Театр интермедий

Еще в Средние века на религиозных представлениях в церквях или на площади (как на Востоке, так и в Европе) в промежутки между сценами из священной истории выступали акробаты, клоуны, певцы и танцовщицы, что не просто развлекало публику, театральное действо наполнялось современным содержанием. Именно из интермедий выделились в эпоху Возрождения в Италии и получили развитие как самостоятельные виды театрального искусства опера и дель арте, а в Японии – театры Но и Кабуки.
В античном театре эту же роль интермедий, то есть приближения событий мифа к чувствам и мыслям зрителей играл Хор, который собственно и представлял зрителей, только поднявшихся на сцену, чтобы принимать непосредственное участие во всех событиях мифа, вопрошая, сострадая, с пением и плясками.

При создании первых трагедий в стихах «Державный мастер» и «Мусагет» я невольно ориентировался на античную драму и драму Шекспира, с введением Хора, и с тех пор даже в пьесах в прозе на современные темы у меня проступает Хор, который, разумеется, говорит стихами с рифмой.
Казалось бы, это весьма архаичная форма, но все становится на место, если взглянуть на мои пьесы как на интермедии, развернутые по ходу действия.
Оказывается, я создал театр интермедий. Кроме трагедий, именно комедии подпадают под жанр интермедий, за исключением «Орфея и Эвридики», хотя и трагедии пронизаны материалом интермедий, поскольку полны празднеств.

Вот список пьес, которые воспринимаются проще и лучше как интермедии, то есть как чисто игровые сценки, чаще юмористические, любовные, с пением и плясками, нередко и трагические, как сама жизнь.

ОРФЕЙ И ЭВРИДИКА
АФИНСКИЕ НОЧИ
ДОН ЖУАН
ОСЕНЬ ИМПЕРАТРИЦЫ
АННА КЕРН
ВЛЮБЛЕННЫЕ МАСКИ
СОЛОВЬИНЫЙ САД
КАБАРЕ «БРОДЯЧАЯ СОБАКА»
ОГНИ МОСКВЫ
ВОЛШЕБНАЯ СВИРЕЛЬ

В судьбе Орфея и Эвридики принимают участие музы и не только потому, что Орфей – поэт и музыкант, а потому, что он сын Каллиопы и царя Эагра, как выяснится, они встретились, когда Эагр был юн, теперь он стар, а Каллиопа по-прежнему юна, поскольку она из богинь. Здесь проступает, если угодно, романтическая ирония.
Эвридика – нимфа, поэтому она и смертна и бессмертна, но, полюбив Орфея, она очеловечивается и становится смертной, как люди. Поэтому укус змеи становится для нее роковым. Орфей последует за Эвридикой в Аид, но вернуть ее к жизни ему не удастся из-за уловок богов. Он отказывается принимать участие в вакханалиях, в празднествах в честь бога Диониса, им учрежденных, и Дионис насылает безумие на вакханок, и они растерзают его, между тем как голова Орфея уплывет по морю до острова Лесбос.
Это в высшей степени поэтическая и трагическая история, с вмешательством Аполлона, оказывается историей создания античного театра, а Дионис – богом театра.

История любви Праксителя, знаменитого скульптора древности, и Фрины, не менее знаменитой гетеры, обыгрывается в «Афинских ночах». Фрина могла бы разорить скульптора, хотя он получал за свои работы большие деньги, тем более что их связь длилась долго, до смерти гетеры, но она уговорилась с ним, что денег с него она не станет брать за свои ночи, а потребует с него однажды лучшую его скульптуру, чтобы подарить ее городу, откуда она родом.
У греков была в моде любовь к мальчикам, а в отношении женщин они как бы лишь отдавали долг природе и продолжению рода. Пракситель впервые изваял обнаженной женщину, а моделью ему служила Фрина, и представил ее как Афродиту, высший идеал женской красоты и любви, что воплощала для него гетера. Можно сказать, что это была первая любовь между мужчиной и женщиной в современном смысле. Между тем афиняне готовы были осудить Фрину за то, что она якобы выдает себя за богиню, но суд оправдал гетеру.

В истории Дон Жуана обыгрываются представления о женской красоте и любви, какие сложились в эпоху Возрождения, что осложняется в Испании феодально-церковной реакцией. Кредо Дон Жуана – свобода, любовь, красота и слава, при этом его занимают и тайны гроба, поэтому он идет навстречу Командору, воплощению зла вплоть до бездн Ада. Жизнь прекрасна и вместе с тем трагична.

