Пчелиная страна

 ПЧЕЛИНАЯ СТРАНА
(сценарий сказки)

Занавес закрыт. На занавесе нарисовано: вдалеке – холм,
на переднем плане – полянка, кусты, цветы. На сцене,
перед занавесом – пенек.
Входят медведица с медвежонком.
 
Медвежонок:
Не сидится, не лежится…
По полянам я брожу.
Мне бы надо подлечиться,
Места я не нахожу.
Аппетита вовсе нет,
Снижен мой иммунитет,
Ломит кости ночи напролет,
Третий день уже болит живот.
Очень сладкого хочу!
Обратиться бы к врачу.

Медведица садится на пенек, гладит, ласкает медвежонка и поет:

- Потерпи немножечко, сынок,
Скоро выйдем мы с тобою на лужок
У ручья, за тем холмом.
Там мы пасеку найдем.
Нет такого государства,
В целом мире нету царства,
Как пчелиная страна.
Пчелки в ней живут. Весна
Там в гостях у них бывала,
Всем с восторгом рассказала
То, что видела она,
Чем богата сторона.
Там, под синим небосводом
Пахнут травы сладким медом,
Солнце на небо восходит,
По полянам мишки бродят.
Там порядок образцовый,
Все устроено толково,
А строенья – просто классика!
Сторона зовется Пасекой.
В том пчелином государстве
Есть чудесное лекарство,
Очень сладкое на вкус!
Но, учти, пчелы укус
В наказанье ты получишь,
Если очень жадным будешь,
И спасибо позабудешь
За лекарство им сказать.
А лекарство это - мед!
Поднимайся и в поход!

Нам два дня осталось ходу.
Мы у пчел попросим меду.
Сразу все пройдут болезни,
Мед чудесный и полезный!
Пойдем, Мишенька, пойдем скорей!

Медвежонок:
Меду хочу! Сладкое лекарство хочу! Хочу!
Хочу!

 (Медведица и медвежонок уходят со сцены)

Ведущий:  Ребята, вы хотите узнать, где живут пчелки?
(Из зала доносится: «Да!)

Ведущий: 
- Впереди у нас – поляна, где растет мно
жество душистых трав и ярких, кра-
сивых цветочков, кустиков и деревьев.
 Березка выпустила свои сережки, но неко-
торые детки и даже взрослые со слабым здо-
ровьем и сниженным, как у медве-
жонка, иммунитетом не могут не только по-
нюхать цветы, но и просто пройти мимо цве-
тущей березки или тополя, полюбоваться цве-
тами на поляне, принести букет цветов до-
мой. А почему? Потому что тогда
замучит страшная вредина – аллергия.
 Зачешутся глазки, появится противный нас-
морк, кашель, поднимется температура. И все это из-за летучей, легонькой шалуньи –
 цветочной пыльцы.
Ага! Испугались? Так все-таки, хотите вы
 попасть на такую поляну? Есть смелые?
Что ж, если вы, ребята, ничего не боитесь,
 то узнаете большой секрет, как опасная
 для здоровья некоторых детишек и
взрослых людей шалунья-пыльца превраща-
ется в очень полезную и совсем не страш-
ную пчелиную обножку.

З а н а в е с   о т к р ы в а е т с я.
На сцене, на сделанных из картона или бумаги лепестках цветов лежат, свернувшись калачи-
ками,  девочки (пыльцевые зернышки) в однотонных,
 но разного цвета платьях (голубых, красных, желтых, розовых и др.).
 Звучит музыка и девочки - пыльцевые зерныш-
ки начинают  петь и танцевать.

Песенка: 
Мы -  пыльцевые зернышки, в цветочках мы лежим,
Но дунет ветер, облачком с тычиночек взлетим.
Летаем мы по воздуху, хи-хи, хи-хи, хи-хи!
И девочки и мальчики,
И папочки и мамочки,
И дедушки, и бабушки,
И тетеньки, и дяденьки
Чихают все – апчхи!
Чихают, чихают, чихают все – апчхи!

 (По краю сцены проходят и чихают дети и взрослые)

 Песенка продолжается: 
Но тронут пчелки ножками
Тычинки на цветах,
Послушными обножками
Мы станем на глазах.
И насморк аллергический
Исчезнет без следа
У девочек и мальчиков,
У папочек и мамочек,
У дедушек и бабушек,
У тетенек и дяденек
Исчезнет навсегда.
И кашель астматический
Проходит без следа.
Да? Да! Проходит без следа.
Да! Да! Да! Исчезнет навсегда!

