Советы редактора и журналиста

Советы редактора и журналиста http://www.stihi.ru/2012/07/07/7689 
Евгений Глебов-Крылов
Редакция 26.04.13 дорабатывается в процессе наблюдений и замечаний
См. все умные слова в http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-3054.htm и в google.com

    СОДЕРЖАНИЕ:
01. Подготовка текста
02. Выкладка текста в www
03. Ритм
04. Рифма
05. Рекомендации
06. Технические и юридические нюансы копирования из www


________________ 01. ПОДГОТОВКА ТЕКСТА ________________

01.01. Написание. Переносите уже 4-8 строк начатого текста в Word, а там уже пишите клавиатурой. Правки очень легки. Иногда приходится и рифмы менять по ходу.

01.02. Написание. Какие тире и символы бывают и как их вставлять?
- дефис на клавиатуре. Он разделяет составные слова типа "кому-то", но не заменяет тире. Пользуйся в стихах, рецензиях, замечаниях:
– тире = Alt+0150 (авторский знак), пример: Знание – Сила. Используется для обозначения паузы между словами или группой слов в предложении.
— длинное тире = Alt+0151 Используется для обозначения начала реплики в диалоге.

01.03. Написание. Как вставлять символы? Включаешь на клавиатуре Num Lock (чтобы горел), прижимаешь и удерживаешь Alt, а на правой цифровой панельке щёлкаешь одну за другой цифры. Затем Alt отпускаешь, и вырастает (при 0151, как здесь — длинное тире) нужный знак.

01.04. В резюме Вашей страницы и тексты стихов не вставятся, но в рецензии и замечания вставятся: Alt+1=улыбка Alt+15=солнце Alt+12= Венера с зеркальцем Alt+3=сердечко Alt+11=Марс с копьём Alt+888=квадрат и другие Alt+klmn, где "klmn" число из не более чем 4-х цифр. Привёл лишь часто используемые символы.

01.05. Ввод гласных со знаком ударения над ними:
á я́ é э́ и́ ы́ ó ё ý ю́
Á Я́ É Э́ И́ Ы́ Ó Ё Ю́

     Чтобы не уродовать текст, как лОхи, заглавной буквой посреди слов, а вводить культурненько, не как лóхи, нужно поступать так:

     Вводя текст в файл MS Word, Internet Notepad на стандартном ПК, используем находящуюся в правой части клавиатуры цифровую панель, которой, увы, нет в ноутбуке или сотовом телефоне. Знак ударения на только что введённую букву ставится комбинацией Alt+0769 при горящем индикаторе Num Lock. Для неопытных пояснение. Индикатор Num Lock включается и выключается коротким нажатием одноименной клавиши в левом верхнем углу цифровой панельки. Нажимаем и удерживаем клавишу Alt. По очереди щёлкаем (отрывисто нажимаем) клавиши 0 7 6 9 и отпускаем Alt.

     Вводя текст В ОКНАХ САЙТОВ, действуем иначе. Надо сразу после буквы на ЛАТИНСКОМ регистре добавить последовательность внутри кавычек, а именно: «& # x 3 0 1 ;» или же последовательность «& # 7 6 9 ;» – это зависит от браузера или от сайта. Написано с разрядкой, но вводить надо без разрядки и без кавычек, включая знак ";"  Так, чтобы ввести музы́ка в окно stihi.ru (произведения, рецензии, замечания), надо ввести «М у з ы & # x 3 0 1 ; к а» без кавычек и без разрядки. Последнее приведено с разрядкой, чтобы браузер не выполнил текст команды, оставив читателя и автора строк сих с ничем.

     ВНИМАНИЕ! При повторном редактировании текста в окне редактора stihi.ru, даже если просто смените заголовок, не трогая прочего, программа все гласные с обозначенным ударением заменит на символ ";"   

     КАК БЫТЬ? 1) храните на своём носителе первоисточник в текстовом формате. 2) правьте первоисточник и уже правленый текст вставляйте через буфер обмена в окно редактора stihi.ru.


01.06. Заголовок. В журналистике правило: яркость, броскость заголовка – половина – успеха публикации. Один из приёмов – применение Caps Lock. Примеры: ДАРЮ ВЕнОК ТЕБЕ, Ч-Е-Р-Н-О-В-И-К. Программа сайта позволяет последовательности из 4х букв в заголовке печатать заглавными буквами. Вот почему ВЕнОК – тут 5 букв.

01.07. Пробелы. Лишний пробел между словами не всегда помогает чтению. Дополнительный пробел целесообразно ставить в акцентном стихе между долями, а также при выкладке стиха сдвоенной по ширине строкой выгодно ставить дополнительный пробел между "полустрочиями".

