до тучи  около 2-х километров.
    Ты вспомнил, как два года назад, не далеко от «Ай Ламы», вы так же штурмовали подобный «Жандарм», но только в связке «тройкой». И тот «Жандарм» был в виде усечённого конуса, высотой с пяти этажный дом и в диаметре у основания около 25м, верхняя часть конуса, заканчивалась площадкой, диаметром не более 10м. По категории сложности жандарм приравнивался к группе 2А, поскольку позволял альпинисту, при передвижении, как бы «ложиться» на поверхность конуса. При этом центр тяжести альпиниста можно было легко переносить на носки, что снижало до минимума риск «опрокинуться назад».
    Впереди шёл инструктор из Томска, Александр Иванович, затем Марина из Ярославля, а ты замыкал «тройку». Александр Иванович достал скальный крюк №2, и стал забивать его молотком, в одну из трещин, перед собой, на уровни груди. По мере забивания крюка в трещину, он, крюк, менял издаваемый звук, от глухого басистого «До» Большой октавы, до тонкого Фа 3-ей.   
     Пристегнув к крюку монтажный карабин, и пропустив через него страховочную верёвку,  Александр Иванович, начал легко передвигался по Жандарму. Дойдя до его середины, он остановился и стал вбивать в одну из трещин, перед собой, на уровни груди, очевидно тоже скальный крюк №2, забивая его молотком. И было слышно, как по мере забивания крюка в трещину, он, крюк, точно также менял издаваемый звук, от глухого басистого «До» Большой октавы, до тонкого Фа 3-й. Пристегнув к крюку монтажный карабин, и пропустив через него страховочную верёвку,  Александр Иванович, продолжил легко передвигался дальше, пока не исчез на другой стороне Жандарма. Всё это время, ты его страховал, так, на всякий случай. Подав сигнал страховочной верёвкой, дёрнув её два раза, он сообщил, что окончил маршрут. Ты ответил ему, что понял, дёрнув за страховочную верёвку один раз.
 Тем временем, Александр Иванович очевидно, стал забивать ещё один скальный  крюк в трещину, поскольку вы снова услышали как изменяется издаваемый звук, от глухого басистого «До» Большой октавы, до тонкого Фа 3-ей. Проделав все необходимые операции, по наведению последнего рубежа "переправы", Александр Иванович, снова подал нам знак: "Готов к страховке".   
    Вы стали готовить к передвижению по маршруту Марину. И когда она, точно так же, как Александр Иванович, пропустила через монтажный крюк страховочную верёвку, и подтвердила, что она готова к движению по маршруту, ты подал сигнал «Готов к переправе» Александру Ивановичу, дёрнув страховочную верёвку один раз. Потому как у страховочного каната была выбрана лишняя «слабина», вы поняли, что он тоже готов страховать Марину. Марина тоже начала уверенно передвигаться, по Жандарму, но дойдя до середины, замешкалась. Перезаряжая свою страховочную веревку, мимо монтажного карабина, она чуть-чуть «потеряла равновесие», но ты вовремя выбрал «слабину» страховочной верёвки, прижав её к поверхности "Жандарма". Очевидно, Александр Иванович тоже уже видел её. Дальше, как только Марина, скрылась за поворотом, ты уже страховал её «вслепую», полностью доверяя Александру Ивановичу. Твоя задача сводилась к тому, чтобы следить за «слабиной» страховочной верёвки, не "отпуская", но и не "натягивая". Подав сигнал страховочной верёвкой, дёрнув её два раза, он сообщил, что Марина закончил маршрут. Ты ответил ему, что понял, дёрнув за страховочную верёвку один раз, и стал готовиться к передвижению по маршруту. Освободив страховочную верёвку от монтажного карабина, ты стал извлекать скальный крюк из трещины, вращая карабин, вправо и влево, и раскачивать крюк. Освободив скальный крюк, ты прицепил карабин вместе со скальным крюком на свой ремень. Приготовившись к движению по маршруту, ты подал сигнал «Готов» Александру Ивановичу, дёрнув страховочную верёвку один раз.
Продолжение см. здесь: «Харниш... или Воля к Жизни. Част №2»  http://www.stihi.ru/2012/08/06/8010


Рецензии
Интересная и нужная публикация, дорогой Марат!

Михаил Гуськов   12.08.2013 21:04     Заявить о нарушении
Доброй ночи дорогой Михаил. Спасибо за тёплый отзыв. Пытался что-то изобразить в прозе. С уважением и благодарностью, Марат.

Марат Гайнуллин   12.08.2013 23:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.