4. Поездка в Друскининкай. Остробрамская икона

     Эта удивительная икона одинаково почитается и католиками, и православными. История ее полна тайн и загадок. Достаточно сказать, что существует несколько версий ее обретения. И здесь тоже – по конфессиям ,  у каждой из которых есть свои версии. Но все сходятся в одном – икона, безусловно, чудотворная. За ней специально приезжают в Остробрамскую часовню, чтобы приобрести ее  список не только для себя, но и для самых близких.

     Такую икону хорошо иметь в своем жилище, т.к. она считается хранительницей домашнего очага, защитницей от непрошенных гостей и ворогов, от татей и разбойников.  Ей приписывают благодатное влияние на место обитания и всех членов семьи, она способствует укреплению мира  и покоя в семье, исцеляет от недугов и помогает в разрешении трудных жизненных ситуаций. Словом, она обладает всеми благодатными проявлениями чудотворного образа.  Икона несколько раз меняла свое местоположение, сначала она была у православных, а теперь – у католиков. Каждый оспаривает свое право на нее, а мне кажется, что она любит всех поровну, потому и гостит по очереди – то там, то здесь.

     Как я уже упоминала раньше, со слов протопресвитера Виталия Борового, который  был студентом семинарии с 1929 по 1936 г. , православные студенты не поднимались в католический храм, где   чудотворный образ  хранится и по сей день. Сколько слез перед ней было выплакано, сколько просьб озвучено, сколько  жизненных судеб прошло!
 
     Семинаристы  не раз горячо молились перед ней в проеме ворот, стоя на коленях (рядом и православный Свято-Троицкий храм, где была семинария на территории монастыря, а через  дорогу – Свято-Духов монастырь)… Икона украшена многочисленными подношениями и со стороны католиков, и со стороны православных – это свидетельства исцелений, помощи Божией в невзгодах, благодарность за услышанные молитвы. Можно смело сказать, что она интерконфессиональна  во всех своих проявлениях – рядом с ней всегда блаженная тишина и мир.
     До установившегося названия – «Остробрамская» у иконы было несколько названий –  ее называли Корсунской и Благовещенской. Корсунской  ее называли потому, что по одной из версий этот образ  был явлен в Корсуни или Херсоне Таврическом (Крымском), а Благовещенским – потому, что Богородица на этой иконе смиренно сложила руки, как бы в ожидании Благой Евангельской Вести, которую вот-вот ей принесет архангел Гавриил. Нежный, прекрасный лик Пресвятой Девы Марии притягивает к себе теплом и кротостью, глядя на него веришь, что именно с такой душевной чистотой, открытостью и смирением  Богородица предстала пред взором архангела.

     «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца».
(Лк.1:28-33)

     Я бы отметила и еще один момент: Дева Мария сложила на груди руки, как мы их складываем , подходя ко  Святому  Причастию,  готовясь принять Господа… глядя на прекрасный образ Богородицы понимаешь, какой чистоты должна быть душа для этого  великого акта, каким смирением надо обладать, чему надо подражать.

         Автор-иконописец этого замечательного образа так и остался неизвестным. Точно неизвестно и когда  икона впервые появилась в Вильне (это старое русское название Вильнюса).

     Одна из православных версий склоняется к тому,  что  Остробрамская икона была прислана  Великому литовскому князю Ольгерду Гедеминовичу (около 1296 — 24 мая 1377)  греческим императором Иоанном Палеологом, после его крещения. Другая же  легенда  предполагает, что икона сама чудесным образом явилась на Острых Вратах (Остра Брама)14 апреля 1431 г.

     После разгрома вражеских войск в Крыму, князь Ольгерд Гедиминович занялся традиционным для воинов, сбором вражеских трофеев, среди которых живопись почиталась наряду с драгоценностями. Князь, по преданию, привез прекрасный святой образ в подарок своей  первой жене Марии -   русской княжне Витебской и православной христианке.

     Второй женой  Ольгерда Литовского была  тоже русская Тверская княжна Иулиания. Она передала икону  в дар Свято-Троицкой обители, на том месте, где в  начале княжения  князя Ольгерда Гедеминовича  были замучены литовскими язычниками за веру Христову  трое первых литовских мучеников —  Антоний, Иоанн и Евстафий. Мощи которых сейчас покоятся в Свято-Духовом монастыре – напротив бывшей Свято-Троицкой обители.

     Правление  Ольгерда Литовского  происходило с 1345 по 1377 годы и было благоприятным для его народа. У Ольгерда было  12 сыновей и 9 дочерей. Я провела анализ по сопоставлению дат рождения детей с возрастом самого князя Ольгерда, вот что получилось. Первая жена его – Мария родила ему пять сыновей и одну дочь, а вторая  жена – Иулиания ( на которой он женился в  1350 году , будучи  уже пятидесяти четырех лет от роду,  родила ему четырнадцать детей – 7 сыновей и семь – дочерей, причем,  один из  его сыновей – Свидригайло (Яков, Болеслав)  -  великий князь литовский родился в 1370 году, то есть , когда  его отцу было уже 74 года! И он был не последним княжеским ребенком в этой семье.

