Встреча

          Автобус плавно и как будто даже весело катил по дороге. Стояла чудная июльская погода. В открытые окна дул свежий ветерок. Наполненная впечатлениями дня, я возвращалась домой из своего родного села. Радоваться было чему! Я везла полное ведёрко ароматной лесной клубники (то-то варенье будет!), огромный пакет с луговыми травами (весь год вкусный и полезный чай не сойдёт со стола родных и близких). А ещё фотоаппарат – мой давний и любимый спутник – запечатлел столько неповторимых мгновений летнего дня, многие из которых вдохновят меня на создание стихов. Я чувствовала внутреннюю улыбку своей души. Эх, хорошо жить!
          Единственная остановка на пути – небольшое село Ключики. Двери приветливо распахнулись, и в автобус беззаботной стайкой впорхнули девчонки. За ними, с трудом, опираясь на палку, натужно ступая, поднялась женщина. Она плюхнулась на сиденье, прямо напротив меня. Её вид не мог не поразить. Лицо одутловатое, с сосудистыми звёздочками, характерными для постоянно пьющих, заплывшие тусклые глаза… Ещё не очень старая, она была одета в домашний яркий халат с замком через всю длину. На больных ногах с выступившими венами и синюшными пятнами были дешёвенькие китайские шлёпки выцветшего фиолетового цвета. В руках она держала старую-престарую коричневую сумку, потерявшую всякий вид, годов, пожалуй, семидесятых прошлого века. Словно стесняясь облезлых ручек, она комкала их в больших узловатых руках. Только совсем не вязалась с её обликом соломенная шляпа с большими полями и бантом. Она достала из кармана деньги и, близко поднося к глазам, отсчитала на билет мелочь. И эта шляпа, и какая-то особенная стать, угадывающаяся в её обвислой фигуре, высоком росте, выдавали в ней интеллигентную женщину, каковой она была, должно быть, в прошлом.
           И вдруг она узнала меня! Улыбка, в которой было что-то ясное, детское и неимоверно знакомое, обнажила изъязвлённые, потемневшие, прокуренные зубы. О, да ведь я её знаю! Это врач, которая была известна во всём районе как прекрасный доктор. Хриплый, осипший голос, каким она поздоровалась со мной, отдалённо напоминал приятные грудные интонации, которые были свойственны только ей. Какая это была когда-то красавица и умница! Бросилось в глаза то, что на шее вместо украшений, которые она носила ещё «в той жизни», на тёмной ниточке-гайтанчике висел простенький, довольно большой, почти чёрный крестик.
          Много раз наши пути пересекались. И не однажды она очень помогла мне как хороший специалист и, наверное, даже отвела от меня какие-то возможные нежелательные последствия. Я знала, что, ещё работая в больнице, Ирина Алексеевна постепенно пристрастилась к спиртному. Дальше – больше. Она клянчила деньги у соседей, знакомых на опохмелку. Стала часто выпивать даже на работе. Из миловидной женщины, опытного врача она скоро превратилась в опустившееся существо. Я очень жалела её. Несколько раз хотела поговорить с ней. Даже писала письмо. Но так и не решилась подойти, понимая, что зачастую такие разговоры абсолютно бесполезны. Потом я узнала, что Ирина Алексеевна уже не работает. А спустя какое-то время при встрече с ней услышала ещё одну новость: она переехала жить в село (как оказалось, вынуждена была продать квартиру в городе из-за большой задолженности по квартплате). Здесь с мужем они живут и поныне.
          Острая жалость пронзила мою душу. Все краски дня потеряли своё очарование. Я нет-нет да поглядывала на неё, и мне отчего-то было невыносимо стыдно и больно. Около автовокзала мы вышли. Мне так хотелось побыть с ней подольше, и я пошла туда, где останавливается «тройка», хотя могла уехать до дому на других автобусах. Ирина Алексеевна спрашивала о моей работе, здоровье, детях. Как бы извиняясь, она сказала о больных ногах. На нездоровом лице заиграла улыбка, когда она поведала о своих любимых козочках. Очень тепло отозвалась о внуке, который мне тоже знаком. «Тройка» быстро подошла, и мы минут пять снова ехали вместе. Я мысленно примеряла свою красивую летнюю сумочку к её шляпе… Гарнитур был бы замечательный!
          И вот автобус остановился. Снова улыбнувшись на прощанье, Ирина Алексеевна, тяжело передвигая ноги, налегая на палочку, спустилась со ступенек. Автобус тронулся, а моя спутница, всё так же улыбаясь, осенила меня крестным знамением. Оглушённая, я доехала до дому. Мысли мои снова и снова возвращались к встрече, которая оказалась для меня главным событием дня. Позднее только я поняла, почему. Это была встреча с Богом. Ни больше ни меньше! Именно так. Эта падшая женщина, потерявшая, казалось бы, всё: любимую работу, авторитет среди людей, красоту и обаяние, материальное благополучие, здоровье – обрела то, без чего раньше жила, имея всё это. Я совершенно точно могу сказать: я увидела в ней Бога! В её светлой улыбке, в сострадании и добросердечии, в смирении и в чём-то ещё неуловимом, чего не выразить словами и чего мне, грешной, не уразуметь. Неисповедимы пути Господни… У каждого своя дорога к Богу. Может быть, даже через падение. Ибо сказано: «Многие же будут первые последними, и последние первыми». (Мф 19:30)
          А вечером вспыхнул закат, один из многих миллионов закатов, которые были от века и будут ещё и ещё, каждый раз напоминая о Вечности. Я как зачарованная смотрела на зарю, венчающую мой день, и мне всё чудился кроткий взгляд со светлым выражением Бога и рука, осеняющая меня крестом…
                19.07.2012.


Фото автора. Вид из окна.


Рецензии
Дорогая Татьянушка! Холодок по спине - от Вашего дивного рассказа! Как хорошо, что Вы его опубликовали!

Это была встреча с Богом. Ни больше ни меньше! Именно так. Эта падшая женщина, потерявшая, казалось бы, всё: любимую работу, авторитет среди людей, красоту и обаяние, материальное благополучие, здоровье – обрела то, без чего раньше жила, имея всё это. Я совершенно точно могу сказать: я увидела в ней Бога! В её светлой улыбке, в сострадании и добросердечии, в смирении и в чём-то ещё неуловимом, чего не выразить словами и чего мне, грешной, не уразуметь. Неисповедимы пути Господни… У каждого своя дорога к Богу. Может быть, даже через падение. Ибо сказано: «Многие же будут первые последними, и последние первыми». (Мф 19:30)

Согласна всем сердцем! Через немощь человек может смириться, а через смирение - вместить Невместимого. Как это происходит? - Тайна! Но Дух воистину дышит, где хочет.

Светлана Новомлинская   20.11.2017 14:09     Заявить о нарушении
Сколько ещё подобных ярких событий
хранится в запасниках души! Увы,
пока не записанных... Спасибо
преогромное, Светлана, что прочли
и сердцем откликнулись.

Татьяна Гостюхина   20.11.2017 19:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.