01.08. Сноски. На редкие и специфические слова делайте сноски. Не все подкованы в работе с поисковиками. Сноска демонстрация уважение к читателю, неподдельное уважение к читателю располагает его к автору текста. Иначе текст могут просто проигнорировать. Если Вы пишете "Для Себя", не помешает об этом предупредить читателя, а то он ещё отзыв писать задумает! :)

01.09. Орфография. Быстрый способ проверки орфографии и самого факта существования слова: используйте поисковики google.com (гуглик) или yandex.ru (яндекс). Вводите в поле поиска слово и поисковик сам правит слово, если оно вводится с ошибкой. Нужно только посматривать на выпадающее меню. При наборе слова уже видно: есть ли оно? Например, вводите слово "одиозо", а поисковик выдаёт кучу ссылок на названия предприятий типа "одиоЗо" и спрашивает: возможно, вы имели в виду одиозно?

01.10. Грамотный набор. Чтобы писать стихи колонкой без ошибок, не пишите их сразу в колонку, а пишите их в программу Word как обычные предложения прозаическими абзацами, заканчивающимися точкой. Не давите, как РС-чайники на клавишу Enter, когда строка на экране подходит к концу. Если Вы не профессиональный наборщик, смотрите на клавиатуру, а не на экран. Далее в Word проверьте правописание клавишей F7. После этого разбейте текст колонкой. Начинать ли строки с больших букв, это дело вашего вкуса. Кстати, на мой взгляд, просто безобразие, когда весь текст выложен заглавными буквами – ощущение удара бревном по темечку.

01.11. Правописание в уже готовом. Как проверить грамотность уже готового в электронном виде стихотворения? Перенесите его через буфер обмена в программу Word. Оставьте заглавные буквы только в начале предложений, удалите "символы перевода каретки" – спрямите каждую из строф в прозаические абзацы. В программе Word запустите (F7) программу правописания. Следует помнить, что программа несовершенна и в орфографии, и в синтаксисе. Не распознаёт наречий ("на конец" не предложит слить в наречие "наконец"), не распознаёт распространённые деепричастные обороты и предлагает ставить запятые там, где они не должны стоять. Провести процедуру обратного разбиения абзацев на строфы стихотворения. Через буфер вставить текст из окна Word туда, откуда взяли стихотворение.

01.12. Синтаксис. Word контролирует синтаксис не во всей полноте. Иногда предлагает безграмотные правки. Между тем, как монтаж в кино, так и умелый синтаксис в тексте, много значат. Вот строка: "Потеряв ветер, звезды, зарю," Не просто читаю, а пою, декламирую на внутренний слух и ощущаю: нужна ритмическая пауза между "потеряв" и "ветер", ибо ЛГ потерял не только "ветер", но РЯД (перечисление) объектов. Вот для таких ИНТОНАЦИОННЫХ пауз в частности предусмотрен в русском языке авторский знак (–), то бишь тире. "Потеряв – ветер, звезды, зарю,"  даёт куда более осмысленную информацию, правда, только для тех, кто имеет опыт чтения классики. А такая категория вымирает.

01.13. Грамотность. Точки над "ё" надо бы русскому человеку ставить! С этой буквы звучали слова наших бойцов в штыковых атаках, с этой буквы звучат проклятия "глобализму" – современному империализму, бомбившему Белград, Багдад, Кабул, Триполи... В программах браузеров и даже Word слова с буквой "ё" подчёркиваются как ошибочные. Www-поисковики, тем не менее, понимают букву "ё", хотя пишут её как "е". Русские! Русских сознательно, целенаправленно хотят лишить исторической памяти, национальной идентичности. Стоит ли помогать врагам? Стоит ли без меры упражняться в коверканье языка (Олбань – см. http://absurdopedia.wikia.com/wiki/Олбанский_язык)?

01.14. Иллюстрирование. Через поисковики yandex.ru (яндекс) или google.com (гуглик) можно найти в сети рисунок по теме произведения. При выкладке текста с иллюстрацией из www многие добавляют в конце простодушно и даже в резюме указывают: "Иллюстрации из Интернета". Авторское право и этика требует давать ссылку на продукт чужого творчества, как минимум, указывать имя автора. Это повсеместно нарушается. Вот почему сайты, выставляющие картинки для продажи, как правило, вклеивают в изображение своё клеймо. Деловые художники клеймом метят свои картины, а не бегут к нотариусу – оформить авторство.

01.15. Иллюстрирование. Как сохранить рисунки на Ваш компьютер? По любому рисунку, что перед Вами в окне обозревателя (браузера) Вы щёлкаете ПРАВОЙ кнопкой мыши. В появляющемся контекстном меню Вы выбираете опцию (надпись) "сохранить изображение…." В диалоговом окошечке выбираете место на диске, можете дать своё имя файлу.