     Сильным и мужественным  человеком был  Ольгерд : в 1362 году , в возрасте 66 лет, Ольгерд  разбил трёх татарских князей Перекопской , Крымской и Ямбалуцкой орд. Ольгерд Литовский  отвоевал завоевания своего отца Гедемина  и завладел   левой  половиной  Днестровского бассейна , от устья реки Серет до Чёрного моря, весь бассейн Южного Буга, днепровские лиманы и пространство вверх по Днепру до впадения реки Роси. Поистине богатырская личность.

     Летописные источники  свидетельствуют, что Ольгерд принял православие и православное имя Александр ещё до женитьбы своей на Марии Ярославне, то есть до 1318 года; но  существует и мнение, что он был крещён и принял схиму только  перед  самой своей смертью. Еще одна версия -  что он крестился ради женитьбы на русской княжне, но после того как стал великим князем Литовским, время от времени  менял свою веру из политических интересов.
 
     Ольгерд  не препятствовал строительству православных храмов — два  из них - в Витебске ,  один  - в Вильне во имя святой мученицы Параскевы Пятницы. Некоторые жития в приписывают ему и ответственность за смерть трех виленских мучеников – Антония, Иоанна и Евстафия, но тут имеются расхождения о мере вины с другими источниками. О его похоронах летописи гласят: «При его похоронах, сообразно литовскому суеверию, было совершено торжественное шествие, с сожжением различных вещей и 18 боевых коней», но это было после его смерти… и считается, что литовский орден был заинтересован объявить Ольгерда Литовского – язычником.

     Нам остается только гадать - сам ли Ольгерд оставил такое распоряжение о своих похоронах или это его приемники постарались, но факт его отступлений от веры христианской - налицо. В связи с этим мне хочется привести слова доктора филологических наук Андрея Сергеевича  Десницкого (старшего научного сотрудника Института востоковедения РАН, консультантом Института перевода Библии, замечательного переводчика и исследователя библейских текстов:

     "Бог ожидает от человека, чтобы тот всецело предал Ему свою жизнь, но не заставляет этого сделать, ждет, пока человек сделает это добровольно...... И вот когда человек отдает якобы все, но оставляет отходные пути, это не просто обман - теперь у него всегда есть возможность сказать: "Да нет, я не имел этого в виду". Это как сыграть свадьбу и сказать все положенные слова о вечной любви и верности, но на всякий случай сохранить ключ от квартиры любовницы" (журнал "Нескучный сад" № 3, март 2012 г. статья "Почему Бог так сурово покарал Ананию?", с.40).

      От себя добавлю: конечно,христианство Ольгерда Литовского никак не вписывается в  наше исконно русское понимание исповедания христианства как несения Креста, сораспятия со Христом. Но вспомним евангельскую притчу "О делателях в винограднике":

"Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите. Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных". (Евангелие от Матфея. Глава 20:1-16 )
 
Мне думается, она дает надежду на спасению любому пришедшему ко Христу, независимо от времени, в которое призывается человек. Возможно, на самом пороге смерти, как Великий Литовский князь Ольгерд Гедеминович, покаявшийся перед смертью и принявший схиму...

     Что бы там ни было, а  князь Ольгерд Гедеминович все таки  внесен среди других великих князей в Помянник Киево-Печерской лавры как «Князь Великий Ольгерд, наречённый в святом  крещении Дмитрий» вместе со своими потомками.  Словом, эта история еще ждет своих беспристрастных исследователей, а нам надо вернуться к истории об Остробрамской иконе Божьей Матери.


     Икона названа по  названию местности, которая в этом месте города на протяжении веков заселялась православным русским народом и называлась «Острым концом». Никто не знает причины такого названия, рискну (не совсем серьезно) предположить, что за острый язык, острое словцо так называли этот район города. Именно здесь при князе Ольгерде 23 апреля 1498 года была заложена новая стела и ворота с высокой башней. Это действо было завершено торжественным шествием вокруг всего города под перезвон всех его колоколов.

В землю на месте предполагаемого строительства  опускали специальные камни, которые благословил епископ, а при закладке фундамента, в его основание были положены частицы святых мощей, серебряная пластина с надписью и монеты. Ворота получили название «Острых ворот» (по-польски – Остра Брама), более позднее литовское название – Ворота Зари. На выстроенную башню с южной стороны, лицом от города, была  установлена икона Богородицы. И весь город считал  этот образ  своей защитой, уберегающей город от нападения врагов.

