И все это в Подмосковном Звенигороде?

Тропарь новомученикам и исповедникам Российским


Глас 4

Несь радостно ликует Церковь Русская, прославляющи новомученики и исповедники своя: святители и иереи, царственные страстотерпцы, благоверные князи и княгини, преподобные мужи и жены и вся православные христианы, во дни гонения безбожного жизнь свою за веру во Христа положившия. Тех предстательством, долготерпеливе Господи, страну нашу в Православии сохрани до скончания века.


Немногие крохи сведений, которые удалось собрать нам о новомучениках Звенигородской земли, должны послужить тем семенем, на котором в недалеком будущем произрастут плоды христианских добродетелей в сердцах жителей Одинцовского района Подмосковья.

Предлагаемый вниманию читателя материал — дипломная работа по истории Русской Церкви Наталии Красной, выпускницы Саввинских богословских курсов 2004 года.

* * *
После революции 1917 года репрессии с особой яростью обрушились на епископат Русской Православной Церкви, а позднее — на монашествующих и на широкие массы приходских священников и активных верующих. Гонители хотели обезглавить Церковь, лишить ее главной духовной опоры — монашеской молитвы и архипастырского водительства. На случай гибели или ареста правящего епархиального архиерея и для укрепления церковных людей в вере в каждой епархии были поставлены викарные епископы, причем и в тех городах, где до революции не было епископских кафедр.

Свщмч. Петр (Полянский)
Саввино-Сторожевский монастырь
B XIX веке в обители размещалось Звенигородское духовное училище, для которого было построено специальное здание. После окончания в 1892 году Московской духовной академии со степенью кандидата богословия помощником инспектора МДА и одновременно преподавателем Звенигородского духовного училища до 1896 года был Петр Федорович Полянский (1862–1937), будущий митрополит Крутицкий Петр, священномученик, местоблюститель Патриаршего престола. С 1925 года он — в тюрьме и ссылке. Безбожное государство хотело сломить его и сделать его послушным орудием для разрушения Церкви. Он был лишен имени (даже тюремщики знали только его номер) и дневного света — в тюрьме на прогулку его выводили только ночью. Живого его объявили мертвым. Но сломить не смогли, и в 1937 году митрополит Петр был расстрелян. О его верности Церкви свидетельствуют идущие от сердца слова, обращенные к духовным чадам: «Прошу вас… принять с любовью все правила, постановления и распоряжения Церкви. Многие считают их произвольными, лишними, обременительными и даже отжившими. Но мудрецы века при всей своей самоуверенности не изобрели средств укрепить нашу волю в добре, дать сладость торжества победы в борьбе со злом, как это делают труды и подвиги, предписываемые уставами Церкви».

Свщмч. Димитрий (Доброседов)
Саввино-Сторожевский монастырь
18 мая 1914 года архимандрит Димитрий (Доброседов), настоятель собора Двенадцати апостолов в Московском Кремле, был рукоположен во епископа Можайского, викария Московской епархии, и назначен настоятелем Саввино-Сторожевского монастыря.

Родился будущий священномученик Димитрий (в миру Иван Иванович Доброседов) 22 января 1864 г. в селе Пахотный Угол Тамбовской губернии в семье священника. По окончании в 1885 г. Тамбовской духовной семинарии он был назначен учителем земской школы в Моршанском уезде, где трудился до 1889 года. За это время он неоднократно получал благодарность от Моршанского земского собрания и Тамбовского губернского училищного совета за усердные и успешные труды на поприще народного просвещения. Женился. 6 мая 1889 года Иван Иванович был рукоположен в сан священника к Николаевской церкви села Мамонтово Тамбовской епархии, в котором проживало около двух тысяч человек, и был назначен заведующим и законоучителем Мамонтовской церковно-приходской школы.

Вскоре у отца Иоанна умерли жена и дети. Оставшись один, он уехал из Тамбовской губернии и в 1894 году поступил в Московскую духовную академию. По окончании ее в 1898 году со степенью кандидата богословия был назначен законоучителем 4-й Московской гимназии и священником гимназической церкви. 10 апреля 1899 года митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) поставил иерея Иоанна настоятелем Благовещенской церкви при гимназии. В том же году Педагогическое общество при Императорском Московском университете избрало его своим действительным членом, а отделение педагогического общества по вопросам религиозно-нравственного образования и воспитания избрало его своим секретарем.