01.16. Иллюстрирование. Анимационные картинки берите в www. Ключевые слова в поисковике: анимация или картинка в гуглике можно добавить filetype:gif , например, ввести: картинка животные filetype:gif  в поисковую строку и нажать Enter. Появится куча ссылок, можно выбрать интересную gif-анимацию, щёлкнуть на ней правой кнопкой мыши и в появившемся меню выбрать "сохранить изображение…"

01.17. Иллюстрирование. Чтобы анимация стояла на месте фото автора на его странице, нужно расширение имени файла анимации из gif переименовать в jpg. Опытные пользователи ПК помогут, но многие, не обладая элементарной школой, только считают себя опытными в силу стажа,.

01.18. Иллюстрирование. Если уж иллюстрация используется, то её размер очень желательно сопрягать с длиной строк и "высотой" стихотворения. Тут уже надо уметь работать программами обработки изображений. Максимальный размер файла на этом сайте – 300К.


________________ 02. ВЫКЛАДКА ТЕКСТА В WWW ________________

02.01. Беда этого и всех "супер-пупер демократических" сайтов в… самиздате. Авторы не редакторы, нет нюха на товарный – броский вид текста, который читается, как пьётся. Нет знаний и навыков по применению программ. Зато эйфории и амбиций предостаточно.

02.02. Психологи установили, что в www редко кто читает более 2-3 экрана. Опытные юзеры длинную статью скачивают в Word 1:1 (включая ссылку и копирашку). Форматируют быстренько и в режиме разметка страниц прочитывают. И… далеко не всегда возвращаются к первоисточнику! Все рекомендации ниже имеют целью облегчить скорочтение и лёгкость восприятия Ваших текстов.

02.03. Стандарт www-журналистики. Стандартом экранной журналистики является выкладка текста "горизонтальными, примерно одинаковой толщины, полосами, разделёнными пустой строкой" – экранными колонками, формирующимися двойным щелчком по Enter в конце смыслового абзаца. Двойной щелчок по Enter образует пустую строку, имеющую громадное значение для ЧИТАБЕЛЬНОСТИ экранного текста. Надо формировать примерно около трёх-четырёх полос НА ЭКРАН при СРЕДНЕЙ крупности шрифта. Напоминаю, крупность отображения в обозревателях регулируется при горящем индикаторе Num Lock клавишами "-" и "+" на правой цифровой панельке или, что вернее, "Ctrlr –" "Ctrt +".

02.04. Физиология чтения. Стандарт не прихоть: он помогает глазу читателя. В книгах поля в сантиметр не существуют. В газетах не зря делают левое поле не менее 2,5 см. и узкие колонки. Глазные мышцы чередуют движения (меньше напрягаются, успевают передохнуть), двигая глаз челноком. На экране полоса даёт опору глазу. При периферийном обзоре глаз "цепляется" за пустые строки сверху и снизу, ориентируется. Резко (примерно в два раза) возрастает скорость чтения, ибо, соскользнув взором, легко вернуться. В "сплошняке" происходит перенапряжение глазной мышцы, дабы не соскользнуть со строки.

02.05. Физиология чтения. При выкладке стихов важно левое экранное поле чуть увеличить (этак 8-28 пробелов), чтобы глазу дать свободное "белое пространство" для разбега при "накатывании" на строку. Дело в том, что браузеры прижимают текст к левому краю экрана монитора, оставляя где-то сантиметр белого пространства. Глаз при чтении челноком, стартуя с пластика левого края монитора, не успевает набрать скорость. Это резко замедляет чтение, перенапрягает глазные мышцы. Потому стихотворение можно набрать в Word, прижимая к левому полю, а потом набить 8-28 пробелов, взять их в буфер и вставить из буфера в начале каждой строки. И взять уже всё стихотворение в буфер да скопировать в поле выкладки сайта.

02.06. Психология чтения. Монотонность информационного потока в длинном тексте вызывает психическую усталость. С этим надо бороться. Например, расчленить текст на логические или структурные блоки. Блокам дать небольшой дополнительный отступ снизу и сверху. Слева можно поставить номер римскими цифрами. Или же перед блоком вклеить его подзаголовок.

02.07. Психология чтения. Монотонность считывания скрадывается, быстрота считывания увеличивается, когда каждая структурная единица стихотворного текста имеет свой индивидуальный (монотонно убывающий или возрастающий) отступ на экране. Нередко четверостишия целесообразно группировать в ВОСЬМИСТИШИЯ.

02.08. Психология чтения. Целесообразно располагать рифмы, если это не внутренние, на правом краю строк.

