Фото в храме Христа Спасителя. Неудача

Несколько дней назад меня принимала гостем дивная семья петербужцев. Мы прошлись по парку Ораниенбаума и Китайскому Дворцу. Мы плавали по Мойке, Фонтанке и самой Неве на прогулочных катерах. Побывали во вновь открывшемся Летнем Саду. Мы побывали в Соборах Петербурга – Казанском, Исаакиевском и в храме Спаса-на-Крови. Естественно, хотелось не только увидеть красоту храмов, но и запечатлеть её на фотографиях, чтобы потом вновь и вновь возвращаться к ней, «когда умчат тебя составы за сотни вёрст, в далёкий край». И мы фотографировали. Присутствующая в храмах охрана напоминала, чтобы мы не вели съёмки во время службы. Естественно, поблагодарив за напоминание, мы выполняли их просьбу.
Вчера, вернувшись в Москву, мне захотелось отблагодарить гостеприимных петербуржцев аналогичными снимками Храма Христа Спасителя. Выйдя из метро «Кропоткинская», я, фотографируя, обошёл его вокруг, сделал кадры на Патриаршем мосту, снял чудесные виды Кремля над Москвою-рекой. Наконец, когда внешняя съемка была завершена, двинулся к входу в храм, предвкушая редкие кадры внутреннего убранства собора. Однако, у входа меня, как и остальных посетителей встретила выполненная на чёрно-белом принтере надпись: «Вход с фото-видео аппаратурой запрещён». Я убрал аппарат в чехол и положил в сумку, прошёл через «рамку», аналогичную рамкам в аэропортах и вокзалах, и предъявил сумку (открывать её не понадобилось). Храм впечатлил своим простором и акустикой, но стало понятно, что богатство росписи стен вместить даже за несколько часов в сознании не удастся. Самое же ценное в храме, на мой взгляд, составляют памятные доски с перечнем сражений с Наполеоном, перечнем воинских подразделений, сражавшихся с неприятелем, с именами офицеров, погибших, отмеченных за храбрость и награждённых за успешные боевые действия. На вопрос о продаже DVD-диска с фотографиями интерьера храма продавщицы икон, литературы и сувениров отвечали отрицательно. На вопрос, почему запрещены съёмки, следовали уклончивые улыбки. Когда же я сказал, что только что фотографировал внутренность соборов в Питере, а месяцем раньше – в Троице-Сергиевой Лавре – мне напомнили пословицу: «Со своим уставом в чужой монастырь не ходят!» Особенно негативную реакцию у милых продавщиц вызвали мои слова о том, что пару лет назад я спокойно фотографировал рождественскую службу в одном из православных соборов Нью-Йорка. Обычная практика в наших храмах – обращение к священнику с просьбой разрешить съёмку в храме – здесь оказалось невозможной, священники мне не встретились. Вероятно, не повезло.
Впечатление от запрета фотографировать внутреннюю часть собора вне времени службы и от присутствия охраны при отсутствии священников было усугублено инцидентом на входе в храм. У меня на глазах турист – сикх по национальности – в сопровождении русской переводчицы хотел пройти в храм. Его грубо, силой вытолкали за дверь. Вместо того, чтобы вежливо объясниться с гостем и «разрулить» ситуацию (мужчина в православном храме должен находиться без головного убора, а сикху-мужчине нельзя публично снимать головной убор), возникло «рукосуйство» с бранью, несмотря на энергичные попытки переводчицы прояснить ситуацию.
Думаю, что в храм, где управляют не священники, а охранники, мне второй раз войти не захочется. В России предостаточно чудесных храмов с приветливым доброжелательным духовенством.
Думаю, что только гостеприимство и доброжелательность к представителям других конфессий укрепляет на деле авторитет Православия. Грубость охранников достигает противоположных результатов. Кому это нужно или выгодно? Конечно, не нам.
Сопоставить внутреннее убранство крупнейших соборов Санкт-Петербурга и Москвы моим друзьям в Питере и других городах я помочь не смог, несмотря на цифровую камеру и интернет.

Фото автора: слева направо - купол Исаакиевского Собора, запрещающая надпись на входе в храм Христа Спасителя, центральная часть интерьера храма Спаса-на-Крови.


Рецензии
Добрый день, Сергей. Вы правы – фотографировать не дают. Но не только у нас. В Иерусалиме в православном разделе Храма Гроба Господня тоже нельзя, но даже если снимаешь, то фото не получается. В католическом получается, а в православном Храме - нет. Но самое интересное – это торговля в Храмах. В Храме Девы Марии в Вифлееме идет торговля вовсю свечами арабскими, не освещенными. В Храме Христа Спасителя торгуют тоже свечами, иконами, да и в любом православном Храме тоже. А надо и можно где-то поблизости это делать. Христос запрещал торговать в Храмах, по Библии. В католических Храмах свечами не торгуют - бери сам, но если есть деньги, то положи, сколько считаешь нужным. А фото делать нигде не разрешают. Написали интересно, провели экскурсию по самым важным местам СПб. И Вы правы - сейчас многим управляют не те, кому положено, а охранники. Но не только у нас. Когда мы были в Вифлееме и стояли в очереди, чтобы войти в Храм, наша гид-израилетянка, произнесла слово" мусульмане". Ее за рукав рванули палестинские охранники- полицейские, вывели из очереди и заявили, что она оскорбляет души верующих. Оказывается нельзя, по их понятиям, говорить "мусульмане". Почему - никто из нас не понял. Но так решили охранники. И вели себя нагло, будто они истина в последней инстанции. С теплом,

