Фестиваль поэзии в Алма-Ате

14-15 июля, посередине жаркого южного лета, случилось событие в высшей степени неординарное и знаменательное – в городе Алма-Ате прошел самый настоящий, поэтический фестиваль, в котором приняли участие авторы активно на сегодняшний день пишущие, очень живые, креативные, порой эпатажные, но все, как один – оригинальные, интересные, талантливые. Фестиваль прошел без глупого порой официоза и почётных, раздувающих пузыри гостей, без вступительных слов акимата и писем от совсем заоблачных литературных бонз. Место проведения – один из баров гостиницы Отрар.

Первое впечатление – очень высокий уровень поэтического мастерства почти всех участников – спасибо организаторам, видно, что они поработали над составом выступающих.  Для меня, недавно возвратившегося в Алма-Ату из Москвы, это было очень приятным откровением. Ещё одним откровением стало подавляющее большинство молодёжи, как в зале, так и на сцене. На московских поэтических тусовках уже давно крен установился в сторону великовозрастной аудитории. В данном случае большая патриархальность и консервативность алматинского поэтического сообщества оказали позитивное влияние на состав поэтической диаспоры города - ведь во все годы стихи были уделом молодёжи (не будем сейчас заниматься исключениями, пусть и гениальными).

Но всё же не стоит впадать в скоропалительные обобщения относительно особой прогрессивности казахстанского общества, поскольку проведение фестиваля – это прежде всего заслуга небольшого количества энтузиастов, которые буквально всё вытащили на своих плечах, включая организацию мероприятия в целом и финансирование. Обзавестись какой-то поддержкой чиновников от министерства культуры организаторам не удалось, хотя довольно настойчивые попытки получить хотя бы минимальную помощь предпринимались. Позор нашим властям, которые тратят бюджетные деньги на всё что угодно, но только не на актуальное развитие поэзии в стране. Знакомая ситуация на постсоветском пространстве.

Назову, однако, двух героев, принявших на свою грудь основные проблемы по организации фестиваля. Творческую сторону дела и ведение самого фестиваля выполнил Павел Банников, писатель, редактор, издатель, обретший в последние годы необходимый для этой роли авторитет, совершенно заслуженный. Основные организационные, финансовые вопросы вынес на своих плечах Иван Бекетов, сам участник творческой программы фестиваля. Ребята потом признавались, что в принципе организация этого события оказалось делом не столь уж тяжким и теперь они полны благостных намерений по организации следующих фестивалей с привлечением гораздо более широкого круга участников, в том числе зарубежных. Аплодирую этим намерениям! Конечно, остаётся открытым животрепещущий вопрос с финансированием. Может меценаты откликнутся? Стоимость вопроса я полагаю – всего несколько тысяч долларов. Олигарх за вечер в ресторане может больше потратить.

Но довольно общей информации, я уже сам в нетерпении – уж очень хочется познакомить искушённого читателя с творческой программой. Заранее, впрочем, извиняюсь, если кого-то незаслуженно забуду,  за два фестивальных дня передо мной прошли слишком много неизвестных мне ранее поэтов и естественно я немного запутался в этих новых именах - обещаю в последующих публикациях исправиться.

Первым номером концертной программы стал выход можно сказать патриарха казахстанской литературы, блестящего кроме всего прочего прозаика, Дюсенбека Накипова. Он читал свою поэму «Падение Багдада» – объёмное историко-философское полотно из жизни Месопотамии. Признаюсь честно, я сам не любитель пространных поэтических опусов, но в данном случае талант автора пересилил все мои предубеждения. Тон был задан очень достойный и дальнейшие выступления великолепно поддержали этот уровень.

Вторым номером программы явился Иван Бекетов - живой, напористый стиль чтения вполне сочетался с содержанием, чувствовалось, что парень находится в гармонии с самим собой и со своим творчеством.