02.09. Психология чтения. При формировании сдвоенных строк: целесообразны дополнительные пробелы между полустрочиями.

02.10. Психология доходчивости. Лирическое стихотворение пишете или эссе, поставьте перед мысленным взором конкретного читателя. Пусть это будет добрый приятель, который, вот беда, ни стихов не читает, ни эссе. Постарайтесь не просто писать, а мысленно рассказывать декламировать текст приятелю, чтобы преодолеть его равнодушие, зажечь. Вы добьётесь своего, как когда-то Ирина Блок добилась того, что моя заметка начинающего корреспондента стала яркой и убедительной. Обопрусь на авторитет. "Поэт тот, кого читают люди, обычно не читающие стихов" Это слова Александра Твардовского – человека, поэта и гражданина, редактора журнала «Новый мир».

02.11. Выкладка стихов прозаическим блоком. Надо правильно подготовить абзацы в Word. Печатаешь текст, не трогая клавишу Enter. Для переносов на новую строку внутри абзаца — Shift+Enter. Щёлкаешь Enter, причём дважды, только, когда действительно далее следует новый абзац. Щёлкаешь F7 для проверки правописания. Далее через буфер вклеиваешь текст в окно выкладки текста поэтического сайта. Править стихи в окне редактора stihi.ru также нецелесообразно, ещё и потому, что сайн нередко "глючит" и добавляет мусор в конец текста. Это не встречается, когда в очищенное от старого текста окошечко редактора элегантным Shift-Insert вставляется из буфера поправленный в Word текст.


________________ 03. РИТМ ________________

03.01. Ритмическое чувство и слух аналогичны музыкальному слуху, и музыкальному чувству ритма. Есть абсолютный слух, без него не стать дирижёром. У большинства музыкантов слух относительный. У стихотворца должно быть чувство ритма и созвучности. Не следует путать слух на рифму и чувство ритма. Они даны с тем или иным уровнем от рождения. Один лауреат фестиваля бардов признавался, что начинал со слабым слухом.

03.02. Очень часто ошибается читатель, принимая тонический стих (ударник, акцентный стих) за метрический. См. статью Тонический стих в Энциклопедии русского стиха Квятковского: http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-3054.htm Естественные последствия того, что Маяковского, активно пропагандировавшего тонический стих, списали из школьных классиков за то, что не угоден нынешним властям. А то что статья Маяковского "Как делать стихи?" нисколько не устарела, знают только филологи.

03.03. Сдвиги ударения. В одной и той же метрической стопе не должно быть два естественных ударения подряд. Два естественных ударения одной и той же в метрической стопе подряд напрягает ритмический слух. Примеры в анапесте:
__ Извелись| ужЕ лУч|шие музы…
__ Сам решу:| тепЕрь бУ|ду с кем я!..
__ Просто вы|трите со |ртА пЕну…
__ И читай|те себе |менЯ мОл|ча!..
Такие ударения не сглотнёшь, не объяснишь безударностью. По статистике эти сбои встречаются на местоимениях, а сами местоимения при этом воспринимаются как излишние слова, как втычки. Обычно же втычки ставятся, чтобы ритм сохранить.

03.04. Сдвиги ударения. Ещё пример: "Вселились уже' в до'мики свои". В двухдольнике (тут ямб) два естественных ударения подряд. Конечно же, строка проглатывается при умелой декламации, ставящей паузу перед "уже", подготавливая ухо к проскоку через ритмический вывих.

03.05. Сдвиги ударения. Стилизация под народную поэзию. Для народной поэзии характерны частые сдвижки ударений – в том свой шарм, обаяние "неправильности". В авторском стихотворении сбой ритма – ложка дёгтя, то же, что и рифмоид среди сбалансированного ансамбля точных рифм.

03.06. Сдвиги ударения. Надо знать и помнить свойство буквы "ё". Она сдвигает на себя ударение. См. "Да ла'|дно… всё'| я по|нима'|ю" лучше, чем "Да ла'|дно… я'| всё' по|нима'|ю" – сбойная строка. Слово «ДАБЫ» вместо «чтобы» иногда позволяет сдвинуть ударение в нужную сторону. В силу редкости употребления слово читается как дАбы, так и дабЫ.

