О лице

Морщины
жизнь - не наложила -
от чистоты души,
лишь хитрые смешинки - глаз -
от силы духа -
ведь, это правда,
подтверди.
Кто менторством - не травит - речи -
тому -  всё -  нипочём.
Бывает,
дует ветер,
он - не бывает - палачом,
скорей,
помощником  или  - врачом...





12.03.2012  13:40
иллюстрация  из  интернета
http://veja.abril.com.br/fwa/imagens/1237891082496_101.jpg
*******************************************************
*****************

Янус
[править | править код]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
У этого термина существуют и другие значения, см. Янус (значения).

Бюст Януса в одном из музеев Ватикана
Я;нус (лат. Ianus) — двуликий бог в древнеримской мифологии. Изначально был богом-демиургом. Затем уступил место верховного божества Юпитеру. Почитался как божество всех начинаний, дверей, входов и выходов, в связи с чем получил атрибуты сторожа — ключи и посох, дабы отгонять непрошеных гостей. В императорскую эпоху Януса представляли как легендарного первого царя области Лаций, основавшего город на холме Яникул.
Первый месяц года юлианского календаря, январь, назван в честь этого бога. 1 января люди должны были желать друг другу успеха и удачи, так как первые пожелания, согласно древним верованиям, имели наибольшие шансы воплотиться в жизнь. Именно в его храм, храм бога всех начинаний, люди несли сладости и деньги, дабы начинающийся год был успешным и богатым.
Во время правления полулегендарного царя Нумы Помпилия (715—673/672 гг. до н. э.) в Риме был построен храм Януса. Его должны были открывать на время войны и закрывать по заключении мира. За всё время его существования, учитывая особенности истории Древнего Рима, храм закрывали менее десяти раз.

Содержание
1 Представления
2 Этимология
3 Культ
3.1 Почитание
3.2 Храм Януса
3.3 Эпитеты
4 Мифы
4.1 Первый царь аборигенов Лация
4.2 Спасение Рима от уничтожения сабинами
4.3 Янус и Карна
5 Иконография
5.1 На монетах Древнего Рима
5.2 В Новое время
6 Примечания
7 Источники и литература
7.1 Античные источники
7.2 Литература
Представления[править | править код]
В течение более чем тысячелетней истории Рима до принятия христианства религиозные представления римлян видоизменялись. Представления римлян времён начала существования республики отличались от таковых при Диоклетиане[1].
Янус, как один из древнейших римских богов-индигетов, вместе с богиней очага Вестой занимал заметное место в римском пантеоне[2]. Древнейшая древнеримская коллегия жрецов-салиев в своей песне называла Януса «богом богов» и «добрым создателем». Также его отождествляли с «миром» (лат. mundus), первобытным хаосом. Согласно религиозным представлениям древних римлян, именно из хаоса возник упорядоченный космос, а Янус из бесформенного шара превратился в бога и стал хранителем порядка, мира, вращающим его ось[2]. По своей сути это являлось отголоском мифа о том, что вначале огонь, вода, земля и воздух были одним веществом. Впоследствии они разделились, а то, что осталось, и стало Янусом. В этом виде он предстаёт в качестве бога-демиурга[3][4]. Ж. Капдевилль считал связь Януса с греческой концепцией хаоса придуманной впоследствии, так как «изначальной» функции Януса было бы достаточно, чтобы объяснить его место у истоков времени. Капдевилль приводит слова Марка Мессала в изложении Макробия в Сатурналиях, I, 9, 14: «Он всё создаёт и им же управляет. Он связал тяжёлую и стремящуюся в глубину, распадающуюся сущность и природу воды и земли и лёгкую, бегущую в бездонную высь [сущность и природу] огня и воздуха, расположив вокруг [них] небо. Эта величайшая сила неба соединила две несхожие сущности»[5].
До появления культа Юпитера Янус был божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим эти врата[6]. Для римлян, как и других народов Италии, в доме священными являлись очаг и двери. Закрытые двери защищали, отделяли человека от внешнего мира, открытые — соединяли римлянина с обществом и окружающим миром. Будучи божеством дверей, Янус стал также ответственным за начинание какого-либо дела и его завершение, включая войну[7]. Янус был также патроном дорог и путников и почитался среди италийских моряков, веривших, что именно он научил людей строить первые корабли[8].
Затем он уступил своё место Юпитеру, заняв место владыки всех начал и начинаний во времени[4].Вероятно под влиянием греческого религиозного искусства, Януса стали изображать двуликим в виде мужчины с двумя лицами, одно из которых направлено в будущее, а другое — в прошлое. Это подчёркивало его знание об уже произошедших и будущих событиях[4]. Он был покровителем не только каждого дня, но и любого отрезка времени, как то: год, месяц, время года. Начало каждого месяца, календы, посвящали Янусу. Январь, первый месяц года юлианского календаря, назван в честь этого бога. Январское начало года определялось зимним солнцеворотом. День зимнего солнцестояния является и последним, и первым днём в году, и естественно, что это явление находилось в ведении Януса[9].