Затем вышла Жанар Секербаева – интересная попытка интерпретации нашего суетного современного бытия:

ненавижу офисы с девяти до шести
где нужно кланяться каждому
кто носит галстук
я ношу его когда влюблена -
не для того, чтобы макать в суп
 устаём сидя на стульях
новости в соцсетях без перерыва на обед
непонятный казах Абай, Пушкин наше всё
едим полуфабрикаты

Маша Вильковская (девушка со скрипкой, вспомнлась тут же Одоевцева - девушка с бантом). Это было нечто – читать стихи, играя на скрипке! А её козырный, практически цирковой номер «Человек-женщина» (вспомним человека-паука или человека-змею) стал гвоздём её удивительно эмоциональной, очень зрелищной программы.

Евгения Зольцман – неброская манера чтения, но поэзия сама по себе дивная!  Посудите сами:

По утрам отхожу в сторону,
вечером –
ко сну.
Ты говоришь:
«Не по всем стеклам и окнам
льются дожди,
конец года похож на качели,
я прогибаюсь под маятниками
осенних ветров...
а у тебя голос,
как у виолончели.
 
и в полных автобусах
разражаться
ненужными
спичами
о диком трафике
птиц,
несущихся с юга
каждую весну...

Ален Камышев – пожалуй единственное разочарование среди всех выступающих. Хочется сейчас пожелать Алену найти свою стезю, обрести свой голос в поэзии. Пока мне не показалось, что это произошло.  Но желание и работа над собой делают чудеса, мы это знаем.

Канат Омар, один из гостей, приехавший из Астаны – читал не очень хорошо, я бы сказал не сценично, хотя представлен был ведущим как заметное явление на поэтическом небосклоне. Парню явно не хватило внутреннего настроя, энергетики. Будем надеяться, что будущие встречи исправят это моё первое впечатление.

Жанна Прашкевич – ещё раз убеждаешься: краткость – сестра таланта. Её стихи – практически миниатюры, мне даже Хайям вспомнился.
Дарья Спивакова – мелодекламация под аккомпанемент гитары. Очень медитативно- завораживающе трогательное выступление.
Чингиз Тибэй – очень хорошие образы, на них обращаешь внимание, ими любуешься, их запоминаешь.

Александра Прощенко – гостья из Астаны. Хрупкая молоденькая девушка, но талант вне сомнения большой, многообещающий.  Будем ждать его развития и совершенствования.

Не пей из лужицы яд, бровей зазря не криви,
А я вдыхаю тебя, гублю тебя, как токай,
Я вижу, ты - сердцевина той самой большой любви
Которую мне не прощупать никак сквозь май.

Андрей Ярославцев – урбанистический поток сознания, современная речь, довольно перчёная порой.

Но ты будешь убегать от меня в потоке влечений,
Я продолжу писать для себя трактат на тему "Зачем я?"
Верно нужно накапать опыта оловом на точки соприкосновений,
Начать диалог вне матраса и прикосновений.

Василий Муратовский – очень точно про него сказал ведущий Павел Банников: это шаман, когда я его слушаю – впадаю в транс. У меня такие же впечатления от выступлений Василия. Вот кому энергетики не занимать!

Ольга Передера – весь её облик отсылал нас к серебряному веку: соломенная шляпка, длинные свободные одежды. Немыслимым образом и стихи её – такие же, только ещё лучше. Замечательная работа со звуком, но и образы не отстают. Опять же – разнообразие форм. Всё вместе создают изумительное впечатление.

псевдо-осенние листья висят поникшими сердечками
такими бледными такими дрожащими на псевдо-январском ветру
псевдо-люди ходят с поникшими сердцами
такими бледными такими дрожащими на псевдо-вселенском ветру
а я читаю эриха фромма в псевдо-уюте
вспоминаю ницше в псевдо-тишине
кажется бог и правда умер
да, по радио сказали – от обширного инфаркта

Юрий Серебрянский – конечно, это состоявшееся имя не только в казахстанской, но и во всей русской литературе. Лауреат "Русской премии" 2010 года - премии, которая действительно является одной из высших в российском культурном пространстве.  Выступил со стихами, довольно хорошо знакомыми искушенным читателям – они есть в интернете даже в видеозаписях.