03. 07. Тренировка ритмического слуха. У меня лично два ученика со слабым музыкальным слухом выучилось аккомпанементу на гитаре для турпоходов. Очень старались, слух обострился. С тренером легче преодолеть недостачу. Самому – трудно. Какой бы я совет дал? Каждую строку декламировать вслух, ставя ударения по ритму:
Уб Уб Уб – хорей; бУ бУ бУ – ямб; Убб Убб Убб – дАктиль; бУб бУб бУб – амфибрАхий; ббУ ббУ ббУ – анАпест.
Здесь У – ударный слог, б – безударный. Упрощённо для распространённых метрик. Об акцентном стихе пока речи нет. Надо декламировать. Что не тренируется, то атрофируется. Знаю автора, стихи мудры, теплы, самобытны, но то рифма пропадёт, то лишние слоги вылезут. Скверно декламирует свои же стихи. Итак, тренировка, тренировка и ещё раз тренировка ритмического слуха.

________________ 04. РИФМА ________________

04.01. Рифмотехника складывается индивидуально. Проверен принцип Маяковского: самые яркие, смысло и образогенерирующие слова ставить в конец строки и добывать к ним звучную рифму, во что бы то ни стало. См. Маяковский. Как делать стихи? http://www.stihi.ru//clck.ru/1LwFs Хотя в короткой строке... – см. далее.

04.02. Рифма суть способ "отбивки" ритма. Не она отличает поэзию от прозы, а ритм и более образный язык. Рифма не самоцель в поэзии. Примечательна мысль С.Я. Маршака по поводу рифм: "Конечно, богатая рифма лучше бедной, новая и оригинальная лучше затрепанной. Но оценки эти – вне строки, вне стиха – очень относительны. Нередко бывает, что самая бедная глагольная рифма оказывается сильнее (потому что нужнее) богатой и причудливой" (http://www.classiclibr.ru/lib/sb/book/598/page/2  из Беседы С.Я.Маршака с Ст. Рассадиным).

04.03. Банальная рифма (часто повторяемая в других публикациях рифма) не несёт новизны и сведущему любителю поэзии коробит слух, кажется бедной: любовь-кровь, розы-морозы. Сердце-дверца-скерцо... и т.д., и т.п. Бедна и грамматическая рифма. Грамматическая рифма состоит в рифмовке окончаний одинаковых частей речи. Классическая рифма включает грамматическую как подмножество: "конец-венец", писать – бросать... Сколько таких скучных для современного уха рифм настрогал Пушкин? Однако Пушкин цепляет сердце патетикой, а ум – крылатой мыслью, в совокупности составляющих неповторимое обаяние пушкинской лирики.

04.04. "Отглаголка" это частный случай "грамматической рифмы". Эта рифма правильна, но это правильность звучания камертона (тот даёт основной тон и резкий спад на обертоны). Потому грамматическая рифма бедна именно от "своей правильности". В поэзии некоторых классиков и большинства новичков, в народной поэзии "отглаголка" стихийно преобладает. Возьмите рифмовку глаголов Лермонтовым:
__ "Играет буря, ветер свищет,
__ И мачта гнётся и скрипит,
__ Увы, он счастия не ищет
__ И не от счастия бежит".
Благодаря насыщенности строк 5/4 ямба красками и смыслом, мозг не успевает обратить внимания на качество рифм, а если бы обратил? Свищет, скрипит – яркие, сочно рисующие образ, глаголы.

04.05. Рифма в короткой строке. В коротких строках совсем не важно, что рифмуется, главное – наличие ярких слов в строках, а не их положение.

04.06. Принцип однородного замеса рифм. Главное не качество отдельных рифм, а их ансамблевая равноценность. Из хора не должен выпирать голос, так и тут. Если есть точные рифмы на фоне ассонансов, они портят ансамбль и наоборот. Были точные рифмы и вдруг один на всё стихотворение ассонанс, да ещё в концовке стихотворения! Смысл, видите ли верен, рифмой можно и пожертвовать! :)

04.07. Рифмы заканчивают строки при чтении, но при написании они как раз начинают строку! Речевое клише не стоит использовать, тем паче включать в РИФМУ, которая читателем всегда через рупор слышится, через лупу видится.

04.08. Проверяйте рифмы ухом, а не глазом! Пример: "не дано – не легко" вполне рифма, хотя не остро созвучна. В концовке ей не место, но в середине стихотворения она уживётся с классическими рифмами. Ещё пример: "поездов-любовь", читаем вслух с московским акцентом, ставшим, в отличие от нижегородского литературным: "поезДОФ – люБОФЬ". Средняя созвучность твёрдого и мягкого. Та же история. Пример экспромта АСС (Автора Сих Строк, а Вы что подумали? По-американски это вообще задница! ;) на тему "Слава и популярность".
__ Смотрю на звёзды трезво из окна:
__ Тщеславие пиитов хлороформит...
__ Шлейф Славы – над могилой трескотня,
__ А популярность – та при жизни кормит!
"окна-трескотня" не в концовке стиха. Прослушаем? "окНААА-трескотНЯАА. Оборони Аллах от убогих, кто стихи читает глазом, а не ушами считывает звуковой поток.


