Литература и роман нового времени
Для начала нужно понять вообще – что же такое литература.
Написано об этом много, и множество существует делений, на жанры, этнологические особенности, в конце концов, на художественную, научную и публицистическую.
Но суть всех работ всё же сводится к тому, что, не имея книг – люди утеряли бы огромный багаж, наполненный опытом предыдущих поколений, исчезли бы также многочисленные выводы, толкающие к поступку. А поступок всегда развитие.
Путем литературы многие идут, имея возможность учиться на чужих ошибках, конечно создавая новые, но порой получая открытия позволяющие изменить окружающий мир.
Это колоссальное наследие, формирующее современного человека. И значит, что современная литература, в общем, во многом – фундамент для будущих личностей.
Сейчас данный предмет у русскоязычных народов размыт историческими перипетиями.
Есть огромное немаловажное наследие, но в скором времени, оно будет отмирать как в своё время шумерские таблички.
Задача литератора в наводнении современных проявлений вычленить то – что создаст мост к новому образованию, имеющему другое, новое качество, но сохранившему так же великое наследие.
Ведь Достоевского нельзя просто закрыть в архив, нужно передать его открытия следующим умам, заставив задуматься о современных проблемах и вопросах…
Не стоит отметать вкусы современных читателей, вкусы изменены в связи с течением времени.
Да многое существующее спорно, но и в создании рекламного сценария можно вычленить нужное!
Здесь хочется привести несколько примеров, и в конце обозначить начатки формулы, удачного современного романа, несущего не только развлекательный характер, что не маловажно для загруженного человечества, но, также нести, сквозь определенные приемы, глубокие вещи, заставляющие читателя задуматься, а в идеале и в чем-то изменить свою жизнь.
Во многом попавшие в точку современного мышления, имеющие «дыхание», когда события развиваясь динамично, то вгоняют читателя в напряжение, то отпускают и позволяют расслабиться вместе с героями в приятных воображению местах, или в приятной компании, то снова пугают, заставляют сопереживать. Таковы интересные книги, увлекающие многих окружающих.
Нет – не Маринина и Дашкова правят миром, как на первый взгляд может показаться.
Миром ничего не правит, от того и происходит размытость.
Моя знакомая недавно, не на шутку устав от окружающей вездесущей популяризации, гневно отозвалась в адрес анти-культурного убожества окружающего нас, чем натолкнула меня на размышления следующего характера:
Допустим, что человек действительно пишет для себя. Встречаются множество ранимых людей, не имеющих способа, по-другому избавится от тяжелой личной драмы, кроме как писать матерные стишки...
А ведь толпы читающих, есть среди них немало интеллектуально развитых, которых затянула трясина напряжения (долгие нудные сложные переговоры на работе, непонимание в семье, личные страхи - кстати, доказано, что страх потери жизни, или потери привычного семейного уклада может приводить к катастрофическим последствиям).
В общем, толпы создают, читая и обсуждая, спрос на скудоумие. В целом открывая этот спрос, они не хотят отдавать себе отчет, что их действия аукнутся в будущем поколении.
Ведь сами, устав и решив за день сотни дел, они не являются скудоумными, просто словами Бальмонта, когда-то сказавшего так про американцев, проходящих, как наш народ сейчас стадию стяжательства ради новой – достойной жизни, потенциальный читатель сейчас (как и тогда в США) обременён умственной грубостью…
Потом самые из них угнетенные идут читать нечто стоящее, и, понимая, что не могут, или просто от собственной тяжкой беспомощности - начинают косвенно убивать Достоевских, Чеховых и т.п. И так - появляется море вредоносной критики, а Достоевские ранимы по природе своей... хотя бы потому, что у них, Достоевских (имеет место обобщения достойных писателей) нервы оголены до предела, ещё сильнее чем у остальных, и мало того что пуд своих проблем, так ещё и окружающее видится им гораздо четче остальных, и они не могут заткнуть себе все отверстия домом 2, может и хотели бы, а не могут.
Второе:
Это жалко, когда не то, что пророка в своем отечестве нет, не было и не будет.
Не то, что у нас, да и везде, проще, когда люди оболванены, т.к. такими легче руководить.