В о время пения 2-го куплета появляется пчелка Жужу с корзиночкой и ходит между танцующи-
ми и поющими, или тоже участвует в танце, собирая пыльцу в корзиночку.
 ( Занавес закрылся, а перед ним осталась пчелка Жужу)

Песенка Жужу:
Я – маленькая пчелочка,
Зовут меня Жужу.
Над липами и тополем
Весною я кружу.

Пыльцы цветочной сборщица,
Скажу вам тет-а-тет.
И, между прочим, спорщица
Каких не видел свет.

Пыльца по цвету разная!
Кто вступит в спор со мной?
Пыльца с каштана,  – красная,
Цвет с мальвы – голубой.

Коричневая – с клевера,
Зеленая со льна.
Я – сборщица отличная,
Корзиночка полна

З А Н А В Е С   О Т К Р Ы В А Е Т С Я

На заднем плане сцены – декорация: наверху плакат «Пасека», ниже – лес, трава, цветы и ульи.
На сцене:   слева – столик, на нем – детские и др. бутылочки с маточным молочком (обозначено на
этикетках), кастрюля или миска для замешивания теста, тестомешалка и др. Над столиком  вывеска «Повар».
Рядом – другой столик, на нем весы и гирьки для взвешивания. Над столиком вывеска «Приемщица».
Ближе к краю сцены – улей, возле которого  Жужу ставит свою корзиночку. Здесь же стоят и другие корзиночки, баночки с нектаром, с пчелиным клеем, с воском.



Жужу:
Постоит пусть у крыльца
Драгоценная пыльца.
В ней так много витаминов,
Углеводов и жиров
Минералов, каротина,
И ферментов и белков.
Ей в ячейках улья место,
Из не замесят тесто.
Испекут пчелиный хлеб
Всей семейке на потреб
Молочка пойду, хлебну
И немного отдохну.

Жужу подходит к столику, стоящему справа, за которым уже сидят медведица с медвежонком и тоже садится за этот стол. На столике – самовар или чайник, чайная посуда, в баночке или др. емкости – мед, в бутылочках – маточное молочко.
Пчелка – приемщица, стоя за своим столиком, взвешивает баночки с пыльцой, воском, смолкой, нектаром и поет песенку:

- Все люблю я делать с толком:
Принимаю воск и смолку,
Замечательный нектар -
От лесной полянки дар,
Драгоценную пыльцу
Мне приносят ко крыльцу.
Взвешу все, рассортирую
И в ячейки упакую.
Каждый грамм поставлю на учет,
Строгим должен быть учет!

( Пчелка – приемщица занимается своим делом)

Пчелка – повар кладет в миску пыльцу, мед, маточное молочко и, замешивая тесто, поет:

Самый лучший, витаминный
Испеку я хлеб пчелиный.
Положу в квашню обножку,
Молочка налью немножко,
И добавлю ложку меда,
Чтоб в любую непогоду,
Сытым был у нас живот,
Не погиб пчелиный род!

Предлагает ведущей: « Попробуйте!»  и протягивает ей кириешки. Ведущая благодарит пчелку, нахваливая «пчелиный хлеб».

Ведущая: 
Ну, а это что за чудо?
Не компот и не суфле.



Пчелка – повар: 
Наше фирменное блюдо –
Королевское желе!

За еще одним  столиком  сидят пчелки-малышки. Их кормят пчелки – кормилицы, кого из бутылочки, кого ложечкой. Они, (то одна, то другая) поют или говорят:

Мы – пчелочки-кормилицы,
Дано заданье нам,
Кормить малышек вовремя,
Строго по часам.
Предписан пчелкам маленьким
Особый рацион,
В нем – молочко пчелиное,
Кашка и бульон.

З А Н А В Е С   З А К Р Ы В А Е Т С Я

Из-за кулис на сцену выходит девочка – пчелка с коляской, в которой лежит пчелка – малыш.

Ведущая идет к ней навстречу и говорит:
- А вот пришла с прогулки пчелка.
Как зовут тебя?

Пчелка с коляской:
- Веселка!

