Город

I

Здравствуй, город, в котором меня убивали на бис.
Я впитала твой главный закон — выживает безумный.
Так бросают щенка в полынью: если хочешь — греби,
и щенок выплывает к садам с медоносными гуми.

Я вернулась на псарню за цепью и за поводком.
Перебитый хребет помнит тягу к родным черноземам.
Почему этот город знакомый мне так незнаком,
и откуда внутри страсть огня к деревянному дому?

Отвечай же, нутро, отвечай, ты же помнишь себя
в палестинах своих первородных, откуда исхода
не могло быть, однако — случился.
Так мысли кипят,
что готовы смертельным потоком накрыть целый город.

Тсс... я помню, я помню, пространство совсем ни при чем,
дело в опыте, в людях, во мне, в обстоятельствах прочих.
Да поможет второму исходу чужое плечо,
отпечаток которого снят и отправлен (прочтен)
в sms-сообщении телепатической почтой.


II

Здравствуй, город.
Ты назван рекой, и стремишься втекать
в приезжающих — нежно, в родившихся здесь — беспардонно.
Есть в тебе что-то низкое... черная строгая стать,
от которой висеть ликом в угол спокойней иконе.

Я вернулась.
Ты плачешь навзрыд фонарями вдоль трасс,
ты хохочешь с билбордов призывами местных чинуш, и
материшься с афиш.
Обретается ясность на раз,
что "родные пенаты" — уловка для тел, не для душ, не
для времени...
Память прожектором выхватит год,
или два, или восемь — все мало ей, мало ей, мало...

Посмотри вниз с моста — то не мусор по водам плывет,
то большие обломки меня в крепком русле Урала.

В этой мутной реке я ловила рукой пескарей,
обращала их в шпроты, сажая в консервную банку.
Есть места, где уже не бываешь, чем в детстве, взрослей,
и комочки, застрявшие в горле — противней, чем в манке.



III

Здравствуй, город.
Давай разойдемся хотя бы на шаг,
друг на друга, по праву войны, свои лица умножив.

Я обратно пишу во младенчество: слог это знак,
выговаривай "бог", "мама-папа" останутся в прошлом.

Кто залечит больной от рожденья подвижный сустав,
кто поможет идти с поврежденным коленом в пустыне?
Тишина.
Это значит, конечно, что только сама.
Тишина.
Это к счастью.
Ответ был бы невыносимым.

Город плавит металл — мне останутся копоть и шлак.
Я беззлобно стою перед въездом, и все честь по чести.

...посмотри, мой сыночек, откуда я вышла и шла,
чтобы ты появился в другом, неотравленном месте...


Рецензии
Нет ничего обиднее для поэта, чем сравнение его стихов с другими... И все же - а я много раз возвращался к этому стихотворению, пытаясь отделаться от навязчивого дежавю - Ваш "Город" - достойнейшее продолжение цепочки моих любимых "городов" - Кавафис ("Город"), Мандельштам ("Я вернулся в свой город.."), Бродский - "От окраины к центру"...
Может, оттого я и избегаю возвращения в "свой" город - ибо мала вероятность того, что эта встреча выльется в столь же талантливые строки...
С неизменным восхищением,

Михаил Моставлянский   28.06.2015 01:01     Заявить о нарушении
Спасибо за Ваше прочтение, Михаил, и за хорошую компанию, в которую Вы определили эти мои стишки.
Знаете, ведь после написания этого текста я случилась там ещё раз, в который не нашла внутри ничего из описанного здесь. То есть, равнодушие, отсутствие не только таких -- любых -- ощущений. Только по этому "Городу" и можно вспомнить нешуточные бури, бушевавшие внутри стакана воды) Но если оно пришлось Вам по вкусу и чем-то смогло быть интересным, я очень рада -- значит, упомянутый стакан воды был достаточно прозрачным.

с благодарностью,

Анна Липштейн   28.06.2015 09:13   Заявить о нарушении
Увы, по прошествии времени, начинаешь понимать, что все бури, бушевавшие в молодости, на поверку были лишь плодом нашего воспаленного воображения (см. у классика: "А он, мятежный, ищет бури..."). Благо, если они выливаются в столь прекрасные "стишки"... Но в большинстве случаев это имеет гораздо более печальные последствия (я о своем))...
В все же Вы напрасно называете свои творения "стишками" - скромность вещь похвальная, но все же... после публикации они становятся достоянием читателей - и уж тогда позвольте им судить об их достоинствах... Поверьте, я спокойно назвал бы "стишками" творения многих классиков, но Ваши под эту категорию никак не подпадают...
С уважением,

Михаил Моставлянский   28.06.2015 09:57   Заявить о нарушении
Читателю, конечно, позволительно судить и о достоинствах, и о недостатках текстов. Но думаю, что полагаться на оценки со стороны -- дело для автора печальное и заведомо гиблое. Почитать восторженные рецензии на этом сайте -- авторы тут через одного -- гении)

(А "стишки" говорю не от лишней скромности и не вслед за Бродским, просто слово нравится -- оно снижает градус значимости обсуждаемого до должного уровня. Поэзия, на мой скромный взгляд, вообще есть ведомство иронического, ибо εἰρωνεία -- "притворство". Не в смысле лжи, разумеется. Возможно, поэзия как раз есть самое близкое к истине притворство из доступных человеку: сжатая до секунды, сконцентрированная в одну метафору возможность. Грань между трагическим и комическим. И уменьшительный суффикс в определении стишка как стишка -- не лишнее об этом напоминание.

Анна Липштейн   28.06.2015 14:32   Заявить о нарушении
Сдаюсь! :)) Пасую перед Вашим интеллектом иже талантом (без всякой иронии - как говорят на иврите, זה מה יש)...
С неизменным к Вам...

Михаил Моставлянский   28.06.2015 16:30   Заявить о нарушении
Как угодно, Михаил)
Спасибо за уделённое время.

Анна Липштейн   28.06.2015 18:33   Заявить о нарушении
На это произведение написана 41 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.