Иду со школы…
Мимо дворов, огородов, нагородов,
мимо осенних людей,
мимо…
У меня дела,
у них заботы.
Мой портфель тяжелее их взглядов…
 Страх не любит,
когда гуляют по его лесу.
Далеко обходя деревни
я спущусь в метро.
Все, что нужно мне,
современному человеку,
я куплю,
замолю,
посмотрю в кино.

Сергей Алексеёнок – выступил под аккомпанемент нитыгена – удивительного струнного инструмента, на котором играла Корлан Картенбаева. Получилось изумительно. Справедливости ради отмечу, что стихи Сергея м.б. даже не нуждаются в какой-то дополнительной поддержке, мне они понравились, кажется, больше других. И в сценическом смысле номер удался на славу. Я - за синтез жанров, особенно в концертных культурологических программах.

Сентябрь – подметками сношенный катехизис,
Пожелтевшими пальцами в папиросы затисканный урожай.
В мысли случайным прохожим прется очередной провизор,
А тело напоминает с допотопных времен не ремонтированный сарай,

Заир Асим – мой заочный знакомый по Книголюбу прочитал умнейшие, красивейшие философические письма в прозе, которые без всякого сомнения являются высокой поэзией.

Алия Кадырова -  поэт, прозаик, с её творчеством я также познакомился на сайте Книголюб, где она принимает участие в поэтическом конкурсе. Очень современные стихи в рефлексорной манере, типичной, как мне кажется, для современной юной девушки из мегаполиса.

Расчленив человечество
на потребу науке,
улыбаюсь удовлетворенно и зло:
Будет пятёрка в семестре
по социологии.
          
Заключительный аккорд прозвучал в исполнении Павла Банникова, он же Павел Погода, с авторской программой «Китайская Демократия»  под аккомпанемент ансамбля «Шаман Ещё Бубен».  Зрелище очень сценически впечатляющее с приглушенным освещением и медитативной, проникновенной манерой чтения текста. В первый день похожее выступление было у ансамбля из Астаны «SounScapes», но у Павла получился номер мощнее, органичнее.

я еду к тебе и думаю
что мы живём в стране третьего мира
что за последние несколько лет я не встретил ни одного приятного собеседника
что за последние несколько лет я не услышал ни одной новой музыки
что за последние несколько лет прошло в несколько раз больше лет чем прошло…

Модернистская в целом эстетика фестиваля меня порадовала (при этом себя я к модернистам причислить не могу). Хотя организаторы настойчиво проводили мысль о более широком представительстве различных поэтических направлений в концертной программе - всё же большинство выходивших на сцену авторов и музыкантов вне всякого сомнения находились очень близко к авангарду. А порадовала меня такая ситуация прежде всего тем, что авангардное направление как-то традиционно культивируется в столицах и в меньшей степени в провинциях. Не скажу, что понравилось абсолютно всё, но сам факт мощного и сплочённого выступления алматинских и, скажем шире, казахстанских модернистов радует - это говорит прежде всего о том, что сегодня нет необходимости непременно проживать в столицах, чтобы быть в русле самых современных направлений и течений в искусстве.

В природе авангарда лежит постоянный поиск символов, форм. Но не только и не столько это является определяющим фактором модернистского направления. Абстракция, искажающая, деформирующая реальность - тоже, пожалуй, не совсем в полной мере отображает его суть. Вспомним старину Джойса! Суть его творчества,  способа письма – поток сознания, в котором содержатся коды идейных, психологических измерений. Вот эта рефлексия и является основным признаком авангарда! Формы при этом могут быть самыми разнообразными. Все эти аспекты модернизма в полной мере можно было увидеть, услышать и ощутить на алматинском фестивале.

Очень приятно было услышать от организаторов об их дальнейших планах по проведению подобных фестивалей. Уже сейчас намечены персоналии, которых следует пригласить на следующий алматинский поэтический саммит. Я высказал пожелание поискать более интересную площадку для проведения фестиваля – что-то типа картинной галереи, где в окружении произведений изобразительного искусства поэтическое слово загорается ещё ярче и вдохновеннее.

Будем с нетерпением ожидать развития наших поэтических событий – они в свете происшедшего события в самом деле очень многообещающи!