Алла Изрина   26.07.2012 16:18     Заявить о нарушении
Алла, добрый день!
Я бы сказал иначе – в российских рядовых православных храмах, попросив батюшку разрешить, можно фотографировать. Просто надо вести себя скромно и уважительно, ведь в Доме Бога находимся. Использовать вспышку нельзя, что вполне понятно, если кругом прихожане. Такая же или даже несколько более либеральная обстановка мне встречалась в православных храмах (американских и русских) в США.
Перенос политических и политизированных акций на амвоны храмов, развязность, декларация светских принципов демократии так же недопустима, как и вмешательство церкви в гражданское общежительство. Акция Пусси Риот – вторжение развязной политики в Божий Храм. Представить не могу, чтобы девушки в Америке в Синоде Зарубежной Православной Церкви Нью-Йорка или в Соборе в Вашингтоне, приплясывая, просили Богородицу изгнать Обаму! Дикость. Думаю, что такое невозможно и в храмах православной американской церкви, где мне доводилось присутствовать. Выходка Пусси Риот – это «отрыжка» из времён советского атеизма. Тут не сроки давать надо, а высмеивать реликтовое мышление. А мы «сурово насупливаем брови». Нет ничего эффективнее смеха.
**
Инцидент со словом «мусульмане», вероятно, проистекает из каких-то гражданских договорённостей в стране. Мало знать язык, надо знать и страну. Примерно так дело обстоит в Штатах со словом «негр». Для нас это принадлежность человека к чёрной расе и только. В Штатах – оскорбление афро-американца, расистская выходка, за которую наказывают. Об этом полезно помнить, посещая США. Повторюсь, полезно знать обычаи страны, куда приехал гостем или переводчиком.
Есть гаденькая категория во многих обществах – провокаторы. Играющие на чувствительных струнах людских душ и способствующие возникновению болезненных конфликтов. Сожалею, что сикха приняли за провокатора. Сожалею, что переводчица не предвидела ненужного столкновения конфессий. Я видел, как дружественно с нами, русскими, беседовали чёрнокожие американцы, имевшие с советскими гражданами в прошлом хорошие контакты. А как отнесётся в своей стране к русскому сикх, выброшенный из Храма Христа Спасителя? Всё отзывается и аукается!
Сергей

Сергей Таллако   26.07.2012 18:27   Заявить о нарушении
В отношении Пусси Райд все ясно. Девушки, которым хорошо заплатили за подобное. И они пошли на это, даже не понимая, что делают. Тут и говорить не о чем. Развязность и подобное поведение - это нонсенс. Они до этого в метро, забравшись на лестницу-вышку, что достает почти до потолка, сыпали перьями из распоротых подушек на пассажиров, ждущих поездов на платформе ст. Боровицкая. Их еще тогда нужно было за хулиганство задерживать. Но это не сделали почему-то и кто-то разрешил им забраться на вышку и петь свои пакостные песни вместе с осыпаньем людей перьями. Тогда их хозяева, а они у них точно есть, направили их... в Храм. И вот результат. А теперь им такой пиар бесплатный устроили, все их знают, даже жалеют. А они просто безмозглые хулиганки и все. Но церковь тоже повела себя не верно. Она ведь у нас отделена от государства. А в этом случае они их преследуют и создают тем самым им ореол мученичества, что в корне не верно. Они просто хулиганки настоящие. За хулиганство и должны отвечать.
А съемки в церкви должны быть просто узаконены, а не производиться по договору с каким-либо священником. Или разрешено снимать за определенную плату,которая должна быть объявлена для всех, или нет. Вот и все. А Вы со священником договариваетесь, а деньги куда идут. Все тоже самое, это тоже элемент коррупции налицо.

Алла Изрина   26.07.2012 18:51   Заявить о нарушении
Забыла добавить. Это не отрыжка советских времен. Такое поведение- элемент сегодняшней морали или, вернее, ее полное отсутствие у некоторых.

Алла Изрина   26.07.2012 18:54   Заявить о нарушении
Вот как меняется понимание содержания слова! Уточняю: я получаю разрешение фотографировать у священников всегда без денег. И намёка на деньги не бывало!
Неуважительное отношение к церкви идёт с расстрелов священников по письму Ленина, история старая. И его изменить можно только мудростью, подобной мудрости 40-летнего изживания раба в еврейском народе.
Не знал, что эти «девочки» столь хулиганисты. Вы правы: за хулиганство и должны отвечать! По соответствующей статье Кодекса. Где бы не безобразничали – в церкви или на станции метро.
Всё это напоминает признаки попыток направленной деидеологизации.
Сергей

Сергей Таллако   26.07.2012 20:44   Заявить о нарушении
Нечистый направления меняет,
Старается ворота нам открыть,
Но в то же время Он отлично знает,
Как может Вседержитель нас любить.
Но спорить с Божьей лаской невозможно,
Приходится лишь случай поджидать…
Из-под тишка, и очень осторожно,
Мысль подленькую хочет Он подать.
И если стержень слаб – мы поддаёмся
На дело непотребное в судьбе.
Душой сильны - мы просто посмеёмся,
И Бога возвеличим средь людей.

Яхонт 2   02.08.2012 04:26   Заявить о нарушении
Есть Храм – Душа.
Мы в нём и в чистом поле.
А этот золочёный исполин…
Проклятье на века стеной висит над ним!

Существует предание, что Храм Христа Спасителя построен на месте снесённого женского православного монастыря по воле Николая I. Игумения Антония предрекла его судьбу: «Бедный! Недолго ему здесь стоять!»

Сергей Таллако   02.08.2012 10:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.