6 мая за заслуги по духовному ведомству он был награжден наперсным крестом. В это время митрополит Московский Владимир пригласил отца Иоанна к себе и сказал: «У нас в основном два пути: семейный путь и монашеский. Семейный путь для Вас закрыт. Я Вам советую принять монашество». Отец Иоанн согласился, и в декабре 1908 года в Смоленской Зосимовой пустыни Московской епархии был пострижен в монашество с наречением имени Димитрий, возведен в сан архимандрита и назначен синодальным ризничим и настоятелем церкви 12-ти апостолов в Кремле.

В 1909 году архимандрит Димитрий был назначен наблюдателем послушнических школ ставропигиальных монастырей. В 1910 г. его избрали в действительные члены церковно-археологического отдела при Обществе любителей духовного просвещения. В это время он был также действительным членом Попечительства над учащимися в Москве славянами Санкт-Петербургского славянского благотворительного общества.

18 мая 1914 года в Успенском соборе Кремля архимандрит Димитрий был хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии, и назначен настоятелем Саввино-Сторожевского монастыря. С того же года он стал исполнять обязанности заведующего Богословскими педагогическими курсами в Москве. Тогда же на него было возложено главное руководство и наблюдение за изданием научного художественного иллюстрированного описания Патриаршей ризницы.

В 1921 году Преосвященный Димитрий был назначен епископом Ставропольским. Обновленцы в Ставропольской епархии одержали почти полную победу над сторонниками Патриаршей Церкви, которые лишились большинства приходов. Одной из причин этого было массовое уничтожение духовенства в эпоху гражданской войны в 1918–1921 годах. Под натиском обновленцев епископ Димитрий был вынужден покинуть епархию и переехать в Москву.

В 1922 году православные Тамбовской епархии вели упорную борьбу с обновленцами. На первых порах удача сопутствовала обновленцам, только два храма оставались в юрисдикции Патриаршей Церкви. Православный народ, однако, обновленческие храмы не посещал, а ходил в мужской Троицкий монастырь, расположенный в трех километрах от города. После освобождения в 1923 году Патриарха Тихона из заключения епархиальный совет города Козлова направил в Москву представителей с просьбой назначить им православного архиерея.

26 сентября 1923 года Преосвященный Димитрий был назначен епископом Козловским, викарием Тамбовской епархии, и временно управляющим Тамбовской епархией. После приезда Владыки в город обновленцы принесли покаяние, и все храмы, за исключением одного, перешли к Патриаршей Церкви. Преосвященный Димитрий служил во всех храмах города, он был прекрасным проповедником. С течением времени его популярность среди верующих все более возрастала.

Обновленческому движению епархии грозило полное поражение. Уполномоченный Тамбовского отдела ОГПУ по Козловскому уезду писал: «Во главе тихоновского движения в городе Козлове и уезде, а также всей Тамбовской губернии стоит епископ Димитрий, очень хитрый и осторожный человек, пользующийся громадным авторитетом среди верующих, а в особенности у кулаков и темного элемента. Он очень хитро проводит политику назначением своих попов на места, занятые попами-обновленцами, то есть попу, обратившемуся к нему за назначением, он предлагает идти в село и достать из группы верующих протокольное постановление о желании иметь посланного епископом Димитрием попа в приходе. Конечно, при таком подходе к делу посланному попу ничего не остается делать, как вести агитацию против находящегося в приходе попа, обвиняя его в еретичестве, коммунизме и тому подобном. Со времени упразднения Епархиального управления вся полнота власти перешла в руки епископа Димитрия… которому… подчиняются попы, так как иначе неподчиняющийся при помощи агитации посланных Димитрием попов рискует потерять место и превратиться в еретика. Благодаря авторитетности и политике Димитрия, тихоновское движение в городе Козлове и уезде растет не по дням, а по часам. Громаднейшим злом для обновленческого движения являются также монахи, назначение которых Димитрий отрицает, ссылаясь на то, что и здесь он не причем, так как монахи опять-таки являются избранниками народа. Возвращение Пятницкой города Козлова церкви по распоряжению ВЦИКа тихоновцам от обновленцев дало возможность еще более поднять головы тихоновцам и еще более укрепить свой авторитет, в частности, авторитет епископа Димитрия… А всего духовенства, последователей Патриарха Тихона, в городе Козлове и уезде имеется до 90%. В области работы среди духовенства нами приняты следующие меры: производится… срочный учет всего духовенства, предпринимаются меры к расторжению договоров групп тихоновского толка в пользу обновленцев… Предполагается создание Епархиального управления с равным процентом тихоновцев и обновленцев…»

