Крепостная Графиня

                / Её артистически-графской светлости
                П.И.Жемчуговой-Шереметевой*(1)/               
                посвящается… /
               
               
               

                Ещё продолжаются аплодисменты, графиня; -
                Сплетни, овации, - слышите?
                Актриса, крепостная актриса…
                На сцене, полной цветов, дышат ещё декорации:
                Все воздушные образы смысла*(2);
                Ах, Графиня, живая графиня….
                В небесных мечтах и фантазиях, true artistess,
                Художества высшего грация;
                Невеста, роковая невеста; 
                В изысканной фразе – незабвенные все вариации 
                Верной песни, нежной любви;
                Ах, графиня, неземная графиня…
                ________                __________
               
                Моя дорогая, моя золотая графиня,
                Сколь чудесен в вас этакий свет,
                Этакий тон, моя душа, дорогая графиня, 
                Сколь редкий в вас чувства портрет;
                Се вольно в художнике, и в крепостном*(3),
                Чистым демократичным сюжетом;
                Се танцует как будто бы кремовым сном
                В той*(4), чьи па стали дружбы заветом;

                Свет мальтийской звезды, венчанна любовь –
                Ореол истой страсти в искусстве;
                В Тайном свадебстве душ*(5), завещанная Новь –
                Честь герольда вечных Такта и Вкуса.
                Лести чуждый сонет, ариадниной песнью
                В мир Свободы ведёт поколенья,
                И Признаний Душа преисполнена вестью (здесь) 
                О питавшем мечту Вдохновеньи.
                _________                ___________    
               
                Ещё продолжаются аплодисменты, графиня; -
                Всплески, овации, - слышите?
                Актриса, легендарна актриса…
                На сцене, полной цветов, вновь вздохнут декорации:
                Все воздушные образы смысла;
                Графиня, столь земная графиня….


               
                (20.06.2012 – 03.07.2012 - в Зимняке под С.Посадом, на даче)

Сноски: -  1) Прасковья Ивановна Шереметева-Жемчугова (1768 – 1803), из семьи крепостного кузнеца была взята на воспитание в графский дом Шереметевых, где обучаясь всевозможным искусствам, стала впоследствии воплощённой легендой сцены в памяти и высшего императорского света, и челяди. Оставаясь в крепостном театре, она в течении 17 лет хранила верность своему возлюбленному – графу Н.П.Шереметеву; - в 1798г, она получила «вольную», и три года спустя они обвенчались в Москве; - однако, родив сына Дмитрия, через 20 дней она скончалась. – «Я питал к ней чувствования самые нежные, самые страстные…долгое время наблюдал я украшенный добродетелью разум, искренность, человеколюбие, постоянство, верность. Сии качества…заставили меня попрать светское предубеждение в рассуждении знатности рода и избрать её моею супругою. (Из «Завещательного письма» сыну гр. Н.П.Шереметева).   
                2) в 1860-е годы в Кускове (с 1960х гг – район Москвы) был создан «Воздушный Театр», из подобного типа театров, представление о коем единственно сколько-то сохраняется там и поныне. Спасённые чертежи и акварели истинно свидетельствуют об оного проекта исторически-архитектурной уникальности. В годы владения усадьбой Николаем Петровичем Шереметевым, когда на сцене театра ставились многие видные пьесы и оперы, русские и зарубежные, «Воздушный театр» в Кускове, по-праву, назывался одним из чудес культурного европейского света. 
                3) Придворный художник Н.И.Аргунов, великолепный художник также из крепостных; впоследствии, получил отпускную или «вольную», оставаясь на службе у графа. Наиболее примечательные полотна его – портрет Екатерины Второй (кой и до сих пор в Кускове, кой – из всех мною виденных портретов императрицы – наиболее живой в его ненаделанной натуральности, истинно пленяющий женской грацией и красотою) и портрет гр. П.И.Шереметевой (посмертный портрет беременной), написанный в удивительном мистическом свете.
                4) Шлыкова Татьяна Васильевна, по сцене Гранатова (1773-1863гг) – прима-балерина крепостного шереметевского театра, коя являлась ближайшей подругой П.И.Шереметевой, свидетельницей на тайной церемонии их венчания с графом, и, по смерти графини, получив также «вольную» – наставницей сына их Дмитрия, крупнейшего из меценатов своего времени.               
                5) Как было сказано выше, граф Николай Петрович Шереметев, командор мальтийского ордена, обвенчался со своей будущей супругой, его бывшей крепостной актрисой, тайно, в избранно-малом кругу свидетелей, - в тайне от отца своего и от придворного света.
               
               


Рецензии
- Ещё продолжаются аплодисменты !
23.04.16г.

Играла на арфе .Репертуар - 50 опер.
Венчание было в церкви Симеона Столпника в Москве - церковь целА !
Праздники в "фонтанном доме" . - Император пожаловал ей перстень .
Портрет Н.Аргунова сделан за 2 недели до родов .

Татьяна Кисс   23.04.2016 17:31     Заявить о нарушении
Граф Шереметев, на одном из первых спектаклей, поставленных в его Кусковском "Воздушном Театре", (там, как раз, главную роль играла его Муза), смотря на присутствующих там гостей, сказал: "Поглядите (:-) сколь много действующих лиц в сей комедии"...

Люди судачащие, похожи на птиц, а птицам как же не быть о крылах?...



Максимилиан Гюбрис   03.04.2016 23:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.