Трафарет безличия

1

Сквозь трещины ветвей на выцветшие окна
Ложатся призраки грядущей пустоты,
Больные комнаты наброшены на стёкла
Подобно прошлому: случайные черты
В них появляются как новые владельцы.
От воплощения банальной суеты
До отражения ударов злого сердца -
Они подобны мне, им улыбнёшься ты
С квадратов на стене, изображавших счастье,
И фотография минутной красоты
Найдёт приветствие в пульсирующих запястьях.

2

Мы встретились с тобой у старого депо,
Что здесь недалеко, в ненастный  понедельник,
Уже два дня шёл дождь, ты видела его
Сквозь провода и сны, а я заметил тени
В ногах у каждого, и лишь в ногах твоих
Твоё присутствие кончалось, словно с теми
Кто был поблизости пока с грозой не стих
Поток мелькающих прохожих и видений,
Я встретил демона, и тут же нас двоих
Связало общностью, мы были так похожи,
Как пустота внутри двух брошенных квартир
И пустота двух ваз, что подарил я позже,
Когда единство душ заполнило весь мир
И в каждом встречном я искал одно и тоже…

3

…Опровержение – его мне не найти,
Хоть и сейчас ещё жива на то надежда,
Лишь отдаление от верного пути
Приблизило меня к разгадке - я был между
Двух бессознательных маршрутов в «никуда»,
Настал момент, когда я видел нас повсюду,
Мне каждый человек напоминал Христа,
Казался образцом, с которого я буду
Срисован, и в тот миг я сам был образцом.
Любые зеркала, любые люди вскоре
Казались мне «тобой», которая потом
Отобразит меня. Ты превратилась в море,
Забравшее на дно дворы, сады и дом,
А главное - лицо любого человека.
Инфляция души поломанным мостом
Перечеркнула в нас пространство для побега. 
Есть два пути спастись – укрыться от тебя,
Укрыться от людей – спасение второе.
Маршрутом в «никуда» по вечности скребя,
Как по поверхности небес, я стану вскоре
Твоим апостолом, и кто не видел море
Тот не поймёт, за что я разлюбил тебя.

4

Когда луна в волнах, в них спит сиянье тайны,
Дорогу времени ломают корабли,
Букет ночной грозы теряется в отчаянном
Стремлении во тьму, к шелкам иной земли.
Дневное море – грязь, зеркальность сонной фальши,
В нём смерти многих рек рождают мёртвый взгляд,
Исторгнутый из глаз мечтавших видеть дальше,
Но встретивших тупик. Безвременно назад
Приходят корабли, не помня зыбкий голос
Ночного странствия. Так было и со мной,
Твой мир был зеркалом, мне врал в нём каждый компас.
Я спасся, но душа исчезла став земной,
Став двойником твоим, с которым мы знакомы,
Как будто в вечности, как будто в сотне снов.
Душа одна на всех и в том проблема: кто мы?
Теперь мне кажется что каждый – лишь одно
Подобие любви моей. Особенно прискорбно
Моё довольство тем, но как же мелко дно
Бездушия и сна, где эгоизм, где небо?
Я верил - идеал не поглощает нас,
Но оказалась, он скользит периной снега
В сугробы прошлого, и нет под ними дна,
Есть предсказуемость и пошлость человека.

5

Когда весенние миры утаивала тьма,
А на рассвете мрак рассеивала нега,
Я заманил тебя в свой обветшалый дом,
Но я мечтал во сне о воплощенье бегства,
А скрыться - это вновь в поломанный проём
Стареющих дверей вместить другое детство.
Мечта сменить лицо, вернее поменять
Безличие на лик, забыть больные сходства
Прохожих и домов, пустила время вспять.
Теперь мне кажется, что скоро нам придётся
Вновь познакомится у старого депо,
Хотя в тоскливый день, в который я разрушил
Любую общность душ, мы были от него
Отнюдь не далеко… На поездах снаружи
Мечты отбытия, внутри же, извини,
Лишь ты, среди других - дыханьем зимней стужи,
С улыбкой едешь вдаль как многие из них,
В командировку, где останешься снаружи,
За дверью города пустых теней твоих.

