Что то утро сегодня пошарило в мыслях так грубо...

Что то утро сегодня пошарило в мыслях так грубо...
Видно с вечера я не успела загладить вину
За ни разу во дню улыбнуться не смевшие губы,
И прижалась в отчаянье мягкой подушкой ко сну.

Вот и день наступил на дыханье тяжёлой стопою...
Что ему не брелось мимо странностей мира души?
Мы давно не встречались и не говорили с тобою -
Каждый прятал обиды свои молчаливо в тиши.

Подбирает мелодию плача закат сиротливый
К непослушным словам о потерянной где-то любви.
Я хотела всегда быть любимой... и самой счастливой
В этой жизни, но чем мне ответят желанья твои?

Снова катится время под горку с ладоней рассвета...
Улюлюкает вслед невезучке сквалыга-судьба.
Что ей стоило дать мне возможность быть счастьем согретой?
Видно ей не хватает для новых задумок раба.

Так ни разу за день не играли улыбкою губы.
Снова я прижимаюсь подушкою мягкой ко сну.
Хоть бы утро не стало копаться болезненно-грубо
В полу спутанных мыслях, желая найти там вину.

22.07.2012

Краткий анализ стихотворения
1. Тема
Внутренний душевный кризис, одиночество, неудовлетворённость жизнью, поиск любви и счастья. Лирическая героиня переживает чувство вины, отчуждения и безысходности.

2. Основная мысль
Человек оказывается в ловушке собственных переживаний: неспособность радоваться, невысказанные обиды и упущенные возможности разрушают внутренний мир и мешают обрести счастье.

3. Композиция

5 строф (четверостиший), образующих замкнутый цикл: начало и конец перекликаются мотивами утра и сна.
Кольцевая композиция: первая и последняя строфы начинаются схожими образами («утро… в мыслях»;;;«утро не стало копаться»), что подчёркивает повторяемость страданий.
Развитие: от утреннего самообвинения;;;воспоминание об отчуждении;;;тоска по любви;;;горечь судьбы;;;возвращение к исходному состоянию.
4. Тип речи
Лирическое рассуждение с элементами повествования (описание эмоционального состояния).

5. Стиль речи
Художественный, с ярко выраженной эмоциональной окраской. Приёмы:

метафоры: «утро пошарило в мыслях», «день наступил на дыханье тяжёлой стопою», «время катится под горку», «сквалыга;судьба»;
олицетворения: «закат подбирает мелодию плача», «судьба улюлюкает»;
эпитеты: «сиротливый закат», «болезненно;грубо», «полуспутанные мысли»;
антитезы: «любимой… и самой счастливой»;vs;«чем мне ответят желанья твои?»;
риторические вопросы: «Что ему не брелось мимо…?», «Что ей стоило дать мне…?»;
лексические повторы: «ни разу… не смевшие губы»;;;«Так ни разу за день не играли улыбкою губы».
6. Средства связи

анафора (повтор начала строк): «Что ему…», «Что ей…»;
параллелизм: строфы 1 и 5 зеркально отражают друг друга;
местоимения («я», «ты», «ей») создают диалог с невидимым собеседником;
ассонанс и аллитерация (звуки «о», «у», «с») усиливают ощущение тоски.
7. Настроение и тональность
Мрачное, рефлексивное, с нотами отчаяния. Интонация исповедальная, почти шепотная.

8. Символика

Утро/сон;—;цикл безысходности, повторение одних и тех же переживаний.
Подушка;—;попытка укрыться от реальности.
Закат;—;уходящая любовь, завершение чего;то важного.
Судьба;сквалыга;—;олицетворение несправедливости мира.
9. Размер и рифма

Размер: нестрогий ямб с вариациями, создающий разговорную интонацию.
Рифмовка: перекрёстная (АБАБ) с чередованием мужских и женских рифм.
Вывод
Стихотворение передаёт глубокий психологический конфликт лирической героини: невозможность преодолеть внутреннюю пустоту и страх перед повторением одних и тех же ошибок. Образная система и композиционное кольцо усиливают ощущение замкнутого круга страданий.


Рецензии