Великим постом 1925 года епископа Димитрия стали часто вызывать на допросы в ОГПУ. Иногда после допросов он сразу шел в храм, где его ждали, чтобы начать богослужение. Власти настаивали, чтобы Владыка покинул Козлов, но он отказывался. Ему стали угрожать заключением. В конце концов он, ссылаясь на болезнь сердца, попросил власти отпустить его в Египет на лечение. Ему был выписан заграничный паспорт, и он отправился в английское посольство в Москве, чтобы получить разрешение на въезд в тогдашнюю английскую колонию. Благополучно оформив все документы, Преосвященный Димитрий на следующий день отправился в Сергиев Посад, чтобы попрощаться с Александром Дмитриевичем Самариным, бывшим когда-то обер-прокурором Святейшего Синода, с которым Владыка был в дружеских отношениях. На пути к дому Самарина его остановил верховой, и епископ был арестован. Из тюрьмы в Сергиевом Посаде он был отправлен в тюрьму на Лубянке в Москве, где пробыл неделю, а затем с приказанием ехать в Козлов был освобожден. В Козлове его арестовали и препроводили в Тамбов. В Тамбове епископ Димитрий был освобожден из тюрьмы и уехал в Москву, где ему довелось на всенощной накануне празднования памяти великомученицы Екатерины сослужить местоблюстителю митрополиту Петру. Для Местоблюстителя это была последняя служба, через три дня он был арестован.

В 1926 году епископ Димитрий служил в московских храмах и в Подмосковье. В июле 1926 года Владыку вызвал к себе уполномоченный ОГПУ Тучков и потребовал, чтобы он покинул столицу. Сославшись на больное сердце, Владыка сказал, что уедет в Кисловодск. Перед отъездом епископ Димитрий пошел к заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому), который ввиду чрезвычайных обстоятельств по управлению Церковью в условиях беспрестанных гонений разделил Ставропольскую епархию на две и поручил епископу Димитрию управление воссозданной Пятигорской епархией.

Владыка поселился в Кисловодске, где снимал комнату в районе, который назывался Рябова Балка, на окраине города за железнодорожным вокзалом, неподалеку от Пантелеимоновской церкви, в которой он часто служил.

14 апреля 1932 года епископ Димитрий был возведен в сан архиепископа. 23 марта 1934 года он был назначен архиепископом Можайским, викарием Московской епархии.

В Москве Владыка поселился в сторожке при Ильинской церкви на Большой Черкизовской улице, где и жил до ареста.

Арестован он был 29 сентября 1937 года в возрасте 73 лет и заключен в Бутырскую тюрьму. Сразу же после ареста начались допросы, которые 9 октября были оформлены в виде протокола и подписаны архиепископом.

Архиепископ Димитрий не признал себя виновным и не согласился кого-либо оговорить.

— Следствие располагает данными, что Вы среди окружающих заявляли о том, что в СССР существуют гонения на религию и духовенство. Вы это подтверждаете? — спросил следователь.
— Я это не подтверждаю, и об этом я никому не заявлял, — ответил архиепископ.
— Следствию известно о том, что Вы распространяли контрреволюционные провокационные слухи, что якобы митрополит Петр расстрелян советской властью. Откуда Вам это известно?
— Мне известно от митрополита Сергия (Страгородского) о том, что митрополит Петр в декабре 1936 года умер в ссылке, а о расстреле я ни от кого не слышал и таких слухов не распространял.

Расследование заняло около месяца. 21 октября 1937 года по обвинению в причастности к «контрреволюционной организации и систематической антисоветской агитации» архиепископ Димитрий был расстрелян.

Свщмч. Иона (Лазарев)
Саввино-Сторожевский монастырь
Будущий священномученик Иона (в миру Иван Иванович Лазарев) родился в 1869 году в селе Лучино Санкт-Петербургской губернии в семье священника. В 1892 году Иван Иванович окончил Новгородскую духовную семинарию и был определен надзирателем в Звенигородское духовное училище. Он учился в Новгородской семинарии в тот период, когда ректором ее был архимандрит Тихон (Никаноров), впоследствии архиепископ Воронежский, в 1919 году принявший мученическую кончину от безбожников.

