Межень Любови Моховой. Отзыв

ВВЕДЕНИЕ

Известна многократно переоткрытая мысль, что горе потери дорогого человека или родины обостряет творческие способности.  Или углубляет?  Точнее,  сначала сознание испытывает отупляющий шок с потерей ориентиров и значимости ценностей. Если удаётся сознанию вырваться из шокового состояния, начинается прозрение. Верующий обращается к Богу. Атеисту сложнее искать духовную опору, но и он её часто обретает в памяти о предках, в истории Родины, в верности ушедшему дорогому человеку.
И тот, и другой, конечно же, опираются на здравствующих родных, друзей и других близких людей. В этом прозрении в сознании возникают образы и понятия, о которых поражённый горем ранее имел крайне приблизительное представление. У потерпевшего горе потери поэта возникает новая тематика произведений, а в старых темах кардинально смещаются акценты. И пульсирует вопрос: где взять для этих тем силы, нещадно потребляемые борьбой с унынием. У автора отзыва, кстати, недавно родился близкий к этой теме сонет:

Тепла души осознавая трату,
Мы коченеем средь степей страны.
Как бедной Тане нам все выборы равны:
По трапу - в самолёт или в Сибирь – по тракту.

Как устоять, что двинуть встречно факту,
Что выжгли бензобак и годы сочтены,
Что челядь за тобой придёт от сатаны -
Комиссию создаст, и спишут нас по акту?

Что Бога унесло ревизовать планеты,
Забыв назначить час и солнечность рассвета?
Чей планку нам сбивает перепляс?

Опять пришла весна, не за горами лето.
Ушло немало сил в создание сюжета.
Где взять бензин, чтоб полетел рассказ?
**
О творчестве Любови Моховой узнал на сайте Стихи.ру. Узнал и пленился её зоркой любовью к Родине, почувствовав душу путешественницы – во времени и в пространстве. Её детство и Енисей с Тунгуской переплелись в стихах с древним торговым форпостом новогородских купцов  - Мангазеей на сибирском Севере. С воспоминаниями о политзаключённых, высаживаемых с барж на берег под скорую полярную зиму.
Байкал, Красноярские Столбы, Великая транссибирская железнодорожная магистраль в Красноярском пересечении с Енисеем. Перекличка плеска волн Кубани и сибирских рек. Пение и перестук колёс вагона поезда. И всё это пронизано картинами то снежно-морозной, то цветущей природы. Её собольки, шныряющие по коре стволов или перебегающие дорогу перед автомобилем, - наверное, будущий экслибрис её библиотеки или фирменный знак на обложке издаваемых её книг.
**
О НАЗВАНИИ КНИГИ

«Межень: низкий уровень воды в реке, озере, фаза водного режима; период, когда сохраняется такой уровень. На реках умеренной полосы наблюдается летняя (или летне-осенняя) и зимняя межень, так как в эти периоды поверхностный сток воды очень мал,» - Википедия. Так назван вышедший весной из печати сборник стихов Любови Моховой. Элегантно изданная книга в мягкой обложке на 131 странице издательством  «ИПК Литера», в Ярославле в 2012 году. Книга украшена рисунками Александры и Любови Моховой.
В книге разделы:
Перелистывая страницы
Ты и я
Я и ты
Мир пронизан нервами дорог
Мы из войны
**
Книга «Межень» Любови Моховой, говоря её словами, «посвящается... Всем "своим" - дорогим и родным, которых любила, люблю и всегда буду любить. Всем, кто есть и еще будут; всем друзьям, которых знала, помню и постараюсь не забыть; всем врагам, которых жалела, прощаю, и не смогу ненавидеть; всем, кто пришел в этот мир, кто живет, не зная обо мне, и родится еще; всем, - ушедшим раньше или по сроку; с кем надеюсь встретиться за гранью...
...Всем! Всем! Всем!..

И огромное спасибо Вам, Читатель!

