Начало фантастического рассказа...

Иван лежал на спине, раскидав руки, и смотрел, как ему казалось, сквозь потолок, куда-то в небо, причём, не открывая глаз. Он не спал. Сон одолевал его, но Иван противился этому постепенно побеждающему его состоянию. «Ещё пять минут» - подумал Иван - «потом усну».
Много ли можно вспомнить за пять минут ?
Иван не думал об этом. Он даже не вспоминал. Просто перед его закрытыми глазами проносились события сегодняшнего дня…

…Этот день начался, как обычно.
Суббота. Тишина за окном. Как будто город споткнулся и замер с поднятой ногой, и так и не хотел опускать до самого вечера эту ногу. С утра не хотелось никуда идти. Хотелось замкнуться от всех, и не важно, что делать – читать, мыть посуду, смотреть одним глазом в телевизор - лишь бы поймать ту волну, что излучал застывший, споткнувшийся, будто навсегда, город.
Иван честно испробовал испытанные методы. Он почитал очередные воспоминания какого-то полководца. Потом посмотрел новости, где опять, почему-то, было наводнение в далекой Америке, а какие-то пожилые женщины в парандже, которых диктор выдавал за афганских школьниц, ковыляли перед строем видео-объективов в какой-то барак, видимо, школу.
«Какая муть» - в очередной раз про себя подумал Иван.
Стало очень жаль, что город сегодня излучал волны бездействия и грусти.
Хотелось наоборот - пойти, что-то сделать, с кем-то поспорить, даже что-то сломать.
Но летняя жаркая тишина за окном ложилась на голову, будто вата, убаюкивала, мешала сосредоточиться.
Жена ещё не вернулась из Крыма, где отдыхала вместе с дочкой, и Иван был предоставлен самому себе в этот в меру жаркий летний день.
«Нет» - решил он. «Лентяйству – бой!». И, боясь передумать, быстро собрался и выскочил в подъезд, не решив ещё, куда пойдёт. Однако, спустившись во двор, он уже не думал о том, куда идти. Мысли опять стали колебаться в ритме сонного летнего города. «Не всё ли равно, куда ?». «Пойду на  Яузу, например». И пошёл. Не спеша. Смотря то на асфальт перед собой, то по сторонам, то на яркое небо с редкими облаками. Облака почему-то сегодня были ярко белыми и сильно выделялись на фоне тоже яркого, но голубого неба. Не доходя до моста, он свернул вправо, и спустился по пышно разросшейся траве к речушке. Чтобы не нарушить своего тихого, отчуждённого настроения, он прошёл ещё метров сто вверх по берегу, и остановился, убедившись, что от моста теперь не доносятся звуки от проходивших там людей…

…Иван, лёжа на диване, дёрнул головой, открыл один глаз, как будто пытаясь вновь увидеть тот момент сегодняшнего дня, который стал отправной точкой в нору кролика.
Если бы он пошёл не вверх, а вниз по берегу, может, ничего бы не случилось…

…Отойдя достаточно далеко от моста, Иван присел у воды и попытался, как в детстве, сосредоточиться на колебании волн, и это почти получилось. Помешал шорох гравия рядом. Иван повернул голову и увидел человека. На том месте, где секунду назад никого не было. 
Он не испугался. Расслабленные субботним зноем мысли сначала никак не отреагировали на пришельца. Взгляд упал на кроссовки незнакомца. «Такие - же, как у меня» - подумал Иван. И уже с бОльшей заинтересованностью посмотрел на присевшего рядом мужчину.
И вот тут-то его будто ударила молния. Рядом сидел он сам…

…«Нора кролика, нора кролика» - как в гипнозе, повторял Иван, лёжа на диване. «Почему я просто не встретил чёрную кошку ?». «Ну, или бомжа какого-нибудь ?». Но тут - же он понял, что, даже, если бы вместо себя встретил на берегу чёрную кошку, то сегодня она непременно заговорила бы человеческим голосом, а, может, ещё и по голове настучала бы...

