Окна памяти

Окна памяти


Память раскрывает свои окна,
дни влетают в них из века в век.
Нитью  прошивает голосок нас
виртуальных  струй оконных рек.
Звуки грома пыльного далёка
слышатся в коричневом окне.
Эта память терпка и жестока –
о  слепой безжалостной войне.
Тьмой вошла контузия в солдата – 
вылечил теплом уютный Плёс.
Ветер жизни выдул без возврата:
из окна, где зрела смерть, унёс.
Синее окно – дороги, реки… 
Вспомнил, как свалился вниз  с моста.
Жизнь дала авансы, форы, чеки - 
в том её задача непроста.

Красное окно – огни Победы,
свадьба, путь к которой сквозь войну.
В ней сердца  - лихие непоседы - 
счастьем  в мир вошли как в целину.
Вот окно. Светлее не бывает,
хоть и опоясано войной:
в памяти -  землячка молодая, 
станет скоро верною женой.
С  железнодорожного причала
звал её и знал это  - судьба:
светлой дружбы юное начало
с высоты дорожного столба.
Телефонный провод не подводит,
ласточками все слова летят,
нежностью  в наушники заходят:
«Шурочка, любимый мой солдат!».

Две судьбы закатом прокатились
вместе по истории страны,
но составом с рельсов не сходили
по тревожной насыпи войны.
Со счетов небесных канцелярий
отсчитались долгие года,
а невзгоды светлый взгляд не старят:
не уходит юность навсегда.
Память -  как замедленная мина: 
по  экранам окон звон прошёл:
машут венгры, чехи и румыны – 
Днепр там, Сталинград  и  Халкин-Гол...
Много окон  в небе  - бесконечность.
Жизни путь проложен лишь вперёд.
Ветрена  земная быстротечность,
к ней шагают слава и почёт.

Промелькнули окна в сизый сумрак,
мчит в страну военный эшелон.
Выжившими в страшной мясорубке 
празднует  Победу батальон.
Песней грела свадьба золотая,
жить в согласьи можно лет до ста,
Но душа супруги улетает
на вершину «Радуги»-моста…
Ветеран остался ждать столетья,
и всплывает в памяти одно:
Та землячка, лучшая на свете,
открывает светлое окно.
Звёзды растянули жизни ленту,
счёт не сбросят в девяносто пять,
чтобы мог подольше он легенду
о любви той вечной рассказать.


Помнит, когда с удочкой рыбачит,         
Всех ушедших близких  и родных.               
 Сам тихонько трудится  на даче -
Милая приходит только в сны.



22 июня 2012 года


Кабыкин Иван Александрович. 1919 года рождения. Майор милиции в отставке. Участник Великой Отечественной войны. В действующей армии находился с 22 июня до августа 1941 года и с декабря 1941 года до окончания войны.
Вначале службу проходил в 18 стрелковом полку 152 стрелковой дивизии 16 армии Западного фронта, а затем командиром взвода связи 27 железнодорожной бригады связи 2-го Украинского фронта. Участвовал во взятии Будапешта и Праги, освобождении Сталинграда. Был ранен. Имеет 18 правительственных наград. Почётный железнодорожник Министерства путей сообщения. В УВД работал с 1948 года по 1961 год, старший оперуполномоченный ОУР.

……………………………………………………..

 А за скупыми строками биографии память открывает окна, в которых, как на экранах – кадры далёких лет…



***
 В 1938 году Иван воевал под Халкин-Голом в Монголии, а оттуда уже попал на фронт.

***
В 1941 году  боях под Смоленском Иван был рядовым солдатом, получил контузию. Выучился на снайпера. В нелёгком бою погиб его сослуживец под первым номером, а Иван был тяжело ранен. Лечение проходил в госпитали города Плёс Ивановской области. После лечения – сразу в  Ярославль – в батальон, а оттуда уже помощником командира взвода попал в школу командиров в Костромской области – в военном училище имени Фрунзе в Шатерово.