4 ноября 1892 года Иван был пострижен в монашество с наречением имени Иона, а 3 декабря того же года рукоположен в сан иеродиакона. 23 декабря 1893 года иеродиакон Иона был зачислен в число братии Саввино-Сторожевского монастыря, а 6 января 1895 года рукоположен в сан иеромонаха. 30 декабря 1899 года иеромонах Иона по ходатайству епископа Полоцкого Тихона (Никанорова) был зачислен в число братии Полоцкого архиерейского дома, а 5 января 1900 года назначен его казначеем и ризничим. 27 января того же года иеромонах Иона был назначен настоятелем Невельского Спасо-Преображенского заштатного необщежительного монастыря. 2 сентября 1902 года он был переведен на должность настоятеля Новгородского Сковородского необщежительного третьеклассного монастыря и через год возведен в сан архимандрита.

В 1907 году епископ Тихон жил в ставропигиальном Воскресенском Новоиерусалимском монастыре, исполняя должность его настоятеля. Перед тем, как покинуть монастырь и занять архиерейскую кафедру, Владыка ходатайствовал в Святейшем Синоде назначить на должность настоятеля Новоиерусалимского монастыря архимандрита Иону, которого он давно и хорошо знал с самой лучшей стороны, и 22 марта 1911 года архимандрит Иона был назначен на должность настоятеля этого монастыря. В январе 1918 года архимандрит Иона был отправлен в распоряжение архиепископа Воронежского и Задонского Тихона.

29 января 1926 года архимандрит Иона был рукоположен во епископа Невельского, викария Витебской епархии, но приступить к исполнению своих обязанностей он по независящим от него обстоятельствам не смог. 14 мая 1926 года он был уволен на покой с благословением заместителя Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Сергия проживать в селе Батюшково Дмитровского района Московской области. Живя здесь, он служил в Никольском храме этого села. Многие почитали епископа Иону за дар рассуждения и приезжали, чтобы получить от него духовные наставления. В 1930-х годах на территории Дмитровского района была создана система исправительно-трудовых лагерей, заключенные которых занимались строительством каналов и шлюзов. Среди узников этих лагерей было много духовенства, и епископ через заключенных, кто имел свободный выход из лагеря, помогал находящимся в неволе священникам.

Во время гонений 1937 года епископ Иона был арестован по обвинению в том, что он под видом церковных проповедей вел контрреволюционную агитацию. На допросах он виновным себя не признал. 17 октября тройка НКВД приговорила Владыку к расстрелу. Епископ Иона (Лазарев) был расстрелян 21 октября 1937 года и погребен в безвестной могиле.

Епископы Звенигородские

Протоиерей Николай Добронравов
В начале 1921 года овдовевший протоиерей Николай Добронравов, настоятель Крутицкого Успенского собора в Москве, был пострижен в монашество и 31 июля 1921 года хиротонисан во епископа Звенигородского, викария Московской епархии. В 1922 году он был арестован и сослан. С 1923 года он — архиепископ Владимирский и Суздальский. Снова арестован в 1924 году и в 1925 году снова на три года отправлен в ссылку. Расстрелян 10 декабря 1937 года.

Преосвященный Филипп
Преосвященный Филипп (Гумилевский Сергей Николаевич, 1877–1936 годы), архиепископ Звенигородский, викарий Московской епархии с 1923 по 1931 годы, с 1923 года был в заключении и ссылке, в 1926–1927 годах — снова в ссылке. С 1928 года — член Святейшего Синода при митрополите Сергии (Страгородском). С 1933 года в заключении. Скончался в Иваново-Вознесенской тюрьме.

Свщмч. Николай (Розанов)
г. Звенигород
Священномученик Николай родился в 1867 г. в селе Муромцево Дмитровского уезда Московской губернии в семье священника Петра Розанова.

В 1886 г. Николай Петрович окончил Вифанскую духовную семинарию и в 1890 г. был рукоположен во диакона к Покровскому храму в селе Куликово Дмитровского уезда. В этом храме отец Николай прослужил диаконом четырнадцать лет.