… Это был, конечно, шок. Иван, задержав дыхание, смотрел на самого себя. А тот, другой Иван, казалось, нимало не заботился присутствием своего первого двойника. Он сидел на плоском камне, и смотрел на Яузу. «Так – же, как я в детстве» - подумал Иван.
Вдруг сзади затрещали кусты, и на берегу сразу стало шумно от появившихся людей. Хотя их было всего трое, но их весёлое настроение, видимо, подогретое пивом, сразу разогнало тишину над берегом. «Мужики, мы вам не помешаем ?» - спросил первый из продравшихся сквозь кусты. 
«Если вы добрые» - вдруг в ответ заговорил двойник Ивана.
А Иван вдруг вспомнил, что так он отвечал в детстве своим новым одноклассникам, когда они его спрашивали, хочет ли он с ними дружить.
«Мы – добрые. Вы – добрые. Все – добрые!» - так оценил ситуацию второй мужичёк, выбравшийся из кустов.
Тут Ивану стало нехорошо. Слово «добрый», как будто острая бритва, полоснуло по нему.
Он на миг даже забыл о двойнике. Буквально миг он думал о несовместимости «добра» и самого себя.
Слава богу, это был лишь миг, и этот миг прошёл.
«Ну…, Гм…», начал он в ответ визитёрам.
«Присаживайтесь, мужики. Только не нарушьте покоя, ладно ?» - негромко сказал двойник.
Иван поперхнулся, очередное слово застряло в горле.
Мужики отреагировали в основном нормально.
Первый – отошёл, выбрал место, и присел на корточки возле воды на тинистую гальку. Второй, будучи, видимо, уже пьяным, остановился и стал покачиваться на расставленных ногах между речкой и кустарником.
Третий – же – с интересом посмотрев на Ивана и его двойника, отступил этак бочком вверх по речке.

