Был обычный погожий день... - легенда
Море пело...волна плясала
И песчаное покрывало
Бережок полоскал в воде.
Ветерок хулиганил всласть:
То с волной норовил столкнуться,
То на облачном белом блюдце
Демонстрировал миру власть.
Шелестела дерев листва
Подпевая прибою томно...
Коронованы пеной, волны
Прошептали песку слова:
" Ты песчинок не пожалей,
Я верну их... они красивы...
Прокачу их по морю синю
Под короною на челе".
И пустились песчинки в путь...
Было радостно им резвиться
В пышной пене волны-царицы...
Да приспело и отдохнуть.
Солнце в них находило блеск...
Ветер с ними играл в пятнашки...
А волна горделиво каждой,
Обещала хвалу небес.
Ей самой был по нраву вид
Золочёной песками пены.
(В целом море нет ей замены)
Кто же более знаменит?
Но песчинки Устав блистать,
Отказались питаться славой -
Им был берег родной державой...
Да, излишнею суета.
Возмутилась тогда волна:
" Вы, никчемны, земные крохи!
Я могла б осчастливить многих!
Выбор мой, но на вас вина!
Как вы смели перечить мне!
Вы должны лобызать мне ноги
За возможность уйти с дороги,
И, хоть раз, но блеснуть в волне!
Нечестивая пыль песок!!!
Что хотела я от плебея?
Я так горестно сожалею,
Что взяла тебя из под ног!".
Долго буйствовала волна,
Позабыв, как в её короне
Королевствующей персоне
Блеск песка отслужил сполна...
16.07.2012
Краткий анализ стихотворения
Заголовок: «Был обычный погожий день…» (авторский заголовок сохранён).
Тема: взаимодействие природных стихий (море, ветер, солнце) и символическая история песчинок, которые покидают берег, но возвращаются домой.
Основная мысль (идея):
противопоставление гордыни и тщеславия (волна) — и скромности, верности дому (песчинки);
идея о том, что подлинная ценность — не во внешнем блеске и славе, а в связи с родным местом, своими корнями;
аллегория человеческого выбора: соблазн яркой, но мимолетной жизни vs. тихая, но прочная привязанность к дому.
Стиль речи: художественный (поэтический).
Тип речи: повествование с элементами описания и рассуждения (диалог волны и песчинок носит характер спора;рассуждения).
Композиция:
зачин — пейзажная зарисовка, введение в атмосферу («Был обычный погожий день…»);
развитие действия — волна увлекает песчинки, они радуются новому опыту;
кульминация — песчинки решают вернуться, волна гневается и обвиняет их;
развязка — волна продолжает бушевать, забывая, что песчинки уже сослужили ей службу.
Средства связи предложений:
лексические повторы («волна», «песчинки», «блеск»);
местоимения («они», «её», «их»);
синтаксический параллелизм и анафоры (особенно в речи волны);
союзы и союзные слова («и», «но», «как», «что»).
Средства выразительности:
олицетворение (море «пело», волна «плясала», ветерок «хулиганил», листва «подпевала»);
метафоры («песчаное покрывало», «коронованы пеной», «королева;волна», «корона», «держава»);
эпитеты («погожий день», «пышная пена», «золочёная пена», «королевствующая персона»);
сравнения и уподобления (песчинки — «земные крохи», «нечестивая пыль»);
риторические вопросы и восклицания (в речи волны: «Кто же более знаменит?», «Как вы смели перечить мне!»);
архаизмы и книжная лексика («лобызать», «плебей», «держав», «персоне») — усиливают драматизм и «высокий» тон спора.
Размер и ритм:
свободный стихотворный ритм, нестрофическое построение;
преобладает тонический строй с переменным количеством ударений, что создаёт эффект разговорной интонации в диалоге и плавности в описательных фрагментах.
Вывод:
Стихотворение представляет собой поэтическую аллегорию о выборе между блеском и домом, гордыней и верностью. Через образы моря, волны и песчинок автор раскрывает конфликт внешнего величия и внутренней устойчивости, показывая, что подлинная ценность часто скрыта в скромности и привязанности к своему началу. Художественные средства (олицетворения, метафоры, риторические фигуры) придают тексту выразительность и философскую глубину.
Свидетельство о публикации №112071600480
волн: путешествуя на байдарке по Клязьме,
нередко садились на мели в таких широких
местах реки, что удивление брало...
Анатолий Бешенцев 17.07.2012 01:27 Заявить о нарушении