________________ 05. РЕКОМЕНДАЦИИ ________________

05.01. Местоимения. Выкиньте из словаря местоимения! Как правило, они подразумеваются контекстом, а потому только поэтическую речь засоряют. Творите прямое уподобление-метафору, удаляя слова-балласт! Пример: "Наш двор как сад" => "Двор – тихий сад". Убирая слова-балласт, получаем возможность поставить на их место образогенерирующий эпитет, в данном случае – "тихий". 

05.02. Строительные леса. Стремитесь выстраивать речь, избавляясь от слов-строительных лесов: "точно", "словно", "как и" (последнее даже неблагозвучно)... Вот, например: "Светится так, что текут в сердце льдинки". Если выстроить строку так: "Светится жарко – текут в сердце льдинки"? Удалив "так, что", мы получили возможность вклеить смыслогенерирующий эпитет (от жара, не от света плавится лёд). А связку смысла дало тире – авторский знак!

05.03. Инверсия. Изменение традиционного порядка слов в предложении допускается русским языком и встречается в поэзии гораздо чаще, чем в прозе. Инверсия характерна для начинающих и не характерна для мастеров. Есть лёгкие инверсии, состоящие из разных частей речи. Если предварительно встречаются лёгкие инверсии, а потом тяжёлая, то мозг читателя готов и быстро перекручивает как надо. Пример тяжёлой инверсии: "скрипящий плач тюрьмы замков". Смысл: " скрипящий плач замков тюрьмы". Пока въедешь, в голове образуется вата, как у попавшего в нокдаун боксёра. Пада нокдаунов и читатель отполз за канаты.

05.04. Не пишите без крайней необходимости сложноподчинённые предложения, они тяжеловесны для поэзии. Твардовский любил повторять слова из поэмы "Василий Тёркин": "Вот стихи, а всё понятно. Всё на русском языке".

05.05. Яркие слова. Секрет поэтического языка в том, чтобы через конкретное передать абстрактное. Слова из АБСТРАКТНОЙ, не рисующей ощущаемый образ сферы, следует, по возможности, преобразовать в "яркие слова", в виде метафоры, передающие нужную мысль. Яркие слова могут быть из любых частей речи. Важно, что они рисуют в мозгу живой видимый образ, они слышатся, имеют вкус и запах, осязательные характеристики.

05.06. Яркие слова. Даже А.С. Пушкин "великолепными коврами" под голубыми небесами прокололся на эпитете, что для него как раз не типично, ибо его умение выбирать единственный эпитет – корневое в его стиле. "Великолепные" не рисуют картины в мозгу, ибо это слово из разряда абстрактных прилагательных для отражения отношения говорящего. Было бы "сереброликими коврами", "хрустальнотканными коврами" – это было бы именно в духе Пушкина.

05.07. Яркие слова. Идеал – в каждой строчке яркое слово, но не отвлекающее в сторону от основной идеи стихотворения, а дающее дополнительный штрих для прорисовки генерального замысла. Надо стремиться к равномерному по всему тексту распределению ярких слов. Иначе – как сахар в стакане не размешать.

05.08. "Громкие слова" типа "ни хрена", "святая истина" и т.п. ничего не рисуют перед глазами. Этакая матерщина наоборот. А задача художественного текста – воздействовать на воображение читателя, будя зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные рецепторы.

05.09. Неожиданные слова. Написав стандартное, в прямом смысле слово, подумайте, нет ли к нему фигуральных синонимов. Ищите, заменяйте. Употребление непривычных слов  с привкусом сумасшедшинки, игры, таинственности, озорства резко повышает заинтересованность читателя. Пример из Есенина: "Неуютная жидкая лунность". Строка – магия. Два прилагательных плюс существительное-неологизм создают таинственный образ. Неологизм запатентован, не о нём речь. Здесь непривычное слово "жидкая". Возможно, поэт написал: "Неуютно разлилася лунность"? Потом подумал: правильней-то "разлилась" и, правя, родил сумасшедший эпитет "жидкая". В совокупности родилась метафора, в которой каждое слово работает и рисует. Возможно был в работе и высококлассный вариант: "разлилась неуютная лунность" – этого мы уже никогда не узнаем. Для Есенина характерно: что ни слово, то патент на метафору, неологизм…

05.10. Односложные слова. Они служат вставками для сохранения ритма. Если слово яркое, оно уже не воспринимается как втычка. Нужна мера в применении односложных слов. Вот фрагмент строки: "гнев, страх, боль, с кем хлеб" – подряд ПЯТЬ односложных слов. Читаешь, словно лаешь. Автор строк сих когда-то в студенчестве ещё составил словарь односложных слов русского языка, дабы находить яркие слова втычки. До сих пор словарь работает.