     Дальше начинаются «путешествия» иконы: кроме православных ее почитали и католики, поэтому ее отдали в кармелитский монастырь в семнадцатом веке. Недавно  я видела на одном украинском сайте, посвященном Остробрамской иконе следующее замечание:  «Город был оккупирован русскими войсками, от которых старались спрятать одну из самых главных святынь Вильно. Образ вывезли, и след его затерялся».  Потом образ все-таки «нашелся» и был помещен в костел святой Терезии.

     Затем образ хранился в специально построенной для него часовне и  14 апреля (!) в Великую Субботу Страстной седмицы, одна из створ отошла  и  рухнула  на шведских богохульников, это было в 17 веке. А в 1714 году сильнейший пожар полностью сжег часовню, но пощадил лик святой иконы. (Добавлю от себя -  дважды в своей жизни я наблюдала подобную картину, когда выгорала вся квартира, книги – за иконой, стоящей в книжном шкафу, а иконы только слегка закоптились, но остались целы). После этого была выстроена новая часовня (икона до ее открытия  опять была в костеле святой Терезии).

     Наконец, часовня была достроена. И в 1830 г. уже имела сегодняшний облик, собирая многочисленных паломников под своими окнами, сквозь которые была видна чудотворная икона Богоматери Остробрамской. Над этим самым средним окном была сделана надпись:  «Матерь милосердная! Прибегаем к твоему покровительству!»  С двух сторон иконы появились позолоченные статуи родителей Девы Марии – святых Иоакима и Анны. Был выстроен каменный коридор, ведущий из костела в часовню, а вокруг иконы появились многочисленные свидетельства о творимых ею чудесах – ордена, медали, крестики, ожерелья, цепочки, а также золотые и серебряные  воты – это такие специальные изображения отдельных частей тела, продающиеся  рядом в церковной лавке.

     Икона была коронована короной по распоряжению папы Римского, у нее молилось множество известных людей, в т.ч. Адам Мицкевич, который жил совсем рядом. С иконы было сделано несколько копий, одна из них была сделана по просьбе женщины по имени Мария. Список иконы был помещен в Севастополе в храме Святого князя Владимира. Этот собор был заложен 15 июля 1854 года и стал местом захоронения русских адмиралов и морских офицеров и, конечно, местом, где перед Остробрамской иконой молятся об их душах и семьях их близких.

     Существует несколько списков с Остробрамской иконы, все они считаются чудотворными и приносили утешение и исцеление и в Литве, и в России, и в Белоруссии, и на Украине, да и во многих других местах, о чем свидетельствует география золотых и серебряных вот и украшений вокруг нее.

      Дни празднования иконы — 26 декабря по старому или 8 января по новому стилю, а также 14 (27) апреля в день памяти первых литовских мучеников.

     У нас дома всегда есть Остробрамская икона – говорю «всегда», потому что периодически тот, кто видит ее в первый раз, изумляется прекрасному смиренному облику Богородицы… и уходит от нас с этой иконой. Потом мы приобретаем новый образ, но  через некоторое время все повторяется опять. Вот такой это замечательный образ.

А в 1795 году виленский губернатор князь Н.В.Репнин издал распоряжение, которое касалось уважения к святыне, но об этом - в моем следующем рассказе.

Молитва иконе Божией Матери «Остробрамская»

О Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, Небесная Царице! Спаси и помилуй мя, грешнаго раба Твоего, от напрасныя клеветы, от всякия беды и напасти и внезапныя смерти.

Помилуй мя в дневных часех и утренних и вечерних, и во всякое время сохрани мя: стояща, седяща соблюди, и на всяком пути ходяща, и в нощных часех спяща снабди, покрый и заступи.

Защити мя, Владычице Богородице, от всех враг моих видимых и невидимых, и от всякаго злаго обстояния. На всяком месте и на всякое время буди ми, Мати Преблагая, стена необоримая и заступление крепкое.

О, Пресвятая Госпоже, Владычице Дево Богородице! Приими недостойную молитву мою и сохрани мя от внезапныя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние.

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Ты мне хранительница жизни всея явися, Пречистая; Ты мне избави от бесов в час смерти; Ты и по смерти мене упокой.

Под твою милость прибегаем, Богородице Дево: молений наших не призри в скорбех, но от бед избави нас, Единая Чистая и Благословенная.

Пресвятая Богородице, спаси нас![
-------------------------------------------
фото: Вильнюс. Остробрамская икона Богоматери.


Рецензии
Икона необычной красоты! Долго не могла её найти, но потом, всё-таки,купила.
Спасибо за вашу интересную работу!
С уважением,

Евгения Оленина   18.07.2012 08:41     Заявить о нарушении
благодарю вас, Женечка, я тоже почитаю этот образ:)

Ирина Каховская Калитина   18.07.2012 09:50   Заявить о нарушении