В 1904 г. он был рукоположен во священника к Никольскому храму в селе Черленково Волоколамского уезда. В 1914 г. отец Николай был переведен сначала в Москву в храм Михаила Архангела, а в 1920 г. в Звенигород в Александро-Невский храм. В 1928 г. отец Николай был возведен в сан протоиерея, а впоследствии удостоен митры.

Александро-Невский храм, где служил отец Николай, был построен в 1902 г. в честь почившего императора Александра III. Эта небольшая церковь сначала замышлялась строителями как часовня на городском кладбище при Вознесенской церкви (и кладбище и церковь были в советское время разрушены), но потом было принято решение о строительстве вместо часовни храма. Отец Николай был последним перед закрытием его настоятелем.

18 февраля 1938 г. в Звенигородское отделение НКВД поступил донос от инспектора финансового отдела Петушкова, который просил «принять соответствующие меры к недопустимым явлениям со стороны служителя культа, фамилия мне неизвестна, но из города Звенигорода». Доносчик писал, что якобы ехал с отцом Николаем в поезде из Москвы и разговаривал с ним о конституции, которую тот ругал. На следующий день Петушков был вызван следователем для дачи свидетельских показаний. Следователь спросил его, «хорошо ли он признал священника Розанова?». Лжесвидетель ответил, что курсы московского финансового отдела в городе Звенигороде расположены рядом с домом священника, поэтому отца Николая он «хорошо знает».

22 марта протоиерей Николай Розанов был арестован и сразу же допрошен. Расспросив отца Николая о его биографии, родственниках, социальном и имущественном положении, следователь прервал допрос. Следующий допрос состоялся лишь 8 мая.

— Вы обвиняетесь в высказывании в феврале 1938 года клеветы в отношении советской власти, — сказал следователь.
— Виновным себя в высказывании клеветы в отношении советской власти я не признаю, — ответил священник.
— Вы обвиняетесь в высказывании в ноябре 1937 г. клеветы в отношении советской власти.
— Виновным себя не признаю. Я высказывал недовольство в отношении советской власти на непосильные налоги, которые были наложены на меня райфинотделом как на священника.

Такие ответы не удовлетворили следователя. 13 мая отца Николая вызвали на очную ставку с одним из лжесвидетелей. Но и тогда отец Николай категорически отверг все вымышленные обвинения против него.

После ареста некоторое время отца Николая держали в Звенигородском отделении милиции, а потом перевели в Сретенскую тюрьму в Москве. К моменту ареста батюшке было семьдесят три года. Здоровье его было крайне расстроено. У него было больное сердце, сильно отекали ноги, беспокоила грыжа.

7 июня 1938 г. тройка НКВД приговорила отца Николая к расстрелу. Протоиерей Николай Розанов был расстрелян 4 июля 1938 г. на полигоне Бутово под Москвой и погребен в общей безвестной могиле.

Мц. Елизавета (Куранова)
г. Звенигород
Мученица Елизавета (Елизавета Викторовна Куранова) родилась в 1877 г. в городе Москве.

Воспитывалась она в детском доме. Вышла замуж. В 1930 г. мужа Елизаветы Викторовны, который работал на заводе, обвинили во вредительстве и по приговору тройки ОГПУ расстреляли. Дом, где они проживали, был конфискован, и она, как административно высланная, вынуждена была покинуть Москву и поселиться в подмосковном городе Звенигороде. Елизавета Куранова была арестована 9 сентября 1937 г. и заключена в Бутырскую тюрьму в Москве.

— Следствие располагает данными, что вы собирали среди граждан деньги и продукты для оказания помощи заключенным и высланным, которые посылали последним, вы подтверждаете это?
— Нет, не подтверждаю. В 1937 г. я посылала две посылки заключенному священнику Сергею Григорьевичу Зарубину. Все эти продукты приобретались мною за свои средства.
— Расскажите о вашей контрреволюционной деятельности.
— Никакой контрреволюционной деятельности я не вела.
— Уточните род ваших занятий, чем вы занимаетесь?
— Я одинокая и без определенных занятий. Работаю на случайных работах.
— Следствие располагает данными о том, что вы имеете связь с лицами, сосланными за контрреволюционную деятельность.
— Да, я имею письменную связь со священником Сергием Зарубиным, с которым я познакомилась девять лет назад. Кроме письменной связи, я послала за 1936 и 1937 гг. около четырех посылок. Сбором же средств на стороне не занималась.
— Будучи недовольны советской властью, вы среди верующих занимались антисоветской агитацией. Дайте показания по существу.
— Я потому недовольна советской властью, что пережила расстрел мужа, конфискацию имущества и высылку. Но открыто своего недовольства среди окружающих не выражала, антисоветской агитацией я не занималась. Я считаю, что меня арестовали за то, что я посещаю церковь и участвую в церковном хоре.

