О судьбах демократии в России-

..и в шутку, и всерьез

<i>К нам пришла блОгая весть:
Демократия в России - есть!?</i>

Итак, граждане, поздравляю вас! теперь в стране точно есть демократия. Да не простая, а электронная. Это установлено официально, недавним указом: <a href=http://news.kremlin.ru/news/15840>Образовать в составе Администрации Президента Российской Федерации Управление Президента Российской Федерации по применению информационных технологий и развитию электронной демократии</a>
Остается в указанном указом порядке радоваться и пить шампанское  за здравие: демократии, государства и Администрации.
Однако, некоторые оставшиеся неразвеянными укахом сомнения и, прямо скажем, подсказанные указом мысли этому пока еще препятствуют.

ВО-первых, то, что "демократия электронная" передана в надежные руки, просвещенные головы и горячие сердца АП, внушает уже по умолчанию уважение и трепет. А также исторические алллюзии. Помните, наверное, байку советских времен: "Что будет, если Сахару передать в ведение Госплана?" Ага-ага, припомнили... через несколько лет в пустыне возникнет плановый дефицит песка.

Во-вторых, о какой именно демократии идет речь? У нас ведь она бывает разного сорта и свежести. Как говорится, демократия демократии рознь. У нас ведь все с некоторых пор демократическое: выборы, парламентские дебаты, мораль общества и курс рубля. И порой очередные победные реляции об успехах развития демократии в нашшей стране помогают понять, что по существу речь идет не о демократии, а "демократии", как о вывеске, за которой скрывается нечто другое. Вспоминая хрестоматийного Козьму Пруткова: "Если на клетке слона написано "буйвол" - не верь глазам своим"

И попытка оную демократию дифференцировать и анализировать, чтобы вынести ей окончательный вердикт демократический диагноз, приводит к пониманию того, что скорее всего речь идет о той разновидности демократии, под сенью которой мы так счастливо живем с середины нуоевых голов и которая официально именуется "демократией суверенной". И соответственно наша электронная демократия - не просто электронная, это именно суверенная электронная демократия, никак иначе.
А раз так, то не помешает разобраться в том, что же такое эта особая демократия собой представляет, что за тайна кроется в сочетании слов "демократия" + суверенная. Ибо поистине тайна сия велика есть.

И начать надо с этимологии этой самой суверенности. Вы наверное думаете, что здесь слово "суверенная" употребляется в значении независимая, самостоятельная? Это - для широкой публики. А для демократически посвященных граждан более важным оказывается второй слой смысла: суверенитет (фр. souverainete) — верховная власть, господство. И отсюда ширящаяся по государственному древу демократическая мысль восходит к модному ныне средневековому мыслителю Гоббсу с его эпохальным произведением "Левиафан", в коем была явлена человечеству теория общественного договора, той основы, на которой возникло государство.

По мысли передового добуржуазного философа, люди все люди изначально имеют "естественные" права и свободы, которые для них, однако,  бесполезны. Ничтожные людишки все равно не могут ни своими правами воспользоваться свободно, ни свободу употребить правильно, поскольку в том мешают друг другу. Просто не умеют жить по-человечески, ибо в своем нравственном развитии недалеко ушли от животных (дикари-с!). Потому-то и возникает общественный договор: граждане добровольно-вынужденно передают свою первоначальную свободу правителю, который в обмен на установление мира и порядка в обществе осуществляет неограниченную власть. Этот самый абсолютный правитель, выступающий как олицетворение государства, и называется сувереном.
 
Вот какого рода суверенность и составляет основу нашей демократии. Надеюсь, вы оценили широту и прозорливость государственной мысли, объединяющей в одно целое то, что в других странах почитают несоединимым. Сплошная диалектика - в политическом действии! Наша "суверенная демократия" - того же рода, что и "демократическая диктатура". И то,  и другое содержат в себе противоречия - которые становятся, как им диалектически положено, двигателями дальнейшего развития.

Так что наша суверенная демократия обречена стабильно развиваться дальше на благо общества неуклонно прогрессирующими темпами. И конечно же, сильно будет способствовать демократизации общества новый Закон об НКО - иностранные агенты суверенной демократии не нужны! Суверенная демократия вообще - продукт ДСП, для суверенного пользования, сугубо внутреннего, импортозамещающего. В нашей суверенной электронной демократии даже электроны (и дырки к ним) должны быть только российскими!

А может быть, так оно и лучше? Ну ее, эту самую декоративную демократию западного образца - туды ее, в Европу да в Штаты? Возвернуть на место происхождения и естественного произрастания, коль уж на нашей почве она и укореняться толком не хочет, и плоды приносит несъедобные, в народном хозяйстве бесполезные?)

Для нашего инфантильного патерналистского общества, страдающего ЗПР (задержкой политического развития) действительное внедрение более зрелых форм общественного устройства может повлечь за собой последствия, сравнимые с нервным срывом. Почитай, добрая половина граждан (особенно те, кому за 50) до сих пор не освободились от симптомов ПКСР (посткоммунистического стрессового расстройства... а некоторые еще и посткрепостнического). В их представлении "демократия" устойчиво связывается с "беспределом" лихих 90-х и неприкрыто несправедливым социальным распределением. Вот и отказываются они добровольно от свободы электорального волеизъявления - им "воля" не нужна. (Еще в конце 90-х избирательная кампания Г. Явлинского, проводившаяся под девизом: "Я пришел дать вам волю", оказалась провальной, поскольку подобный слоган для многих граждан, как оказалось, ассоциировался с беспорядком.) 
Для того, чтобы реально двигаться к демократии, нашему обществу нужно "излечиться" от многих "Недугов". И как минимум, повзрослеть.

Или вы считаете иначе?


Рецензии