Страшно когда создается иллюзорный мир, где даже умный чувствует что всё - уже накрыло. Абсолютная блокада, когда почти все думают, что премия музТв - это неизбежное настоящее и Рахманинов умер (а ведь в интернете, есть отдельные телеканалы классики, отдельных исполнителей новой альтернативной музыки, а у духовной нищеты этого нет! Это, всего лишь, качественно сделанный VOV фактор!)
И такой фактор очень хорошо работает, когда... не удержусь процитировать:
"...Куда же это всё уходит? Когда мы заменяем главные истины насущностью так, что она искажает и ломает нас?
Даже в благородном тренде «семья», отовсюду насаждаемом, слышится и видится фальшь…
Как велик и холоден, должен быть разум, чтобы извратить главную идею так, чтобы её же и спрятать.
* * *
- Смотри! Смотри! – Заорал Андрей, тыча пальцем в телевизор.
- Они из личного – товар сделали! Я про товары повседневного использования молчу, но они же ставят в один ранг с туалетной бумагой, рождение ребенка, пряча его за рекламой чая! Вон – начальница подобрела от того, когда узнала, что девушка беременна! А рекламируют что? Чай!
ТЫ ПОНИМАЕШЬ? МАТЬ ЕГО! ЧАЙ!" (с)...*
Строить на размытых ценностях новое, в целом бесполезно, но можно попробовать объединятся и писать что-то стоящее, объединятся и продвигать друг друга, впрыскивать новую кровь... ведь куча просто отмирает из-за того, что не видит просвета.
И этим - размытые рамки снова постепенно собирать в жесткую форму.
Главное не превращать собранные достоинства современности в свалку.
У Энтони Бёрджесса, и Чака Паланика не хватает двух вещей.
Первое и самое опасное отсутствие, - отсутствие Героя, человека который в конце дает возможность прислушаться ко всем умным мыслям, высказанным на протяжении всего романа. Мы продолжаем восхищаться нигилизмом со времен Печорина, и в XXI веке уже невозможно им сквозит. Должно прийти время неопровержимых истин, но, что является вторым – истины должны быть в обновленной форме.
И так, структура романа:
Дыхание – во всём выдох-вдох. Будь то драма, триллер, приключения. Накал страстей должен чередоваться с расслабленностью мозга.
Чередование во всем, от внутренних сомнений каждого из действующих лиц, т.к. в современном обществе каждый – личность, и нет разницы между бездомным и статусным членом общества, читатель должен влезать в шкуру и вылезать из шкуры каждого персонажа, и до чередование окружающих атмосфер.
Читателя должно тянуть со скоростью клипового мышления. Поэтому князь Мышкин должен прерывать свой монолог, на шокирующие окружающие действия, но монолог ни в коем случае не должен урезаться, просто короткие главы, которые заставляли бы щелкать читателя их, со скоростью переключения воображаемого пульта, и на каждом куске заострять свое внимание!
Люди от литературы должны получать настоящую аритмию и глубокое погружение.
Погружение в действительность, через любой жанр, ведь современное искусство и литература в целом уводят нас от неё, погружение к настоящим мыслям, при этом читатель должен сохранить впечатление душевной разрядки.
Ищите что читать, ищите, когда пишите, и давите линию выверенного баланса... И: "не читайте советских газет перед приёмом пищи"...
* Отрывок из романа Ненужные Люди Глава 22
Свидетельство о публикации №112062900003
связи с течением времени."
Таня, не вкусы изменились, само общество изменилось.
Оно напичкано современными технологиями, которые проповедуют
потребительство, ставшее почти религией!
Люди читают то, что им навязывают,то что выгодно
издателям.
А без духовной культуры любой народ деградирует, теряет
человечность, душевность, надежду...
Лиза Моно 29.06.2012 19:03 Заявить о нарушении
Ведь всё новое - забытое старое.
Вот скоро стартует проект мой и Бразервиля. Мы взяли за основу форму которой ещё Эдгар По пользовался, но, надеюсь с помощью нее снова можно будет привлечь общественность. Так называемых грубых умом)))
Афанасьев Сергей Сергеевич 29.06.2012 19:25 Заявить о нарушении