Пролог












                Пролог.
                =======

          X. Хазанов

         Производственная, техническая и научная деятельность подтолкнули автора к новому виду творчества –
ПОЭЗИИ.
        Вот как он пишет об этом в одном из своих стихотворений:

    Изобретатель, инженер,
    к тому ж ещё при этом,
    изящным слогом овладев,
    я стал крутым поэтом.
 
    Сам же поэт шутит по поводу своей новой поэтической деятельности:

   Пишу стихи. Процесс во всю идёт:
   Иль новый гений я, иль старый идиот.
   Пошёл бы погулять, прекрасный день,
   Так нет, сижу пишу, как тот упрямый пень.
   Всё. Закругляюсь. Ставлю чётко точку.
   Заканчиваю трёп. Дописываю строчку.

и серьёзно:

   Стихи - поэзией спрессованная мудрость:
   Высоким даром, опытом, судьбой,
   Написанные ёмким, точным слогом,
   Рождённые в борьбе с самим собой.

    Первые же попытки сочинения стихотворений вдохновили автора и он с большим энтузиазмом продолжал это занятие. Его стихотворения не однообразны. Он как - бы проверяет свои творческие возможности в поэзии, и это делает его сборник большего информативного объёма, что не утомляет читателя, а, наоборот, возбуждает интерес к каждому последующему стихотворению.
    Мы находим в его произведениях
и лирику:

   Сонет  Петрарки и Шекспира,
   Сонеты всех поэтов мира
   И свой сонет к твоим стопам
   Кладу и преклоняюсь сам.

и юмор:

   Сто пятьдесят и кружка пива,
   (Как говорят, ещё с ”прицепом”).
   И жизнь становится счастливой,
   Но ты становишься с ”приветом”.

и сатиру:

   Власти по наитию создают законы,
   Народ же по подпитию ломает их каноны.
   Меж властью и народом присутствует полемика,
   У тех и у других отсутствует евгеника.

и критику:

   Как я устал от этой серой жизни,
   От мерзкой пошлости, нужды и суеты,
   От вечных стонов угнетаемой Отчизны
   От беспардонной русской простоты.

и необыкновенную, огромную любовь к природе и к её чудесам:

   Сошла вода. Вокруг растений свежесть.
   Сияет солнце. В природе снова пир.
   В моей душе кипят восторг и нежность,
   И хочется кричать: ”Прекрасен этот мир!”

Именно она не только спасла его от постылой действительности, но и пробуждала в нём потребность поэтического творчества.
    Автор пытливо ищет свою тему и свой стиль. Вместе с тем он, как художник, отражает тягу к духовности, интерес к быту всех слоёв общества, современным воздействиям обличительной поэзии. В нём соседствует лирик, эпический рассказчик, публицист. И в каждой сфере он свободен.

   Надежды рухнули, растаяли как грёзы,
   Нет больше нежности, добра и красоты,
   И нет возвышенной поэзии и прозы,
   И нечем возместить духовной пустоты.

     В картинах природы есть та неуловимая художественная точность и свобода, та, даже расстановка слов, тот выбор их, которыми руководствуется невольно только художник, знающий природу всем своим существом. Природа и поэзия для него - равновеликие реальности, и он не умеет писать о первой, забывая о том, как она отражена во второй. Видимый или воображаемый предмет всегда будит в нём поэтические воспоминания, окутывается в них. К пейзажным зарисовкам автор обращается из необходимости противостоять убогой реальности, эстетически её преодолевать.

   Нет, осень не унылая пора-
   Пора тоски, печали, тихой грусти-
   Она достойна и поэтова пера,
   И лиры, и живописца кисти.
и:
   Багряным пламенем, как жарким поцелуем,
   Встречает лето осень молодую.

Позднее два состояния мира демонстративно сталкиваются друг с другом. Пейзаж и любовная лирика, не исчезая совсем, незаметно отступают в стихах на задний план. Для поэта эту резкую метаморфозу вряд - ли можно считать случайностью. Всегдашняя антитеза "лирика - реальность" была сознательно решена им в пользу реальности. Поток жизни со всеми её противоречиями властно приковал к себе взор художника. Всё более в его стихах доминирует юмористический сарказм:

   ...О, олигарх! Надежда наша и оплот.
   А не пора ль тебе захлопнуть ненасытный рот?
   Вчера ты был вампиром, кровь сосущим,
   Так не ужель сегодня ты поможешь неимущим.

     Чем дальше, тем полнее, безраздельнее господствует в его творчестве общественная проблематика. Автор не дает себя увлечь соблазнами камерной лирики. Состоялся художник, исповедующий активное вмешательство в социальные конфликты эпохи. Здесь нужно признать за ним умение вызвать в сочувствующем сердце нужную реакцию. В его картинах с натуры, слышится голос гражданина, повествующего о беспросветном житье – бытье основного населения страны, без всякой утайки и приукрашивания.