Культ телесной любви, что проявила императрица Екатерина II, восседая на троне, нечто, казалось бы, вовсе скандальное для Нового времени, можно сказать, одна из примет эпохи Возрождения, да, в России, что нельзя воспринимать, как в комическом плане, в полном соответствии с нравами XVIII века. Между тем в России зародилась и любовь в ее высших проявлениях как в жизни, так и в творчестве Николая Львова и Державина.


Высоко драматически складывалась жизнь Анны Керн, но в ее взаимоотношениях с Пушкиным проступает скорее комическая сторона увлечений поэта, с его несколько устарелыми представлениями о женщинах, а именно о русских женщинах эпохи Возрождения, одною из самых привлекательных представительниц которых оказывается Анна Керн с ее красотой, образованностью и достоинством, что позволило ей «выработать счастье», по ее словам, взлелеять Любовь. То, что Пушкину лишь причудилось в минуты вдохновения, Анна Керн сотворила в жизни.

В «Влюбленных масках» обыгрываются любовные истории Бенуа и мирискусников, с их открытием достижений русского искусства, особенно XVIII века, с признанием по сути ренессансных явлений русской жизни, а в «Соловьином саде» - любовные коллизии в взаимоотношениях Александра Блока, Любови Менделеевой и Андрея Белого, с мистическими озарениями в русле постижений Данте и Петрарки.

В «Кабаре «Бродячая собака» посетители знаменитого артистического кабачка сами разыгрывают, кроме интермедий, свои истории любви, как Анна Ахматова, Николай Гумилев, Ольга Судейкина-Глебова и другие. Здесь уж сплошь интермедии.

«Огни Москвы» - современная по содержанию пьеса в прозе, с участием Хора девушек, которые и пляшут и поют – как студентки, светские дамы, ведьмы по ходу действия. Фабула пьесы развивается импульсами от интермедий.

«Волшебная свирель» - это первая вещь, в работе над которой я осознал, что мои пьесы – интермедии. В доме неподалеку от Нижнего парка в Петергофе устраивается вечер масок, с их появлением в аллеях парка проступают гуляющие в одеждах XVIII века, среди них невероятно красивая девушка, которую нетрудно узнать, это цесаревна Елизавета Петровна.
Маски столь ею заинтересовались, что она охотно вступает с ними в контакт, она и пляшет, и поет, как любила, сказывая о своей жизни, весьма унылой и скудной, поскольку в связи замужеством старшей сестры Анны и ее ранней смерти осталась одна-одинешенька.
Она предпочитала жить вдали от двора Анны Иоанновны, в деревнях под Москвой, увлекаясь охотой, катаньем на коньках, устраивая хороводы с крестьянскими девушками. Ее постоянно пытались выдать замуж, сплавить куда-нибудь, но ничего не получалось, по разным причинам.
Она влюблялась, но ее возлюбленные подвергались опале. Петр II влюбился в тетку и готов был на ней жениться, но Долгорукие устроили его помолвку на своей дочери, чего, верно, юный император не выдержал и скончался в день, назначенный для свадьбы. Теперь бы взойти на трон дочери Петра I, но пройдохи-царедворцы ее-то и боялись и возвели на трон младенца по линии больного Иоанна, а регентшей стала ее мать.
Цесаревна Елизавета Петровна в расцвете ее необыкновенной красоты, наконец она решается взять свою судьбу и судьбу России в свои руки. Этого было достаточно. Практически никакого заговора не было, не было кровопролития, у дочери Петра было право на трон (не то, что у Екатерины II). С восшествием на престол Елизаветы Петровны преобразования царя-реформатора получают новый импульс, с зарождением новой русской литературы, основы ренессансных явлений русской истории и культуры. Это в эпоху Елизаветы Петровны сформировалось то поколение полководцев и художников, которые составляют славу царствования Екатерины II.

Театр интермедий – это и есть современный театр и кинематограф, снабженный спецэффектами, при этом сохраняющий чисто поэтическую и историческую достоверность, в отличие от надуманных фэнтези.

P.S. Интермедии опубликованы на сайте автора Эпоха Возрождения.

©  Петр Киле


Рецензии