17 октября 1937 г. тройка НКВД приговорила ее и еще нескольких человек, арестованных с ней по одному делу, к расстрелу.

Мученица Елизавета вместе с протоиереем Петром Никотиным и мирянами Виктором Фроловым, Иоанном Рыбиным и Николаем Кузьминым была доставлена в Таганскую тюрьму, где их сфотографировали. 21 октября 1937 г. они были расстреляны на полигоне Бутово под Москвой и погребены в общей безвестной могиле.

Свщмчч. Александр (Ворончев), Владимир (Запольский)
г. Одинцово
Церковь Гребневской иконы Божией Матери. Последним перед закрытием настоятелем храма был митрофорный протоиерей Александр Ворончев (1876–1941 годы). После окончания Воронежской духовной семинарии (где Александр был рукоположен в сан священника) и Московской духовной академии он был назначен настоятелем строившегося в Москве на Миусской площади собора во имя благоверного князя Александра Невского. В 1928 году власти запретили богослужения в соборе, и отец Александр был переведен в город Одинцово. В 1937 году был арестован и заключен в лагеря Карелии. Приехавшим навестить его в 1942 году родственникам местные жители сказали, что лагерь ликвидирован, а заключенные были посажены в баржу, которая была затоплена посреди озера.

Был арестован и диакон Гребневского храма Владимир Запольский. Умер он на поселении в городе Киржач. В 1938 году Гребневский храм был закрыт и разграблен.

Земля Звенигородская

Свщмч. Василий Горбачёв
Село Большие Вязёмы
В селе Большие Вяземы в храме Преображения Господня 15 февраля 1938 года был арестован священник Василий Горбачев, его обвинили в агитации против советской власти. «Агитация» заключалась в том, что на месте прежнего служения при угрозе закрытия храма прихожане обратились за советом к отцу Василию, как им сохранить храм. Он посоветовал направить прошение в органы власти. Храм в Парфиньево закрыли, а отец Василий 26 февраля был расстрелян, о чем родственники узнали только в 1989 году.

Свщмч. Николай Цветков
Село Никольское
В селе Никольское (Кляпево) в церкви святителя Николая вел подвижническую жизнь диакон Николай Цветков. Окончив духовное училище и Вифанскую семинарию, с 1891 года он служил диаконом. В 1922 году был арестован, следователь втягивал его в дело, к которому отец Николай не имел никакого отношения, — об убийстве крестьянского писателя Семенова. Его приговорили к 10 годам тюрьмы и трем годам ссылки. За время заключения у отца Николая отобрали дом, и он жил у разных людей. В 1931 году он был снова арестован и приговорен к трем годам в исправительно-трудовом лагере. В 1937 году вновь арестован и 27 сентября расстрелян на Бутовском полигоне.

Свщмч. Василий Озерецковский
Село Локотня
В селе Локотня в церкви Покрова Божией Матери с 1908 по 1915 год служил псаломщиком Василий Иванович Озерецковский (1885–1937 годы). В 1920 году он был рукоположен во иерея ко храму в селе Рыжово (в окрестностях Наро-Фоминска), в начале 30-х годов отец Василий служил в храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Ивано-Теремец (ныне — территория Раменского района). 5 октября 1937 года арестован и 21 октября расстрелян.

Свщмч. Всеволод Смирнов
Село Троицкое
В 1874 году в семье священника Троицкого храма В. Смирнова родился сын Всеволод. После окончания семинарии он работал учителем, в 1900 году рукоположен в священника к Успенской церкви села Дерменцово Волоколамского уезда. В 1926 году возведен в сан протоиерея. В 1929 году арестован по ложному обвинению, сослан в Архангельскую область на три года. 10 октября 1937 года отец Всеволод арестован вторично и 13 ноября расстрелян.

Свщмч. Парфений (Грузинов)
Село Михайловское
Священномученик Парфений родился 30 января 1874 г. в селе Троицкое-Рязанцево Богородского уезда (ныне — Ногинский район) Московской губернии в семье диакона Василия Грузинова.