Фреска Паоло Фаринати 1550-х годов. Двуликий Янус со своими основными атрибутами — ключами и посохом
К IV веку нашей эры роль Януса нивелируется до «сторожа»[10]. В качестве атрибутов Янус, как и обычный сторож, имел ключ и посох, чтобы отгонять непрошеных гостей[4].
С Янусом тесно связаны Матер Матута — богиня раннего утра, Портун — божество ключей и ворот, Венилия — богиня источников и др.[11]
Этимология[править | править код]
Древними учёными предлагались три этимологии имени бога, каждая из которых опиралась на рассуждение о его природе[12].
Первая этимология основывается на определении «хаоса», данном Павлом Диаконом, и гласит: от слова hiantem, hiarе («быть открытым») имя Янус образуется при потере гласных при начальном придыхании. В этой этимологии понятие «хаоса» определяет исконную природу бога. Капдевилль также упоминает мысль Варрона в изложении Августина[13], который использует слово hiatus, чтобы объяснить слияние Януса с миром: «Они говорят, что статуя имеет два лица, спереди и сзади, потому что внутренняя полость нашего рта, когда мы его открываем, представляется похожей на мир (потому, дескать, греки и называют нёбо ;;;;;;; (ouran;n), и некоторые из латинских поэтов небо называли palatum „нёбо“); от этой полости (hiatus) рта есть один выход наружу по направлению к зубам, а другой — внутрь по направлению к глотке»[5].
Другая этимология была предложена Публием Фигулом и дошла до сегодняшнего дня в пересказе Макробия[14]: Янус — это римский Аполлон, а Диана — Яна, с добавлением Д для благозвучия. Это объяснение было принято А. Б. Куком и Дж. Дж. Фрэзером. Оно согласуется со всеми последующими уподоблениями Януса небу, солнцу и луне. Оно также предполагает, что раньше это имя звучало как «Дианус», образованное от «диа» (dy-e;2) — из индоевропейского корня «дей», означающего «сияние». В латыни этот корень представлен словами dies («день»), Diovis и Iuppiter. Кук предлагает два параллельных ряда: *Divianus, *Dianus, Ianus и Diviana[15], Diana, Iana[16]. Слабое место этой интерпретации — трудности с произношением долгого i в слове D;;na[17].
Интерпретация Януса как бога начал и проходов основана на третьей этимологии, указанной Цицероном, Овидием и Макробием, которые объясняют имя как латинское, произошедшее от глагола ire («проходить, идти»)[18][19][20]. Современные исследователи сделали предположение, что имя Янус происходит от индоевропейского корня, означающего переходное движение (ср. санскр. «yana-», авестийское yah, лат. i- и греч. ei-)[21]. В этом случае I;nus — обозначение действия, выражающее идею движения, прохождения, образованное от корня *y;- < *y-e;2-, или от корня ey «идти», от которого происходят слова e;, ;;;;. Аргументы А. Мейе и А. Эрну за эту этимологию были отвергнуты большинством французских исследователей: Э. Бенвенистом, Р. Шиллингом[en], Ж. Дюмезилем и Г. Капдевиллем. Превращение корня ey в ya хорошо представлено в западноевропейских языках, например, в ирландском ;th, y;-tu-s. На основании сходных функций и этимологии даже делают предположение о наличии у Януса соответствия в индуистском пантеоне — Варуны[22].
Другие современные исследователи признают индоевропейскую этимологию либо от имени «Дианус», либо от корня y;[23].
Культ[править | править код]
Почитание[править | править код]
О некогда главенствующей роли Януса в римском пантеоне свидетельствует тот факт, что главным жрецом его культа был «священный царь» (лат. rex sacrorum), второй по значимости после великого понтифика служитель культа в Древнем Риме, заменивший царя. Даже жрец Юпитера (лат. flamen Dialis) имел относительно него второстепенное положение[24].
Поскольку Янус был старейшим из божеств римского пантеона, то именно с него начинали посвящённые нескольким богам молитвы. Ему первому совершали приношения даров, так как только после умилостивления бога всех входов можно было рассчитывать на благосклонность других высших сил[25]. В праздник Януса 1 января все желали друг другу успехов и процветания, так как первые пожелания имеют больше шансов воплотиться в жизнь. В этот день люди несли в его храм сладости и деньги, дабы начинающийся год был успешным и богатым[26][27][4].
Янусу были также посвящены празднества агоналии, отмечавшиеся 9 января, 20 мая и 10 декабря[28].
После падения Римской империи «двуликий Янус» превратился в «символ двуличности», став воплощением неискренности и лицемерия[29]. В Риме сохранилась арка, построенная в начале IV столетия. Название арка Януса закрепилось за ней в Средние века, хотя никакого отношения к данному божеству она не имеет[30].
Храм Януса[править | править код]