Ведущая:
- Кто же тут лежит в пеленках?
Мокрых кажется… 
 (заглядывает в коляску)

Пчелка с коляской:
 Сестренка!
Ей сменить пеленки надо.
Познакомиться я рада.
Приходите на площадку,
Поиграем с Вами в прятки.
Соберутся пчелки в круг
Необычный слышен звук?
То пчелиное жужжанье,
Словно ручейка журчанье.
Приходите веселиться,
В танце быстром покружиться!
 
Ведущая:   
- Предложение принимаю. До встречи!
З А Н А В Е С   О Т К Р Ы В А Е Т С Я

( Смена декораций).

Ведущая:
- Дорогие мои зрители!
Подойду-ка я к строителям
И спрошу:

Что возводите, ребята,
Где кирпич и где  лопаты?
Нету башенного крана,
А строенье – без изъяна!

Пчелки-строители:
- Строим соты мы из воска
В нашем домике неброском.
Очень чисто и уютно
Будет в улье нашем чудном.
Без кирпичиков и глины
Для большой семьи пчелиной
Возведем ячеек много
По стандартной форме строгой.
Вот вам плановый расклад:
 (разворачивает лист ватмана или в виде альбома «План»)
Здесь столовая, тут склад,
Спальня, кухня, туалет,
Здесь спортзал и турникет.
Вот уютный уголок,
Можно отдохнуть часок.
Штаб ГО и МЧС,
Есть психолог,
Снимет стресс,
Здесь хранят яичек кладку,
Это – спальня мамы Натки.
С нами здесь она живет,
У нее полно хлопот.
Если Вам ответить кратко,
Смотрит Натка за порядком.
Нас заботой окружает,
За работу награждает.
Всем заданья раздает.
Свита Натку бережет.

Звучат фанфары. Это трубят две пчелки, вышедшие на сцену слева и справа.
На сцену входит мама Натка со свитой. Это 2 пажа, которые несут подол ее платья,
две другие пчелки обмахивают ее веерами. За ними идут пчелы – трутни.
Со всех сторон на сцену сбегаются пчелки и смотрят на маму Натку.
Она говорит:
- Каждый день пчелиный рой
Здесь встречается семьей
Рассказать про медонос,
Про пыльцу, нектар и воск.
В танце я прочту отчет,
Начинайте хоровод.

 Мама Натка садится в кресло, похожее на трон, а все пчелки танцуют кругами,
Из большого круга в малые, образуя восьмерки и вокруг себя.
Но вот танец окончен.
 Мама Натка :
- За хорошую работу поощряю,
Королевским желе угощаю!

Накладывает желе в розеточки, пчелки берут ложечки и начинают есть, а трутни садятся за столик, им надевают нагруднички и кормят их с ложечки другие пчелки, салфетками вытирают им рты.
Трутни, поев, одни укладываются на диван и читают газеты, другие качаются на стульях, третьи зевают и, взбив диванные подушечки, устраиваются на диване спать.
Остальные пчелки размещаются возле мамы Натки, у ее ног, с обеих сторон кресла.
Кто-то из пчелок просит ее спеть, рассказать сказку или еще что-нибудь.

 Мама Натка:
- Я расскажу (или спою) вам о себе, о самом вкусном и целебном продукте – меде и о том, что
меня волнует и беспокоит.

Из рода древнего пчела произошла.
Эмблемой Нижнего Египта я была,
Но и во многих старых русских городах
Пчела и улей красовались на гербах.
Всегда и всюду окружал меня почет,
Любили люди ароматный, сладкий мед.
Здоровье, силу и энергию он нес,
Но вот какой-то умник предложенье внес,
И вместо меда люди сахар стали есть.
Мне очень жаль! Ему теперь хвала и честь,
Он меду самый, самый страшный конкурент,
Теперь в продуктах сахар – главный компонент,
Собой повсюду заменил пчелиный мед,
Любой кондитер без него не испечет
Бисквитный торт, печенье, вафли и рулет
Не приготовит вам халву, суфле, щербет,
Давно забыли люди чая с медом вкус,
И с малых лет их человечий карапуз
Сосет «Нектар» (разве это нектар?) и поглощает чупа – чупс.
На всей планете натворил он много бед
Замучил сахарный людей всех диабет,
Детей изводит дерматит и диатез,
Всех превращает в толстяков излишний вес.
Их род настигла настоящая беда,
Невкусной кажется без сахара еда.
Ненужным станет вскоре наш пчелиный рой,
Я потеряла из-за этого покой!
(вытирает платочком слезы)

З А Н А В Е С   З А К Р Ы В А Е Т С Я
 (антракт)

 Второе отделение спектакля.
 