05.11. Запоминаемость. Она диктует путь к лаконизму, к простоте и ясности лирики. Лирическое стихотворение суть миниатюра – не эпос, не поэма или баллада. Для миниатюр правило: одно стихотворение – одна тема. Если в миниатюре "растекается" мысль, дели стихотворение на два-три самостоятельных. Аналогия: эпизодическая роль актёра ярка и запоминается, если её играют на ОДНОЙ краске. Тут надо чётко и ясно мыслить, не распыляться, иначе рождается поток сознания. Прочитал – промелькнул калейдоскоп да забылся.

05.12. Правки. Правило трёх подходов. Стоящие стихи за один подход не рождаются. Так штангисту и прыгуну дают три попытки. Иногда в ходе анонса и жёсткой критики что-то рождается, а иногда и после уже успешного анонса, когда стих был облит елеем благодарностей приходится править.

05.13. Драматургия. Используйте при создании текстов законы драматургии:
_ Часть 1 — Баба… Железо… Баба… Железо…
_ Часть 2 — Баба… Баба… Баба… Железо…
_ Часть 3 — Железо… Железо… Железо… Баба!
Смешно, говорите? Проверено на практике /узнал от автора Анатолий Косенко, ник niigroup/.

05.14. Драматургия. Страстность поэта делает неравнодушным читателя. На курсах драматургии внушают: есть энергия любви и есть энергия ненависти. Использовать одну из них всё одно, что идти, загребая одной ногой вперёд, а вторую подволакивая. Искусство художника слова в равномерном распределении энергий, как при ходьбе. Говоря религиозной символикой, только живописуя любовь к Свету, Вы не притянете души к Свету, нужно продемонстрировать контрапунктом умение ненавидеть Тьму, продемонстрировать, не выходя за меру. Тогда Вы зацепите сердце читателя абордажным крюком драматурга.

05.15. Как расти в мастерстве? "Дяди и тёти, мечите реже" ВШ. "Лучше меньше да лучше" ВЛ. Мне наш милый "Дикий Запад" за 2 года помог вырасти в понимании мастерства потому, что вычитывал беспомощные тексты наряду с мастеровитыми и боговдохновенными. На сайтах, где все первые скрипки, такой школы, господа-товарищи, не пройти…

05.16. Как восстановить удалённую Вашу рецензию на произведение. Войдите на страницу произведения. Войдите в "написать рецензию", Вы увидите удалённый текст. Чуть измените текст (точку замените многоточием) и вновь жмите кнопку "Опубликовать" – рецензия восстановится. Схожие советы см. Надеюсь, Вы не забудете вернуться к автору строки сей?!)

05.17. Как получить ссылку по номеру свидетельства о публикации? Пусть №11010130959 ==> первую цифру (1) откидываем и группируем цифры в три группы по две цифры + остаток, получаем число: 10 10 13 0959 ==> к первой группе слева приписываем 20 и вставляем разделитель / между группами ==> 2010/10/13/0959 Теперь незначащий ноль в последней группе откинем (0959 ==> 959), а также слева припишем http://stihi.ru/ ==> http://stihi.ru/2010/10/13/959. Аналогично из №1602010479 получаем http://www.stihi.ru/2006/02/01-479 – тут отбрасывается незначащий ноль, но "/" заменяется "-". Дело в годе публикации!

05.18. ПАУЗНИК. Пример из рецензии.
Душевно, ностальгично, Александр! http://stihi.ru/2012/03/20/10887
Знаете, что я подумал? Я люблю писать паузник. Смотрите, может, Вы поймёте, что и в поэтической речи, как в риторике, паузы важнее слов.
_ "Старый сад <> заброшен, забыт.
_ Тайны детства мои <> хранит.
_ И скамья <> под вишнею ждёт
_ И тропинка меня <> ведет.
_ И всплывАет <> в памяти боль, * изменено
_ Что все годы <> не был с тобой
_ Старый сад, <> под вишней скамья —
_ Колыбельная грусть <> моя".
Здесь <> обозначает купюру. Вы чувствуете, что стихи приобрели выразительную напевность? Если да, то я достиг цели… Евгений Глебов-Крылов 21.03.2012 11:22
Спасибо вам за вашу рецензию. В таком стиле, это мое первое стихотворение. Просто захотелось попробовать, что из этого получится… На будущее учту ваши замечания… Александр Петров 15 21.03.2012 15:28

05.19. Мощное начало, нескучная середина, эффектная концовка в любом из юмористических жанров особенно важна.