Картина Рубенса «Храм Януса» 1635 года. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Основная статья: Храм Януса
Первый храм Януса был воздвигнут, по преданию, царём Нумой Помпилием[31] и представлял собой две соединённые стенами арки. Здание соответственно имело два входа и два выхода. В центре находилась статуя двуликого бога с ключом в руках. На пальцах рук Януса, бога времени, были написаны «CCC» (300) и «LXV» (65) по числу дней в году[32]. Когда принималось решение объявить войну, царь, консул или император отпирал ключом тяжёлые двойные дубовые двери храма, украшенные золотом и слоновой костью, и перед ликами Януса под арками проходили отправлявшиеся на войну вооружённые солдаты и юноши, впервые взявшие оружие. В продолжение всей войны ворота храма стояли открытыми, когда заключался мир, то вернувшиеся войска вновь проходили перед статуей бога, а в редких случаях всеобщего мира храм вновь запирался на ключ[33].
В поэме «Фасты» Овидий так объясняет смысл и суть данного обычая[34]:
« Чтобы открыт был возврат народу, пошедшему в битвы,
Сняты запоры, моя настежь отворена дверь!
В мирное время я дверь запираю, чтоб мир не умчался; »
Следует отметить, что состояние, при котором Древний Рим не вёл войн, было скорее исключением из правил. За всё время существования античной римской цивилизации храм Януса закрывали:
при полулегендарном царе Нуме Помпилии, который за время своего правления не вёл ни одной войны;
во время консульства Тита Манлия Торквата в 235 году;
трижды при Октавиане Августе[35], в том числе после сражения при Акции;
при Нероне в 65 году н. э.[36];
при Веспасиане после победы в Первой Иудейской войне в 71 году[37].
Эпитеты[править | править код]
В императорскую эпоху Янус имел эпитет Квирина. Первоначально Квирина почитали, как бога народного собрания, одну из ипостасей Марса. Когда его почитание было оттеснено культами Юпитера и Марса, он слился с таковым Януса, как бога ведающего войной и миром[38][39].
Другими эпитетами Януса были:
Patulcius («открывающий») и Clusivius («закрывающий»), связанные с властью отпирать и закрывать двери войны, потоки вод[40][24];
Consevius, Consivius — от глагола «делать целым», что согласуется с представлением об Янусе как божестве, превращающем хаос в упорядоченный космос[24];
Pater, Matutinus, Iunonius отображает его роль «отца богов», умножителя человеческого рода, ответственного за наступление каждого дня[41][42][24];
Geminus — двуликий[43].
Мифы[править | править код]
Первый царь аборигенов Лация[править | править код]
Первоначально Янус был богом-демиургом, возникшим из мирового хаоса. Впоследствии, когда он уступил место верховного божества Юпитеру, Януса стали изображать в качестве первого царя населявших Лаций людей, так называемых аборигенов Лация[44]. Самая ранняя информация о Янусе как прародителе римского народа содержится в «Энеиде» Вергилия[45][46]. Эту же версию детально описывают Овидий, Плутарх и другие древнеримские писатели и историки[47]. Римский историк IV столетия Секст Аврелий Виктор представляет Януса сыном Аполлона и Креусы, который, возмужав, отправился в Италию и основал город Яникул на одноимённом холме[48]. В произведениях Овидия и Макробия он поселяется на холме Яникул, получившем от него своё название[44]. Плутарх и вовсе называет легендарного первого римского царя эллином из Перребия[49]. Янус многому научил людей, в том числе почитать богов[2][50], возделывать землю, а также ввёл государственный порядок[51]. Богиня источников Венилия родила ему дочь Каненту[44].