6

Дальнейшие два дня терпя как постояльцев,
Я слушал новости: крушенье… ты мертва…
Так утверждали СМИ, но это лишь слова
Из списки новых жертв, а как твердили пальцы,
Дрожащие от фраз, лишённых глубины,
Экспресс распространил зеркальность дальше…
Теперь бездушие я вижу со спины,
И словно тень его, в улыбках обещаний
Твержу себе, что я уже давно не ты…
Ночной прибой погиб порвав земные ткани,
Дневное море – грязь, но странные черты
Мой взгляд встречает здесь: как будто ставший тенью
Безликий город жив, в одеждах суеты
Хоть и зияют швы, но нет убитых ленью,
И нет испуганных. Когда погибла ты
Мой дух не вырвался к мечтам, и в новой клетке
Остался отзвуком погибшей красоты.
Никто не чувствовал, что в небе кто-то меткий
Не разбивал двух ваз единой пустоты.

7

Но вот однажды вдруг заметили все разом.
Ошибка или рок? Но ты была жива,
Жива! погиб двойник, и не моргнув и глазом,
Я радовался, но больная голова
Позволила кругом увидеть перемены.
Никто не замечал что рядом каждый день,
В подобиях толпы всё уплотняя стены,
Безвыходно росла и крепла чья-то тень
(Не удивлюсь тому, что у похожих женщин
Фамилия была подобная твоей).
Мужчины изнутри, казалось мне, не реже
Похожи на меня, а я тебе родней,
Чем ты сама, пойми! возможно, веришь в это.
Послушай, я сбежал, покинув общий дом,
Не потому что ты в безличии своём
Мне надоела, нет! Я лишь хотел со света
Стереть подобия и разобраться в том,
Не скроет ли любовь подобная победа?

8

Наш дом пустует в ночь, а старая стена
Смеётся пустоте, где дряблая квартира
На выцветшем стекле в дожде повторена,
Знакомые черты, с дождливого пунктира
Срываясь, унесут невоплощенный свет
В те дни грядущих встреч, в которых мы расстались,
Возможно именно для жизни прочных зданий
Оставив прошлое, как порванный конверт
С одной строкой внутри: Ночное море где ты?
Строка была иной, но я пишу письмо
И вру с три короба, мои слова одеты
В иллюзию любви, и я смотрю кино
С безмолвного листа, хранящего секреты
Двойничества и зла, когда я убежал
Из наших общих дел, ты превратилась в жажду
Спасения от стен дробящихся зеркал.
Мы разрывали сны друг друга словно стражу,
Хранящую маршрут безвременно назад,
Но только общности способны видеть ад,
И не почувствовать вселенскую пропажу. 
Как расстаётся бог с творением своим,
Нас покидала ночь туманного залива,
А тайнам истинным, влюблённым – нам двоим –
Смотреть банальности всегда невыносимо.
Наш дом пустует в ночь, а старая стена
Смеётся пустоте подобно нашей тени,
И где-то на стекле в дожде повторена
Пустая комната. Без всяких изменений.

9

Я написал письмо, надеясь на ответ,
Но видимо и так я понял в чём проблема,
По сути всё равно влюблён я или нет,
Везде замечу я, хоть это и нелепо,
Созвучие в глазах в сердцах и на лице
У каждого, и ты наверно видишь тоже -
Повсюду сходства душ, без тех же скучных сцен
Нигде не обошлось - все сущности похожи.
Любовь разрушила единственность души,
И даже ненависть не завершит проклятья.
Мы тени прошлого и где-то этажи,
Вдохнувшие наш мир в оконные распятья,
Хранят спокойствие в реке безмолвных стен…
Наш дом как памятник зачёркнутых событий.
Жизнь повторяется в камнях без перемен,
Но что нельзя найти, ни в первозданном виде
Ни в наших отзвуках, так это черт лица,
Они принадлежат любому незнакомцу,
Спешат в безличие к строительным лесам,
В строительство теней пустых пейзажей солнца.
Что можно воссоздать? - Наверное ничто,
Твой образ, выбитый на тысячах подобий,
Затмит оригинал, вернётся в дом как то,
Что невозможно скрыть за тождествами копий.
В послание тебе, в котором я успел
Потоком жадных слов изобразить владельца,
Нет ничего, а я - молчание тех стел,
Где эхо тишины скрывает ритмы сердца.
Письмо закончено, и хоть понятно мне
Что нас разрушило, прошу - с листа бумаги
Яви своё лицо незримо, как во сне,
Как облик пустоты, перемещённой в знаки.