З А Н А В Е С   О Т К Р Ы В А Е Т С Я
Та же поляна. Актеры, девочки и мальчики  держат перед собой выполненные из легкого материала (картон) цветочки, грибочки, кустики.
На сцену выходит девочка ( не пчелка) по имени Катя с корзиной ягод, мальчик, Дима, с рюкзаком, Слава с ведерком, полным грибов.
Их разговор:
Катя: 
- Я очень устала, надо передохнуть. Какая хорошая полянка! Как много здесь цветов!
Слава:  И грибы, и ягоды растут. Жаль, что некуда собирать.
Дима: 
- Значит надо прийти сюда еще.
Катя:   
- Кушать очень хочется.
Дима:
- Давайте костер разожжем, у нас же хлеб и колбаска осталась, поджарим и поедим.

Мальчики сооружают костер и зажигают его, на веточках жарят хлеб и колбаску, едят.

Катя:   
- Уже темнеет. Мама может подумать, что мы заблудились, будет волноваться. Пойдемте домой скорее!

Дима:
- Моя тоже, наверное, переживает. Берите быстро вещи и бежим домой.

(Дети убегают. Костер остался не потушен).

Ведущая, как только со сцены убежали ребята, не потушившие костер, начинает читать стихи, а на сцене появляется танцевальная группа, которая исполняет «Танец язычков пламени». Цветочки, грибочки, ягодки и кустики, за которыми стоят актеры, стонут, плачут и падают, как бы сгорая. Через поляну пробегают зайчик, медвежонок и медведица, ежик, белочка, лисичка. Они тоже  плачут, охают от боли, стонут.

Ведущая: 
- Что же будет, что же будет,
Если кто-то вдруг костер
Потушить в лесу забудет
И сгорит живой шатер
Из березовых, зеленых
Веток, листиков резных?
Мать – земля слезой соленой
Там оплакивает их.
Вместе с нею плачет ежик,
Дом сгорел и у него.
Кто теперь ему поможет?
Где ежатам жить его?
Лоси, зайчики, лисички
Белок рыженьких семья,
Дятлы, пеночки, синички
Убегают от огня.

Меж деревьев дыма клубы,
Кто на помощь им придет?
Вон, горит у мишки шуба,
И от боли он ревет!
Стонут сосны, стонут ели,
Плачут ягоды, грибы.
Ведь для них они поспели,
Но не слышат их мольбы!
У костра сидеть теплее,
Жарить хлеб и колбасу,
Но, природу не жалея,
Позабыт костер в лесу.
Лес – краса, богатство, слава,
Лес – кормилец наш и дом!
Так давайте Дима, Слава
От беды его спасем!

На сцену выбегают Катя, Дима, Слава с ветками. Их лица и руки в саже. Они растеряны и огорчены.

Ведущая:   
- Что случилось, ребята?


Дима: 
- Мы забыли потушить костер.
Слава:
- Когда вернулись, увидели, что сгорела наша полянка – красавица.
Катя:   
- Там было так много красивых цветочков, и черника, и земляника!
Дима: 
- Пожар-то мы сумели потушить, но все равно очень жаль, что  вместо цветущей поляны теперь на этом месте только голая выжженная земля.
 
Ведущая: 
- Да, ребята, мне тоже очень жаль эту полянку. Надо ее как-то возродить, чтобы  вновь на ней цвели цветы и росли грибочки и ягодки.

Слава:   Я придумал, как это сделать. Ребята, бежим домой, поговорим с друзьями и нашим лесником, дядей Васей.

Дети убегают.

На поляне появляются две пчелки: Жужу и Улечка. Они видят, что поляна сгорела, охают и ахают.

Жужу: 
- Ни цветочка, ни листочка!
Улечка:
- Ни травинки, ни куста!