Приём Сатурна Янусом. Палаццо Веккьо, Флоренция
Когда Юпитер сверг своего отца Сатурна, то последний нашёл у Януса гостеприимный приём. Местные жители предпочли Сатурна Янусу и признали своим царём. В благодарность за приют Сатурн наделил двуликого бога способностью знать всё прошлое и предвидеть будущее[50][52][53].
Современные историки видят в этом мифе отражение смутных народных воспоминаний о прибытии в Италию морским путём переселенцев с Балкан пеласгов[54]. В книге раннехристианского богослова Арнобия «Против язычников» Янус уже предстаёт, согласно верованиям древних римлян-язычников, сыном Неба и Гекаты, мужем Ютурны, отцом Фонтуса[en] и тестем Вультурна[55].
Спасение Рима от уничтожения сабинами[править | править код]
Согласно поэту Овидию, Янус спас Рим от уничтожения сабинами. В то время, когда царь Тит Таций со своим войском, благодаря предательству Тарпеи, проник в крепость на Капитолийском холме, двуликий бог открыл устья источников. Вода перекрыла сабинам путь к спящим воинам Ромула. Таким образом римляне получили возможность приготовиться к предстоящей битве, закончившейся примирением сторон[56][24].
Янус и Карна[править | править код]
Нимфа Карна своею красотою привлекала многих молодых людей, которые были ей неинтересны. Когда ей досаждал очередной поклонник, нимфа притворно соглашалась разделить с ним ложе и приглашала в пещеру. Пока юноша пробирался вглубь тёмной пещеры, Карна пряталась в густом кустарнике. Янус, воспылав страстью к красивой нимфе, получил такой же ответ. Однако нимфа не учла, что Янус может видеть и вперёд, и назад, и после того, как Карна спряталась, он легко её настиг. После того, как ей пришлось уступить двуликому богу, Янус сделал Карну богиней дверных петель и подарил белый колючий цветок, с помощью которого она могла отвращать от жилища беды и неприятности[57].
Иконография[править | править код]
На монетах Древнего Рима[править | править код]