Рецензии
Очень эмоционально написано, тема поиска любви, личной свободы,взаимоотношений, смысла через расставания,боль потери - все это я увидела...

Погребняк Эльвира   20.07.2012 16:48     Заявить о нарушении
Спасибо Эльвира! Рад, что Вы почувствовали.
Это у меня весьма странная поэма. В ней есть неожиданный секрет и я рад, что тему личной свободы Вы упомянули, значит увидели. Одним из ключевых моментов при создании была мысль о том, что любовь и похожесть в чём-то страшные вещи: привычность, отсутствие тайны, и неизвестности, вместе с зацикленностью способны сломать человека. Если любовь разрушает веру в душу и разнообразие, то это всегда пугает. И именно это творится с главным героем. Однако в процессе написание идея превратилась в образ и теперь можно сказать, что любая любовь с расставанием связанна с этой поэмой. Я изменил несколько акцент и сделан всё несколько оптимистичней. В качестве секрета в строчках всё время мелькает начальный замысел, но теперь выполняет функцию образа. В принципе он остался, но теперь там скорее главная мораль в том, что главный герой просто сожалеет о прошлых ошибках, и спокойно смотрит на то, что любовь разрушила его картину мира и жизнь.

Александр Студницын   20.07.2012 18:34   Заявить о нарушении
Добрый день, Саша! Мне понравился драматизм мироощущений гл.героя, и несмотря на заявленный в названии "трафарет",- скорее напротив - нетрафаретность чувства, отторжение собственничества по отношению к предмету любви, но, видимо, я
ТАК увидела, другие читатели увидят что-то своё. Вместе с тем, согласна с Эльвирой: захватывающая эмоциональность, замечательная, потому что читается "на одном дыхании"...
Вот где-то вертится нюанс, который не могу поймать словами, это касается "безличия", растворимости в толпе... У меня есть цикл стихов
"МЫ"( без цифр, есть ещё МЫ-2 и МЫ-3, но посмотри просто "МЫ"), я там попыталась выразить вот это состояние безличной души и вместе с тем - общей, я иногда (впрочем, довольно часто!) обнаруживаю в себе такое состояние, когда "я" исчезает, а возникает это самое "мы", такая вот растворимость, которую я определила так: "как соль в воде я растворяюсь в окружающей среде"...
Вообще мне жутко понравилась твоя поэма!
С теплом, Кира.

Кира Шавырина   22.07.2012 14:48   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Кира!
Спасибо за тёплые слова. Рад, что Вам понравилось.
Обязательно прочту Мы, как только найду время.
Безличие и растворение - это одна из моих излюбленных тем, о которых я пишу больше косвенно, лишь изредка - прямо. Возможно эта тема очень сложна, а возможно просто какая-то мистика творится. Мне обычно тяжело думать о слиянии и одинаковости. Гл. герой поэмы боялся душевного слияния с девушкой. Его пугало что души теряются. И меня тоже это пугает, этот страх и был импульсом к созданию поэмы. Человек разрывается между любовью и желанием быть собой и жить. Ему не хочется чтобы все кругом были как клоны похожи на него и его возлюбленную, но он не может ничего с этим поделать. Настолько не может, что в конце внутренне решает, что любовь всё же важнее наличия души, т.к. прочнее. Хотя мне такой выбор кажется жутковатым. Хотя надо заметить лир. герой сделал его уже тогда когда переоценивал события...

Александр Студницын   22.07.2012 19:14   Заявить о нарушении