Рецензии
Добрый вечер, уважаемый Геннадий!

Как-то "случайно" - через стихи Якова Рабинера - вышел на Вашу страницу. И тут же узнал о проходившем а Алма-Ате Фестивале Поэзии - и очень пожалел о том, что опоздал... всего на 6 лет... )) Дело в том, что я "коренной" алма-атинец - родился там и жил 33 года, но в 90-м покинул навсегда - и город, и страну. Я, в общем, тоже не чуждый поэзии человек, и даже опубликовал когда-то пару своих стишков и один рассказ в журнале "Простор" - уже не помню в каком году. Очень обидно, что упустил столь редкий шанс побывать в Алма-Ате "не просто так, а по поводу". Хотелось бы знать, не планируется ли подобное мероприятие в ближайшее время? И ради Бога извините за вторжение ))

С уважением,
Михаил.

P.S. Покинув Алма-Ату я крайне редко ее вспоминал - слишком много всего навалилось потом. Но в последнее время прошлое всё чаще начинает "всплывать" в моём сознании...

ВЕЧНЫЙ ГОРОД

О, сладость остановленных мгновений,
Воспоминаний нежных дуновений!
Но как давно тебя покинул гений,
Город мой!..

Где карагач, жара, шашлык, цветёт урюк,
Где раструбом под клёш пошитых брюк
Очаровать пытался я подруг —
И вечный бой…

Где устремляясь к полю этой битвы,
Посредством безопасной бритвы
Скоблил мальчишеский пушок…
Но первый шок

От вида обнажившейся натуры
Я испытал в ЦПКиО — культуры
И отдыха: там древним ремеслом
Вовсю владела девушка с веслом…

Там с Партией единым был «халык».
Я вспоминаю головной арык:
На берегу пустынных волн — пивной ларёк,
И каждый в нём — иль гений, иль пророк,
Где в радужной струе из пенных брызг
Сверкали жизни, пропитые вдрызг…

Был город тот воистину ужасен,
Когда на площадях толпа «Жасасын!»
Орала исступлённо. А с трибун
Божок ей улыбался, как Вертумн...

О, вечный город у подножья гор,
Где серый ворон каркал «Nevermore»,
А каждый выходящий из сельпо
Лицом похож был на Эдгара По
Своей угрюмой и унылой простотой…
Те времена зовут теперь «застой»,
А нам тогда казалось — это жизнь,
Но малость ошибались мы, кажись…

О, город мой печалей и утех,
Где вырванные годы, политех —
Экзамены, зубрёжка, чертежи…
Где мыслились иные рубежи.
Когда же грянул гром, и вышел срок —
Их пересёк…

Прости меня, мой город! Городам
Несвойственны обиды... Аз воздам,
За то, что пестовал меня, порой ласкал,
За то, что в отражениях зеркал,
Оставшихся за красною чертой,
Я до сих пор безумно молодой…

О, вечный город у подножья гор,
Когда тебя увижу?.. Nevermore…

Михаил Моставлянский   07.06.2018 21:07     Заявить о нарушении
Михаил, спасибо вам за такой эмоциональный отклик!
Для меня Алма-Ата и алматинцы - всегда особый случай!
Однако, я тоже уже давненько нахожусь далеченько от Заилийского Алатау, поэтому о прохождении там поэтических фестивалей ничего внятного вам сказать не могу.
Могу только от всей души пожелать вам вдохновений и поэтических прозрений,
а также интересных для нас, читателей, воспоминаний о прошлой жизни,
которая, чем дальше, тем становится привлекательнее - мы с вами это уже прочувствовали, правда ведь?

Геннадий Банников   07.06.2018 23:03   Заявить о нарушении
Спасибо, дорогой Геннадий, за тёплый отклик. Да, 6 лет - это достаточно большой срок для "тектонических" изменений в судьбе человека - вот и Вы стали "бывшим" алма-атинцем )) Но в любом случае очень рад встрече с Вами - и Вашими стихами.
С уважением,
Ваш М.

Михаил Моставлянский   07.06.2018 23:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.