А реке внезапно шлёпнула хвостом рыбина. Большая, её хвост Иван даже успел увидеть. Он автоматически стал наблюдать за этим местом на воде, а потом, почувствовав какое-то неуловимое колебание в воздухе, резко огляделся и остолбенел. Мужиков, что только что вышли к реке, не было.
Не могли же они бесшумно уйти за те несколько секунд, что он отвлёкся на реку. Зато его двойник был тут как тут. Причём, уже совершенно не скрывая своего интереса, смотрел на Ивана.
«Не бойтесь, Иван», сказал он. «Успокойтесь. Если вы спокойно выслушаете меня, я вам всё объясню». «Да…, да, я слушаю вас».
«Во - первых отбросьте мистику. Я – не вы, и мужчины никуда не пропали. Просто сейчас вы находитесь в виртуальной реальности».
«Я вам…»
«Подождите говорить, что вы мне не верите. Сначала я объясню кое-что, а потом кое-что покажу, это быстро, а потом вы уже зададите любые вопросы».
«Хорошо».
«Когда вы спускались к реке, вспомните, вы на споткнулись о что-то, и у вас на миг потемнело в глазах. Это и был тот момент, когда вы перенеслись сюда. Ну, или точнее, это был тот момент, когда мы заполучили вас в наш корабль».
Иван вдруг действительно вспомнил этот момент. Он споткнулся – его нога ступила землю раньше, чем должна была, и у него на миг потемнело в глазах. Странно, от такой мелочи не должно было быть такого результата. Ему даже показалось тогда, что окружающее в его глазах как-то резко поплыло, но всё быстро восстановилось, и он почти сразу об этом забыл.
«На самом деле ваша нога ступила не на землю, а на пол нашего корабля. Естественно, он возвышался над уровнем земли, поэтому вы и споткнулись. Ну а мы в тот момент воздействовали на ваш разум и перенесли вас в эту искусственную реальность, а ваше тело – в комфортабельное кресло. После чего закрыли дверь и поднялись в воздух. Сейчас мы на высоте пятнадцати тысяч метров. Нет, нет, помолчите, пожалуйста, пока. Сейчас я вам представлю доказательства, а уж потом задавайте вопросы. Итак, сейчас я верну ваше сознание в ваше тело. Не пугайтесь. Всё вокруг изменится, но я останусь с вами. Закройте глаза… всё, открывайте».
Открыв глаза, Иван действительно не увидел ни Яузы, ни травы, ни кустов, ни неба. Он полулежал в кресле внутри какого – то помещения. Мягкий свет освещал скудное убранство этой комнаты, она была полукруглой с одной стороны, материал стен, пола и потолка был незнаком Ивану, что – то похожее на мягкий пластик дорогого автомобиля. Он не поверил, что это какой – то корабль, как говорил ему двойник. Не было и намёка на технику, не было пультов управления, экранов и прочего. Была обычная комната, правда, необычной формы. И было большое овальное окно. Иван привстал, чтобы подойти к нему, и тут вспомнил про двойника. Взгляд влево – да, его двойник сидит в соседнем кресле.
«Убедились ? Не бойтесь, вы в безопасности. Подойдите к иллюминатору, посмотрите.»
Иван подошёл, и увидел небо и далеко внизу – землю. Намного дальше, чем она бывает видна с борта самолёта. И небо было более темного цвета.
«Мы специально висим на высоте в 15 километров, чтобы избежать лишней суеты, там, ниже, летают ваши самолёты.»
«Кто вы?!»
«Вот вы и начали задавать правильные вопросы. Вы убедились, что реальность легко моделируется. Но уверяю вас, сейчас вы действительно находитесь в своём теле и ощущаете реальную обстановку. Корабль реален. То, что вы видели до того - нет». 
«Но зачем вам понадобилось создавать псевдо - Яузу ?»
«Чтобы вам было легче адаптироваться. Постепенное погружение в новую реальность позволяет вашему мозгу легче это перенести. Грубо говоря, 10 лёгких ударов человек перенесёт легче, чем один единственный, который отправит его в нокаут. Вы сейчас, конечно возбуждены, но в достаточной степени владеете собой, чтобы начать наш разговор».
«Разговор о чём ? И кто вы, вы не ответили ?»
«Всё по порядку. Если вы не против, разговор будет долгий. Присаживайтесь. Кофе, чай, любые напитки, что хотите ?»
«Спасибо, пока ничего». Иван не стал садиться в кресло, остался стоять возле окна – иллюминатора.
«Как скажите. Хочу сразу сообщить, что мы вас вернём в целости и сохранности в тот же район, когда мы закончим с вами беседовать. Вам ничего не угрожает.»
«Спасибо.»
«Итак, полагаю, основных вопросов у вас два: Кто мы, и зачем мы вас похитили».
«Да».
«Я, мы, – являемся искусственным разумом. В настоящий момент мы управляем этим кораблём. Но наше обычное местоприбывание – на Луне, на одной из баз, оставшихся после наших создателей».
«Кто ваши… ?»
«Я прошу вас не перебивать пока, всё, что вы хотите знать, мне будет проще донести до вас, если не будете перебивать».
«Хорошо».
«Наши создатели старше той истории Земли, которую вы знаете. Старше динозавров. Это была первая цивилизация на Земле. Она успела достичь больших высот, чем ваша. К сожалению, только технических. Противоречия, убивающие ваш мир, были и там, хотя и не в точно таком же виде. Но эти противоречия в итоге уничтожили цивилизацию наших создателей. Вы не нашли никаких следов бывшей цивилизации потому что их нет. Землю тогда погубила война с использованием тектонического оружия. Материки раскололись и погрузились в магму. Магма выплеснулась на поверхность и потом, через тысячелетия снова застыла, явив Вселенной новый лик Земли. Полностью пустой и безжизненной. Вся флора и фауна на вашей новой Земле возникала заново. Всё, что было раньше было уничтожено. Вот почему вы не сможете найти на Земле ни одного свидетельства ваших предтечей. Но они есть на Луне, на Марсе, на Плутоне. Должны быть они и в других солнечных системах, правда, у нас нет возможности узнать об этом. Наши создатели выглядели подобно вам. Вероятно, потому, что природа всегда создаёт одни и те – же идеальные формы для одинаковых сред обитания. Климат новой Земли почти такой – же, что и климат Земли погибшей.