   А стало жить трудней и всё дороже,
   А умереть становится ещё трудней,
   А у чиновников всё более буреют рожи,
   А наши лица всё становятся бледней.
или:
   Россия нищая страна
   И этим мир весь удивляет,
   А потому что управляет
   В ней разношёрстная шпана.
 
     Положительные ценности поэт находит не только в прекрасном мире природы, но и в самих людях и их характерах. Основная черта человеческого характера, по мнению автора - полнота жизненных ощущений, способность, невзирая на каверзы судьбы, не пасть в грязь, возвысится духом над обстоятельствами. Поэту дорог характер деятельный, целеустремлённый, для него нет пропасти между делом и поступком.

   Вокруг меня всегда кипели страсти,
   Особенно в кругах околонаучной власти.
   Их мучила моя безмерная активность,
   Вносившая контраст в их полную пассивность.

    И наоборот, гнев и презрение вызывает любой вития, неспособный потрудиться на пользу общества.

   ...Ну, какой он, нахрен, ”новый”,
   Кто такую чушь сказал?
   Видно мозг его дубовый,
   В это время отдыхал.
и:
   Сгинь, исчезни ушлый ”класс”-
   ”НОВАЯ” формация.
   От тебя у всех у нас
   В жизни деформация. 

     Автор не старается удержать в узде свои эмоции, он клеймит ханжество и суесловие краснобая, менее всего озабоченного подлинными болями людей.
     Сочинения автора - это поэтическая трансформация собственного житейского опыта. Многие годы сопровождало автора ощущение несоответствия между духовными запросами и условиями жизни. Низкий прожиточный уровень жизни и зависимость автора от многих чиновников - такова коллизия российской общественной жизни и автору не раз приходилось испытывать это на себе. Жизнь российской действительности часто наносила ему жестокие душевные раны, вызывающие порой приступы отчаяния и безысходной тоски.
     Особенности личной биографии, разумеется, наложили отпечаток на общий колорит его поэзии. Ими продиктованы основные мотивы и темы, их идейное разрешение, сам выбор героев. Автор имеет полное право сказать, что его Муза сродни бесстрашному рыцарю, девиз которого - ИСТИНА.

   ...В отличие от вас, я совесть, ум и честь имею,
   А потому писать про вас могу, хочу и смею.

Близкий к городским слоям не только по происхождению, но и по глубоким симпатиям к ним, он запечатлел в ярких картинах трагедию российского народа, живущего в пост социалистическом государстве. Автор не взирает на бедность людей своей Родины глазами холодного наблюдателя. В этом гражданине, застенчивым на вид, бушует скрытый пламень негодования, который подчас прорывается в его стихотворениях наружу, опаляя сердце читателя своим жаром.

   Проморозить всех насквозь,
   Кто надеясь на ”авось”
   Нами правит вкривь и вкось.

А так же:

   ...Всем жизнь дана от Бога,
   никто отнять не смеет.
   А править без кровищи,
   пусть будет, кто умеет.

     Автор смог вырваться из плена частных житейских обстоятельств, возвысившись над суровой действительностью. В образах и картинах, созданных автором, отразилась правда жизни и душа честного художника.

   Если ты поэт и хочешь быть великим,
   Не будь ни чьим рабом, ни Янусом двуликим.

А вот как о нём высказались коллеги по работе в 1971 г. накануне дня его рождения:

   Чтоб жизнь твоя была бесценна,
   И чтоб века не смыли след,-
   Живи трудись, как Авиценна –
   Творец, мыслитель и поэт!

и в 90-х годах:

   Как Аполлон красив и статен,
   Как ледокол ”Ермак” силён,
   Как герцог Бекингемский, знатен,
   Как десять ЭВМ умён.

     Тематика стихотворений крайне разнообразна: тут и человек с его деяниями, чувствами и духовным миром; и природа которая его окружает; и общество в котором он живет. Разнообразные формы поэзии используются в любовно-психологической и философской, в описательной, пейзажной, политической лирике. Стихотворениям одинаково присущи и пафос, и сатира, и нежность, и добродушная улыбка.
     Автору стихотворений вручён СЕРТИФИКАТ Международной премии "ФИЛАНТРОП". Экспертную оценку творческой работы осуществило жюри в составе 22 деятелей культуры и искусства под председательством С.В.Михалкова.
     Россияне будут дорожить творчеством этого поэта, как частицей нашей национальной славы.


      
                БЛАГОДАРСТВЕННОЕ ПИСЬМО
                ===========================
               
                Лауреату литературного конкурса
         
     Администрация области выражает Вам признательность и благодарность за личный вклад
в культуру области.
     Ваша активная жизненная позиция вызывает восхищение. Пусть сила воли никогда не покидает Вас.
     Желаем Вам дальнейших успехов и неиссякаемой энергии в вашей творческой деятельности.

Губернатор.


               


Рецензии