После окончания в 1890 г. Перервинского духовного училища Парфений Грузинов до 1896 г. обучался в Вифанской духовной семинарии, а в 1900 г. он окончил Московскую духовную академию. Отец умер в 1885 г., поэтому образование юноша получил за казенный счет. Мать Парфения Васильевича Параскева Петровна трудилась просфорницей в Пятницкой церкви при Троице-Сергиевой Лавре.

В 1901 г. митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) Парфений Васильевич был назначен псаломщиком к церкви святого архидиакона Стефана за Яузой. В 1903 г. он был перемещен на должность псаломщика к московской Софийской на Лубянке церкви.

В различных храмах Москвы Парфений Грузинов служил псаломщиком до 1933 г., когда был рукоположен во священника к храму святого архидиакона Стефана за Яузой в Москве.

В 1935 г. отца Парфения назначили служить в Михайло-Архангельскую церковь в селе Михайловское Звенигородского района Московской области. В этом храме отец Парфений прослужил до самого ареста. По требованию сотрудников НКВД в Михайловском сельсовете 22 января 1938 г. на священника Парфения Грузинова была составлена справка, в которой ему давалась следующая характеристика: «…со дня прибытия его в село Михайловское среди колхозников повел антисоветскую и антиколхозную агитацию за невыход на колхозную работу, за настроение колхозников против мероприятий партии и советского правительства, отчего колхоз в 1936 и 1937 г. имеет большие хозяйственные недоделки. Лично по его агитации в каждый религиозный праздник колхозники не выходят на работу по 2–3 дня… Агитировал против сталинской конституции, утверждая, что она неустойчивая и создана не надолго, что большевики народ вредный, за ними нам не идти. В декабре 1937 года также агитировал против выборов в Верховный Совет СССР, доказывал, что выставленные кандидатуры в Верховный Совет люди не наши, а коммунисты, от которых для нашей религии большой вред, а поэтому старайтесь не голосовать вовсе. За то, что сельсовет не дает разрешения ходить ему, Грузинову, по домам верующих, он всячески старается компрометировать руководителей…»

Следователями 8 и 9 февраля были допрошены в качестве свидетелей четыре жителя села Михайловское. Один из них дал такие показания: «…я замечал, что Грузинов собирает верующих летом где-либо в поле у леса и что-то им рассказывает. Каждый раз после сборищ всегда получались какие-либо прорывы в колхозе, как-то: были случаи порчи косилок во время уборки овса из-за того, что в поле оказались набиты колья, об которые ломались части косилки. А также был случай во время косьбы ржи в 1937 г. Трактор попал в замаскированную яму, вследствие чего трактор сделал простой весь день. Эти все вредительские действия получались на второй или третий день после того, как происходил сбор верующих Грузиновым… Если бывают религиозные праздники, то колхозники совершенно не выходят на работу».

Председатель колхоза, тоже привлеченный как свидетель, заявил, что священник «в своей квартире среди верующих агитировал, что нужно действовать против колхоза, ибо церковь нашу закроют». На праздник Сретения Господня 15 февраля 1938 г. священник Парфений Грузинов был арестован и заключен в Можайскую тюрьму. На следующий день состоялся допрос.

— Скажите, с кем вы поддерживаете связь? — спросил следователь.
— Связей я ни с кем не имел, за исключением высшего духовенства и благочинного, проживавшего в Больших Вяземах, с ним встречался последний раз в 1937 г. в июле, в настоящий момент он арестован органами НКВД.
— Вы занимаетесь контрреволюционной деятельностью и распространяете клевету против советского правительства и проводимых мероприятий партии и советской власти. Требую от вас правдивых показаний по предъявленному обвинению в контрреволюционной деятельности.
— В предъявленном мне обвинении в контрреволюционной деятельности и в распространении клеветы в отношении советского правительства и проводимых мероприятиях правительства я виновным себя не признаю.

19 февраля 1938 г. тройка НКВД приговорила отца Парфения к расстрелу. Священник Парфений Грузинов был расстрелян 26 февраля 1938 г. на полигоне Бутово под Москвой и погребен в общей безвестной могиле.