Вместе поют:
- Ах, какое горюшко,
Выгорело полюшко
От огня-пожара.
Прилетит ли скворушка,
Да совьет ли гнездышко
У крутого яра?
Стынут росы льдиночкой,
Плачут все былиночки,
Рощи и дубравы.
Плачет в поле зорюшка,
Лишь смеется чертушка,
Нет над ним управы.
и хохочут шкодные
Упыри болотные
Над людьми и нами.
Глупые, беспечные
Детки бессердечные
Виноваты сами.

Жужу:
- Не собрать нам  с березки прополиса
Улечка:
- Ароматной нет пыльцы в сгоревшем колосе.
Жужу:
- Земляничного нет сладкого нектара!
Улечка:
- Закружилась голова от кошмара!
Вместе:
- И корзиночки наши впервые
Совершенно, совершенно пустые!
Жужу:
- Улечка, надо лететь домой и рассказать обо всем нашей мамочке.

З А Н А В Е С   З А К Р Ы В А Е Т С Я,
З В У Ч И Т   М У З Ы К А ( грустная или тревожная),
идет смена декораций.
 З А Н А В Е С  С Н О В А О Т К Р Ы В А Е Т С Я.

На сцене  - пасека.
Мама Натка стоит с банкой меда в руке и смазывает обожженные места у зверушек: белочки, зайчика, лисички, мишки и его мамы-медведицы, ежика.
Вбегают Жужу и Улечка и начинают свой танец-рассказ. Мама Натка и все остальные смотрят.
Мама Натка: 
- Пчелки милые, рассказ поняла
И решение уже приняла.
Надо род наш пчелиный спасать,
Неотложные меры принимать!

(  Ходит по сцене в сильном волнении)
- Не жалеют природу люди
И поляны лесные горят.
Губят речки, озера губят,
Рубят лес, только щепки летят.
Природе-матушке и нам грозит беда,
Зовите трутней поскорей сюда!

Жужу и Улечка убегают за ними.

Появляются трутни: толстые, важные, холеные, лощеные, во фраках и белых воротничках. Они неуклюже кружат в танце и поют:
- Как в семье не без урода,
Так и мы – позор для рода:
Неумехи, разгильдяи,
Краснобаи и лентяи.
Трутни беззаботные,
Ни на что негодные.
С детства раннего нас холят,
Одевают, кормят, поят.
С виду – симпатичные,
Нравом флегматичные.
И представьте нам не лень
Бить баклуши целый день.
В штабе нашем заседая,
В теплом месте для лентяя,
Там красиво говорим,
Спорим, ссоримся и спим.
Ничего вокруг не слышим,
Для себя законы пишем.
В этом деле – ловкачи,
Хитрецы и лихачи.
Одного боимся мы_
Могут выгнать из страны,
Из страны пчелиной нашей.
Кто тогда накормит кашей?
Наш пробьет последний час
И погибнет лоботряс.

Мама Натка: 
- Чтоб бесславно не пропасть,
И пожить в дальнейшем всласть,
Надо взяться вам за дело
И составить план умело.
Перелета тайный план
Через море-океан
Прямо в бездну мирозданья!
Чтобы место обитанья
На земле благословенной
Разыскать нам во Вселенной!
Не теряя ни минутки,
Исполняйте! Срок вам – сутки!

( Трутни убегают)

З а н а в е с    з а к р ы в а е т с я. 
За кулисами слышны голоса людей.
 На сцену выходят дети. Они несут цветы и скворечник, лесник – лопату и лейку, пчеловод
 (в шляпе с сеткой) – улей и деревце. Начинают сажать цветы и деревья, кустики, поливают их из лейки. Ставят новый улей.
Мама Натка и пчелки  из-за кулис с любопытством наблюдают за происходящим.
Все начинают петь. К детям и взрослым присоединяются пчелки и мама Натка (первые два куплета поют по одной строчке разные персонажи, следующие два куплета поют все вместе):

- Чтоб ромашка полевая цвела,
Чтобы белка в кедраче играла,
Чтоб березка на пригорке росла
И кукушка по весне куковала,
Чтоб тропинка за собой позвала,
Чтоб брусника-ягода поспела,
Чтоб летала над цветами пчела,
И малиновка нам песенки пела,

В целом мире, в целом свете
Все мы, взрослые и дети,
Ну, должны же поумнеть
И природу пожалеть,
Навсегда с ней подружиться,
Чтоб кружили в небе птицы,
Наша чтоб цвела планета,
Сказку вы смотрели эту!
К О Н Е Ц


Рецензии