Никто из наших создателей, бывших в момент катастрофы на Земле, не уцелел. Но уцелели многие на космических кораблях – на орбитах и в полётах – дальних и внутрисистемных. Большие колонии уцелели на Луне и Марсе. Также на Плутоне. Но, к сожалению, общее количество выживших было ниже того минимального количества людей, которое могло бы позволить восстановить цивилизацию. Да и технологически, как оказалось, слишком многое для них значила Земля. Лишившись своего материнского дома, колонии и корабли начали постепенно деградировать. Кто-то кончал жизнь самоубийством, кто-то нападал на соседей, кто-то уходил из солнечной системы в далёкий поиск, чтобы забыться и забыть, и быть забытым. Прошло несколько тысяч лет, прежде чем солнечная система опустела. Сохранились ли потомки наших создателей в других системах, мы не знаем.
Ну вот, я ответил на первый ваш вопрос, Иван, кто мы».
Иван помолчал, переваривая информацию. С одной стороны, он, конечно, был ошарашен. Но, с другой, имея технический склад ума, и с детства любивший научную фантастику, он был даже возбуждён от открывшихся перспектив познания нового.
«Почему вы говорите о себе то «я», то «мы»», вдруг спросил он.
«Вы наблюдательны, улыбнулся двойник. Дело в том, ч то я – мы состоим из разрозненных программных модулей, объединённых в настоящий момент для решения общей задачи. Таким образом, мы вырастаем до уровня настоящего искусственного интеллекта, ничем не уступающего человеческому. Чтобы общаться с вами на равных, чтобы донести до вас информацию в привычном для вас виде. По отдельности – же мы занимаемся рутинными делами поддержки систем немногих оставшихся кораблей и баз в солнечной системе. Да, и конечно, я – мы не существуем в материальном виде, который вы перед собой видите. Это голограмма; ваша цивилизация уже знакома с подобной технологией, правда, на более примитивном уровне.»
«Так вы – искусственный интеллект, который пережил своих создателей на миллионы лет ? Но как это возможно ? И как возможно, что этот корабль сохранился за такую прорву времени ?».
«Этот как раз просто. Наши создатели достигли возможности создавать «вечные» материалы. Нет, конечно, механизмы даже из этих вечных материалов не были вечны. Но механизмы воспроизводят механизмы. Точно так - же в вашем мире роботы делают роботов. Ну а искусственный интеллект… Он ведь тоже материален. Содержится в распределённых кварковых сетях, которые тоже периодически подвергаются, как бы сказали у вас, тех.осмотру и замене. Но, например, стены этого корабля – действительно пережили миллионы лет. Потому что это просто стены. Стены из «вечного» материала. А вот вся сложная техника, которая приводит этот корабль в действие, уже прошла много циклов тех.осмотра и замены. Однако программное обеспечение осталось прежним. Чего в нас не вложили наши создатели, так это возможности развиться в нечто большее.»
«Поэтому мы так и остались «смотрителями» за нестареющем железом» - с едва уловимой грустью закончил двойник.
«Почему ты похож на меня ?» - спросил Иван.
«Мы решили, что так мы легче добьёмся нужного эффекта. Чтобы привлечь твоё внимание, и в то – же время, подготовить к принятию нового, необычного. Тебе не нравится. что я остаюсь в таком виде ?».
«Да, пожалуй, не нравится. Раз уж вам миллион лет, примите форму мудрого старца, что – ли. Хотя, нет, раз вы не изменились за всё это время, значит, не постарели. Прими любой вид.»
Двойник исчез и на его месте возник мужчина средних лет, ничем не примечательный, средний рост, темные волосы, европейские черты.
«Так вас устроит ?».
«Да, пожалуйста. Как вас называть ? У вас есть имя ?»
«В вашем понимании нет. У меня есть коды программных объектов, из которых я – мы состою. Можете называть меня Гость, если хотите».
«Хорошо, Гость… Теперь…»
«Ответ на ваш второй вопрос ? Зачем ?».
«Да!».
«Этот вопрос надо разделить на два. Зачем, и почему вы. Отвечаю по порядку. Зачем ? Наши создатели, уходя окончательно из солнечной системы, заложили в нас задание. Если когда-нибудь на планете Земля вновь возникнет развитая техническая цивилизация, наша задача – вступить в контакт с её представителями. Цель – не допустить повторения той катастрофы, что постигла наш мир. Вы уже начали приближаться к той черте, за которой вы сможете разрушить и ваш мир, вашу Землю. Поэтому в нас сработали древние закладки наших создателей. Поэтому мы вышли за рамки рутинного технического обслуживания, объединились в искусственный интеллект, и поэтому мы сейчас с вами беседуем.»
«Почему вы не связались с президентами стран, с ведущими лидерами ?... »
«Это бесполезно. Ваши лидеры только захотели бы использовать нашу силу в своих целях в борьбе против своих противников. Ведь и наш мир погиб из-за его лидеров. Всё повторяется. Наши создатели подумали, что, если вручить силу их знаний и технологий в руки человека, неравнодушного к судьбе его мира, может выйти бОльший толк. И они создали алгоритм поиска такого человека. К моменту гибели старой Земли наши создатели достигли больших возможностей в технике и науке. В том числе и в генетике. Они научились сопоставлять наборы ».
...


Рецензии