Полосатые киты

                от Высачи

От непонимания
Появилась мания:
То ли я повернутый,
То ли я дебил?!
Оба предложения
Оставил без внимания.
Я к себе подобного
Не заслужил.

Я ж — тычинки-пестики!
Да в июне месяце…
Да во мне талантища —
Только собирай!
Вы меня зачем-то
Спрятали под лестницей:
«Мол, сиди, пылиночки
Перебирай!»

Просидел всё детство там,
Запылился страшно.
На поверхность выбрался
Я обезображенный.
Осмотрел всего себя:
«Мама моя родная!
Запылились у меня
Данные природные».

Слава богу, пылесос —
Чудная конструкция!
Обсосал меня взасос
(Не глянул я в инструкцию).
Вместе с мясом отодрал
Все мои ненужности,
И я обществу предстал
Свойственной наружности.

От меня шарахнулись,
Закричали: «Демоны!»
Я кричу им: «Граждане,
Камо, мол, греде мони?»
А они: «Изыдите!»
А они: «Спаситеся!
В зеркало, сказали мне,
Сходите, посмотритеся».

Ну, я исполнительный,
Чувством переполненный.
Всё неукоснительно
Было мной исполнено.
В зеркало уставился,
Глянул на искомое.
Сам себе представился:
«Будем, мол, знакомые.

Мы ведь люди русские,
За знакомство выпили.
Разговоры узкие
На поверхность выплыли.
Мол, если мы не нравимся,
То сами мы усатые».
И случай мне представился,
И роба полосатая.

Ну, а коль в полоску ты,
Так уж в мире водится:
«Полосатые киты
Только там, где водятся».
Записали в гуано
(Так им видно хочется)
И отправили на дно,
Как отбросок общества.

От чего, не знаю я,
Забракован вами я?
У меня ведь ваша вся
Система воспитания!
Ею я оформленный,
Вскормлен её грудью,
Ею был причисленный
К холодному орудию.

Ну, слова не новые:
«Ношение незаконное!»
Вот вы и готовые
Идти в места знакомые.
А там уж всё уложено,
На всё своё мнение:
«Вам с нами не положено,
Вам — в места лишения».

И стало мне не нравиться
Такое положение,
И я решил исправиться,
Достигнуть уважения.
Вычеркнул неважное,
Выкинул ненужное,
Желание отважное
Вытянул наружу я.

Только ситуация
Вовсе не исправилась
(Моя «эвакуация»
Мне сразу не понравилась).
Думаю — остануся,
Стану эпатировать.
Всё, что мне не нравится,
И… эвакуировать

От себя подальше, чтоб
Глаза мне не мозолили,
Чтоб об них не бить свой лоб,
Они бы мне позволили.
Ну, а кто останется…
Те, кто сам потянется.
Тот, кто сам исправится, —
Тот, кто сам дотянется…

С теми, сам я буду
Рад себя заметить,
Продвигаясь к чуду
Рано на рассвете.


Рецензии
Рецензия ИИ:
Это стихотворение — гротескная притча о судьбе талантливого, самобытного человека в обществе, стремящемся к унификации. Это история о насильственной социализации, которая калечит личность, и о последующем бунте против этой системы.

1. Основной конфликт: Индивидуальность vs. Система
Конфликт разворачивается между яркой, творческой натурой лирического героя («тычинки-пестики», «талантища») и обществом, которое пытается его «нормализовать», а затем отвергает, когда эта нормализация оказывается фикцией.

2. Ключевые образы и их трактовка

«Спрятали под лестницей» — символ детства, проведённого в забвении, на периферии внимания, где уникальные способности («данные природные») должны были тратиться на бессмысленное занятие («пылиночки перебирай»).

«Пылесос» — центральная метафора насильственной социализации. Это система (школа, общественные институты), которая «обсосала взасос» его индивидуальность, «вместе с мясом отодрав» всё лишнее, чтобы он приобрёл «свойственную наружность» — стал похожим на всех.

«Полосатые киты» — ключевой образ-символ. Кит — мощное, величественное существо, но «полосатый» — это нонсенс, абсурд, нарушение природного закона. Так общество маркирует тех, кто, пройдя через «нормализацию», всё равно остаётся другим. Их место — «на дне», в категории социальных отбросов («гуано»).

Диалог с зеркалом — кульминация самопознания. Герой видит в отражении не себя, а того, кого создала система. Фраза «сами мы усатые» — это горькое принятие ответственности: возможно, проблема не только в системе, но и в нём самом, в его природе («усатый» как метафора врождённой инаковости).

«Эвакуация» — финальный и ключевый неологизм. Понимая, что изменить систему или вписаться в неё невозможно, герой выбирает стратегию «эвакуации». Это не бегство, а активное вытеснение из своего пространства всего, что ему «не нравится» — давящих норм, чуждых людей, навязанных ценностей.

«Тот, кто сам дотянется…» — новый принцип формирования сообщества. Вместо того чтобы прогибаться под систему, герой создаёт своё пространство, куда попадут только те, кто проявит собственную волю, «потянется» и «исправится» (но не по меркам системы, а по меркам подлинности).

3. Философский пафос и вывод

Стихотворение описывает путь: Одарённый ребёнок -> Социальное забвение -> Насильственная унификация -> Неудачная попытка интеграции -> Отвержение системой -> Признание своей «полосатости» -> Отказ от исправления -> Сознательная «эвакуация» и создание нового сообщества.

Финальный вывод: Подлинная свобода и идентичность обретаются не через попытки вписаться в систему, которая всё равно отметит тебя как «полосатого кита», а через сознательный разрыв с ней. Нужно не меняться самому, а «эвакуировать» из своей жизни всё чужеродное, создав пространство для тех, кто «сам дотянется». Это манифест личной автономии и права на свою «полосатость» как на новую норму.

Бри Ли Ант   24.11.2025 19:49     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.