***
Строили зимой мост для железной дороги через Днепр у города Черкассы на Украине. Иван был командиром взвода. Мост был возведён за рекордный срок – 3 месяца. Каждый день – вражеская бомбёжка.
 Под мостом льда не было – вода не застывала, хотя на других участках реки – лёд был 80-сантиметровой толщины. Работали в полушубках, ватниках-фуфайках, ватных брюках, валенках, ушанках. Некогда было замечать жжение мороза и ветра.
Во время работы Иван упал с 12 метровой высоты прямо в ледяную воду. В последнее мгновение падения время словно остановилось, и внутренний голос приказал – поверни голову от ледяной кромки. Словно ангел-хранитель берёг командира для будущих поколений. Чудом Иван попал именно в воду, потянуло вниз, но силой воды его выбросило вверх и солдаты, спустившиеся вниз, вытащили своего командира.
Солдаты развели огонь, просушивали вещи, удивлялись повороту судьбы. А командир батальона отправил Ивана на лечение, предварительно отругав за оплошность.

***
В непростых условиях войны строили железные дороги и мосты. К работе подключались и гражданские лица – молдаване, украинцы, взвод румынов. Систематически пролетали мессеры и обстреливали работающих строителей.  В разрушенных городах лежали трупы после бомбёжек. Время подстёгивало – шли по трупам…
Освобождали Украину. В городе Изюм немцы выбросили парашютный десант – наши встретили их «хорошо» - отбили как положено! Как хороши наши «Катюши» в бою! Как дадут огня прикурить – так всё огнём полыхает в радиусе  100 метров! Но и враг не дремал – у них были свои ракетные установки – «Андрюши»…

***
В 1943 году Ивана направили в село набрать для   работ на строительстве  железных дорог 47 гражданских девушек. Приказ лейтенант Иван Кабыкин выполнил – создал 27-ю  железнодорожную бригаду. Одна из девушек молодому лейтенанту  сразу приглянулась: юная Шурочка –  девушка – огонь! Называл её «землячкой», хотя та была из Костромы, а Иван – из Тюмени. Но земляки – из России…
Они были в разных воинских частях в Молдавии, а редкие встречи всё же были возможны.  Для влюблённых сердец рушились преграды. Проезжая мимо  на  эшелоне  Иван  договаривался с кондуктором на звонок.  Иван залезал на телеграфный столб, где  была возможность позвонить по телефонному проводу. У него был позывной «Радуга», а у неё -  «Москва». Обращался к любимой по военному: «Мой  солдат».
Так и прошли всю войну – Молдавия, Румыния, Венгрия, Чехословакия.

***
После войны ехали целый месяц  в одном военном эшелоне из Чехии  в Челябинск. В одном из вагонов везли коров. Шурочка доила коров и кормила раненых солдат.  У Ивана был свой взвод 87 человек, а всего в роте было 3 взвода.

**
Свадьбу Шурочки и Ивана справлял весь батальон в городе Шумихе Челябинской области, куда и прибыли.  Там и отметили праздник Победы, там и демобилизовались. В 1947 году уехали в Казахстан, а уже оттуда поехали на родину Ивана – в Тюмень – мать позвала.
 56 лет прожили вместе Александра Евгеньевна и Иван Александрович душа в душу. Детей вырастили, внуков. 

***
У матери Ивана в колхозе – работы было много на 5 гектаров земли – а работать некому. Чтобы остался помощник, мать в своё время пошла на хитрость – записала в метриках Ивана 1919 год рождения, хотя на самом деле он родился в 1917 году… 
 Но, несмотря на эти два года вынужденной отсрочки, Иван свой воинский  долг выполнил честно и до конца.  Гордо носит орден Победы.  Льготами по званию почётного железнодорожника почти не пользовался – один раз за всю жизнь слетал в Тобольск.

***
 Жена Шурочка – Печёнкина Александра Евгеньевна 1923 года рождения. Её фото фронтовых лет Иван Александрович хранит, как самую дорогую реликвию. С горечью перечисляет всех родных, которых он пережил – ведь ему уже 95 лет…
Последний десяток лет он живёт  только памятью о своей любимой голубушке…


Рецензии
Человек живёт пока его любят!С теплом,

Екатерина Новомир   16.03.2020 20:57     Заявить о нарушении
Солнышка вам доброго, Екатерина!

Ирина Жгурова   17.03.2020 16:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.