Изображение Януса на древнеримском ассе

Дидрахма с изображением Януса

Сестерций Нерона с закрытым храмом Януса
Изображение Януса помещали на монетах (преимущественно самых ранних) для того, чтобы он покровительствовал любому делу, совершаемому при посредстве этих денег[4]. Основным номиналом с Янусом на аверсе во времена римской республики до Первой Пунической войны был асс[58]. Половина базовой денежной единицы семис содержала профиль Юпитера, 1;3 асса триенс — Минервы, ; асса квадранс — Геркулеса, 1;6 асса секстанс — Меркурия, 1;12 асса унции — Беллоны[59]. Этот перечень богов, по мнению британского нумизмата Г. Мэттингли, весьма понятен. Янус — первый бог, божество всех начал; Юпитер следует за ним по значимости; Меркурий, как бог торговли, не мог не быть запечатлённым на деньгах; Геркулес здесь олицетворяет скорее прибыль и успех, а не физическую силу; боги войны, как Минерва и Беллона, отображают роль военных действий в жизни древних римлян[60].
По мере роста государства и завоевания греческих городов последние, в качестве признания верховной римской власти, стали помещать изображения римских богов, в том числе и Януса, на свои монеты[61].
В императорскую эпоху тематика, связанная с Янусом, на монетах встречается редко. По завершении войны с парфянами при Нероне в 65 году нашей эры за контроль над Арменией «всеобщий мир» нашёл отображение в чеканке серии монет с закрытым храмом Януса. Легенда «PACE P R TERRA MARIQ PARTA IANVM CLVSIT» в переводе обозначает «Доставив римскому народу мир на суше и на море, закрыл храм Януса»[62]. Их выпустили после коронации Нероном прибывшего в Рим царя Трдата I[63]. Кроме неронианских, Януса эпизодически помещали на денарии Траяна (98—117)[64], ауреусы Адриана (117—138)[65], ассы[66] и сестерции[67] Антонина Пия (138—161), ассы[68], сестерции[69] и ауреусы[70] Коммода (177—192), денарии Пертинакса (193)[71] и Геты (209—211)[72], а также ауреусы Галлиена (253—268)[73][61]. Отдельно следует упомянуть ассы Адриана с четырёхликим Янусом[74][75].
В Новое время[править | править код]
Джордано. Янус и мойры. Фрагмент из Палаццо Медичи-Риккарди. 1682—1685
Светское искусство Нового времени наследовало античную иконографию: Януса продолжали изображать двуликим. Его голова по традиции увенчивалась древнеримским «термином» (лат. terminus — «предел, граница»), то есть колонной, отмечавшей границы земельных участков. Аллегорически он обозначал январь, кроме того, принимал участие в сотворении мира. В эпоху Ренессанса два его лица считались символами прошлого и будущего в аллегориях, касающихся Времени (например, на Танце под музыку времени Пуссена). В работе Джордано (Палаццо Медичи-Риккарди) Янус поставлен в начале пространной аллегории человеческой жизни, где он даёт шерсть трем мойрам (см. справа). Атрибутом бога является змея, свернувшаяся кольцом, — античный символ вечности[76].
Примечания





***********************
************************

 


Рецензии
Январь . Отвергнут .
Атрибуты
палаццо крошатся от времени .
Из трещин - змеи .
Необутым -
опасно .
Карну - в петлю !
Медичи
монетой завалили Януса .

Геннадий Полежанкин 2   19.03.2020 09:37     Заявить о нарушении
Геннадий!
Мне понравился Ваш просмотр достоверностей знаменитой — в разных аспектах династии Медичи!
***
Верховный Бог,
Венчающий начало Года
И уступивший законное правление своё — Юпитеру,
Однако,
Не дождался поворота — в события начала...
Для него скатиться
с постамента, быть объявленным *двуликим*
Не справедливо мифы обрекли...
Теперь, употребляем часто,
Нечестную игру и пальцем тыча
Непременно
В лишенного затылка и волос
Двуликого *прохвоста*
Я не верю!
Наветы — скорбно словом довели...
Экс

Натали Ривара   19.03.2020 10:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.