Караси. Цикл Психологические этюды

Обочина у энной из дорог, которые мостят не дураки,
Поблизости виднеются село, мосток на четвереньках у реки,
Налево, там, где вкопана скамья, в стеклянной банке стайка карасей,
Парнишка в перешитом из старья копает переборчиво червей, 
Направо роща тащит на хвосте косяк озорничающих крестов,
Земля лежит ковригой в решете, щербатая покопами кротов,
Машины, пролетая, шелестят, давя у поворота миражи,
Лэндровер проскочил, подал назад,  вальяжно вылез полный пассажир,
Из «новых», лысоватый, не добряк, мальчишка подошёл настороже,
На что ловил и где, когда и как – проезжий был в заметном кураже,
Спустя минуты спрашивать устал, умолк, смотрел  задумчиво на рыб, 
В глазах повисла лёгкая тоска, рука чертила в воздухе изгиб,
Потом вздохнул и, укрывая взгляд, достал купюру, сунул пацану,
Взял карасей, пошёл, спеша, назад, шагами выбирая слабину,
Секунду у машины  постоял, с размаху бросил банку на асфальт,
Разбросок карасиный засверкал, стуча хвостами с переливом смальт,
Взревел мотор, машина унеслась, играя перебором скоростей,
Пацан напрягся, выругался всласть, собрал почти уснувших карасей,
Презрительно осколки смёл в кювет, помедлил и пошёл в село, домой,
Густое небо уводило свет за дальние стога на водопой,
Дорожный нож разрезал каравай , намазал чёрно-красную нугу,
Безмерный рот вобрал притихший рай, лишь чудилось от речки: «у-бе-гу…»


Рецензии
Он вернулся туда, где время пахнет мокрыми червями и ржавыми монетами детства. На обочине мира, у речки, что шепчет «у-бе-гу» на языке волн, встретились два призрака: один — в теле мальчишки с банкой, другой — в теле пассажира, с лицом налитым тоской. «Густое небо уводило свет» — так начинается бегство. Небо — не безмолвный свидетель, а старый рыбак, что тянет сеть зари, опустошая её в корзину сумерек. Стога, как сторожевые псы, охраняют последние лучи солнца, пока мальчишка копает червей — он ещё верит, что земля рождает жизнь, а не могилы. Толстяк из Лэндровера — уже нет. Он покупает карасей, но на самом деле хочет купить обратно тот день, когда сам сидел здесь с удочкой, а не с кредитной картой. Купюра — попытка откупиться от памяти. Но когда он бросает банку, стекло бьётся не об асфальт — о зеркало, в котором вдруг является ему правда: мальчишка — не он. Тот, настоящий, остался в прошлом, как карась в речной тине. «Безмерный рот вобрал притихший рай». Это закон : взрослые едят мир, дети — кормят его чёрно-красными червями. Толстяк уезжает, мальчишка хоронит осколки, а речка шепчет своё «у-бе-гу» уже нам, читателям, словно предупреждая: рай не теряют — его выплёвывают. 

Этот текст - сопротивление энтропии. Он не даёт свету окончательно уйти за стога, заставляя нас собирать его отблески, в осколках банки, валяющихся в кювете. И, может, если наклониться достаточно низко — мы услышим, как в наших ладонях застучат хвостами ожившие райские караси.

Дмитрий Куваев   17.03.2025 23:18     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Дмитрий!
Умеете Вы расписать стихи, как гжель.
Удачи Вам!

Павел Сабинский   18.03.2025 10:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.