05.20. БАСНЯ. Не следует стремиться к одинаковой длине строк. Наоборот, разная длина строк придаёт естественную разговорно-народную живость (стиль И.А. Крылова). Мораль просто обязана быть нокаутирующей, афористичной, запоминающейся.

05.21. ПАРОДИЯ.
А. Общее правило: юмор не терпит длиннот 36 строк каламбуров просто утомят читателя. Нужно ровно столько, чтобы, читатель сказал: ну, всё, полный абзац!
В. Юмор не терпит распыления. Сконцентрируйтесь на главной идее. Произведения классика жанра пародии Александра Иванова МОНОтематичны. Оттого и запоминаются.
С. Поставив ссылку на первоисточник, цитируйте ляпы, двусмысленные места оригинала, работающие на идею пародии, пользуясь кавычками, купюрами и многоточиями между фрагментами. В объём цитирования берите максимум 12-16 строк
D. Напишите СМЕШНЕЕ и ЯРЧЕ оригинала, длиннее хотя бы на 2-4 строки объёма цитирования. Концовка должна быть убойной.
Е. В написании пародий повсеместно на сайте нарушается авторское право. Подробности изложены в эссе ПАРОдисты и ПАРОдёры http://stihi.ru/2012/05/25/4811 раздел 7.
F. К сожалению физилогическо-херотический, желудочно-сортирный юмор с подачи имморально талантливых КВН-щиков в среде молодёжи уничтожил культуру смеха.

05.22. РУБАИ. Форма поэзии мысли. Две первые параллельных строки с простой глагольной рифмой выразят тезис, холостой стих третьей строки даст контрапункт, антитезис. Заключительная параллельная строка закрепляет синтез. Грамматическая рифма в рубаи выглядит естественно.

05.23. В танка или хокку на русском языке, помимо всего прочего имеет смысл альтернанс концевых ударений.


________ 06. ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ НЮАНСЫ КОПИРОВАНИЯ ИЗ WWW ________

06.01. Я лично всегда под рукой держу Word. В него копирую информацию из сети через буфер, форматирую, прочитываю без букридера, ибо настроена сберегающая глаза цветовая гамма.
Как выделить текст профессионально быстро? Прицелившись указателем мыши в начало текста, вщёлкиваю текстовый курсор левой кнопкой мыши. Буксирую ползунок прокрутки в конец. Прицелившись указателем мыши в конец текста (в публикациях этого сайта это строка копирайт) и, прижимая пальцем левой руки клавишу Shift, вщёлкиваю текстовый курсор левой кнопкой мыши в место за последней точкой текста. Появляется выделение текста цветом. Теперь сакраментальное Ctrl-C на клавиатуре берёт выделенное в буфер.

06.02. Гиперссылку на информацию, в отличие от нерационального способа, что найдёте в ссылке из 05.16 взять можно так, только если у Вас руки не трясутся!) Прицеливаетесь в середину строки адреса браузера и с плавностью снайпера-киллера, не дёргая руку, щёлкаете правой кнопкой мыши. В появившемся контекстном меню выбираете "Копировать" – гиперссылка в буфере.

06.03. Рекомендую в тело пользующихся спросом материалов допечатывать гиперссылку (в начало) и свидетельство о публикации (в конец), ибо нюансы режимов сохранения браузеров, показали, что они не заботятся об авторском праве. Неискушённые ни в праве, ни в работе на компьютере пользователи просто не умеют сохранить материал 1:1 без потери данных об авторе и источнике публикации. Потому рекомендация существенна. Сам бы не додумался, пока не заметил, что некоторые так поступают, пока не проверил функции сохранения браузеров!

_____________ ПОСЛЕСЛОВИЕ _____________

Ничего не буду иметь против, если эссе будет цитироваться по нормам авторского права и перепечатываться даже с купюрами, но с обязательным указанием ссылки указанной в начале и копирашки. Нужна ссылка потому, что эссе правится и дорабатывается, обрастает приложениями. Скачайте 1:1 для личного изучения. Сохранить можно также на свой жёсткий диск или флешку через меню сохранить. Но вражий браузер при этом не хочет сохранять гиперссылку, зато исправно припечатывает при сохранении всякую лабуду). Пришлось гиперссылку и копирашку, столь необходимые для заинтересованных сторон вклеить в текст!

((':')) Верный — Алма-Ата — Almaty
© Copyright: Евгений Глебов-Крылов, 2012 Свидетельство о публикации №11207077689,


Рецензии
Спасибо, Евгений, за дельные советы! Счастья творчества вам!

Маслова Нина Степановна 1   10.02.2024 14:07     Заявить о нарушении
Ему уже не пригодится...

Шипилов Никита   29.02.2024 01:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 208 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.