В 1939 г. сотрудники Звенигородского отделения милиции, в том числе и те, кто участвовал в осуждении отца Парфения, были арестованы и по обвинению в фальсификации уголовных дел приговорены к различным срокам лишения свободы. В качестве вещественного доказательства, среди прочих, было рассмотрено дело по обвинению священника Парфения Грузинова. Военный трибунал войск НКВД 13 марта 1940 г. определил пересмотреть это дело. Однако постановлением следственной части НКВД было принято такое решение: «Учитывая социальное лицо осужденного к высшей мере наказания Грузинова… решение тройки …оставить в силе».

Свщмч. Николай (Запольский)
Село Большие Вязёмы
Священномученик Николай родился в 1889 г. в селе Сивково Можайского уезда Московской губернии в семье священника Александра Запольского. В 1907 г. Николай окончил Духовное училище и в 1910 г. поступил псаломщиком в храм села Лисицино неподалеку от Наро-Фоминска. Тогда же он женился на Марии, дочери священника; впоследствии у них родилось шестеро детей. В 1920 г. Николай Александрович был рукоположен во диакона к тому же храму. В 1925 г. он был переведен в Преображенскую церковь села Большие Вяземы Звенигородского района Московской области.

В 1929 г. диакон Николай был обвинен в порубке леса и приговорен судом к двум годам ссылки, но приговор был заменен на штраф в триста рублей. В 1930 г. диакон Николай был арестован за невыполнение государственных древозаготовок и приговорен к шести месяцам принудительных работ. В феврале 1938 г. следователи допросили дежурных свидетелей, которые подписали нужные следствию показания. 21 марта 1938 г. диакон Николай был арестован и заключен в одну из тюрем в Москве.

Допросы длились полтора месяца, и на последнем допросе, 8 мая, следователь заявил диакону:

— Вы обвиняетесь в клевете на советскую власть, которую вы высказывали в феврале 1938 г.
— Виновным себя в высказывании клеветы в отношении советской власти в феврале 1938 года я не признаю, — ответил диакон Николай.
— Вы обвиняетесь в контрреволюционных высказываниях в отношении советской власти в декабре 1937 г.
— Виновным себя в контрреволюционных высказываниях в отношении советской власти я не признаю.

В тот же день диакону Николаю была устроена очная ставка со лжесвидетелями. Один из них, Степанов, показал, будто диакон говорил, что «советская власть всех попов арестовала, но скоро будет конец советской власти; скоро из Италии придет папа Римский, он установит свою власть и всех коммунистов в ад загонит».

На эти «показания» диакон Николай ответил:

— Со Степановым я никаких антисоветских разговоров не вел, он лжет.

Лжесвидетельница Панова на очной ставке показала, будто она в феврале 1938 г. была в церкви и просила у диакона разрешения взять золу на удобрение для колхоза, на что тот ей ответил: «Что власти помогаешь, хотите выполнить восемь миллиардов пудов хлеба? В 1938 г. это вам не удастся, скоро советской власти не будет, скоро придет папа Римский, он покажет, как крестьян мучить. Хотя вы и взяли попов, но скоро царь будет и коммунистов скоро вешать будем за этих попов».

Диакон Николай решительно отверг эти обвинения и сказал: «В феврале 1938 г. с Пановой я не встречался в церкви и ничего ей не говорил. И в церкви Панова никогда не была».

2 июня Тройка НКВД приговорила диакона к расстрелу. Диакон Николай Запольский был расстрелян 27 июня 1938 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

В 1939 г. все работники Звенигородского управления НКВД были арестованы и решением Военного трибунала войск НКВД приговорены к разным срокам лишения свободы за фальсификацию следственных дел. Дело диакона Николая Запольского было приобщено как вещественное доказательство такой фальсификации, и на основании решения Военного трибунала требовался пересмотр постановления тройки НКВД. Однако, «учитывая социальное лицо осужденного», то есть то, что он служил в храме диаконом, решение тройки было сочтено тогда правильным.

 


Рецензии
как все до боли повторяется...
неужто все вернется вспять?
у будем вновь страдать и маяться?
и сонмы мучеников жать?

Ирина Каховская Калитина   19.07.2012 17:54     Заявить о нарушении
Ирина, я прочла " Несвятые святые" - прекрасная книга, как Вы, где?

Александра Макарова -Мирская   18.08.2012 19:13   Заявить о нарушении
Я на Хопре. Скоро вернусь в Москву.

Ирина Каховская Калитина   18.08.2012 19:41   Заявить о нарушении