Кто знает?! Но когда-нибудь с годами,
Изведав тайный смысл и важность слов,
Я напишу подробнейший сценарий
Моих цветных полнометражных снов!»
**
Итак, «Межень». Минимальный уровень воды в реке... Или общая энергетическая депрессия на трудном этапе жизненного пути? Кто знает? Наверное, только автор.
«Ушло немало сил в создание сюжета.
Где взять бензин, чтоб полетел рассказ?» - задавался вопросом автор данного отзыва.
Или
«Где взять воду в обмелевшей от жары реке, чтобы не прервались полив прибрежных полей, водозабор для городов и речная навигация?» - вопрос, возникающий у жителей на берегах реки.
Или
«Где обрести силы и прозрение после потери дорогого человека?» - вопрос, настигший многих из нас.
**
О последнем вопросе и поговорим, раз за разом обращаясь к творчеству Любови Моховой.

ПО РАЗДЕЛАМ КНИГИ
===========================
«ПЕРЕЛИСТЫВАЯ СТРАНИЦЫ».
В разделе  поэтическая перекличка двух любящих сердец, навеки разлучённых судьбою.
В припеве к песне «Обними» компактно сказано о главных составляющих долгого непрерывного диалога с ушедшим Сокровищем души и сердца:

«Вспоминаю руки теплые твои,
Обними меня покрепче, обними,
Раздели со мной печали и горести,
И не дай мне испытать муки совести.»
От припева же «Песни встреч и разлук» сердце вздрагивает:
«Пусть отзовутся горестной болью,
Грузом пусть лягут на плечи
Дни без тебя…  Но вернутся любовью
Наши с тобою встречи.»

Вернуть из небытия свою Радость духовным общением с Её памятью, с Её мыслями, выполняя вместе ранее задуманное, - путь многих осиротевших влюблённых. Великим примером сияет творческий подвиг Марии Склодовской-Кюри. Её любимый муж, отец их дочерей, соавтор замыслов и соисполнитель чёрной и опасной работы по химической переработке урановой руды для выделения загадочных радиоактивных элементов – радия и полония, позднее - лауреат Нобелевской премии за открытие вместе с женой – Пьер Кюри, погиб под колёсами конной повозки.
Вот что писала о них дочь Ева Кюри в книге «Мария Кюри». «Талант Пьера Кюри известен благодаря его собственным работам до сотрудничества с женой. Талант его жены нам выявляется в ее первом предчувствии открытия, в ее подходе к задаче. Этот талант себя проявит и потом, когда мадам Кюри, уже вдовой, будет одна, не сгибаясь, нести все бремя новых открытий и доведет их до гармоничного расцвета. У нас есть определенные доказательства того, что в этом прославленном союзе мужчины с женщиной их вклад был равным. Пусть вера в это удовлетворит и наше любопытство, и наше восхищение. Не станем разделять пару, полную любви друг к другу, если их почерки, сменяясь, идут один вслед за другим в рабочих записях и формулах; пару, которая подписывала вместе почти все научные работы, опубликованные ими. Они пишут: “мы нашли…”, “мы наблюдали…”, – и только изредка вынуждены употреблять такой трогательный оборот, как: “один из нас обнаружил.”»
Источник сообщает важнейшую для нас подробность: «После смерти мужа Мария пережила сильнейшую духовную драму, однако и после его перехода на иной план бытия духовная связь между ними сохранялась. “Милый Пьер, – писала Мария Кюри в своем дневнике, – мне предлагают принять на себя твое начальство: твой курс лекций и руководство твоей лабораторией. Я согласилась. Не знаю, хорошо ли это или плохо. Ты часто выражал желание, чтобы я вела какой-нибудь курс в Сорбонне. Хотелось бы по крайней мере двигать дальше наши работы. Иногда мне кажется, что благодаря этому мне будет легче жить, а временами – что браться за это с моей стороны безумно”. И все же в эти тяжелые для нее дни моральное завещание мужа определяет весь жизненный путь ученой: “Что бы ни случилось, хотя бы рассталась душа с телом, надо работать”. Мария Кюри назначается профессором факультета естествознания Сорбонны – впервые в истории французской высшей школы женщина получает профессорскую кафедру. С 1906 по 1914 гг. она продолжает исследования, прерванные смертью Пьера, преподает в Сорбонне и Севре. М. Кюри создает и читает первый и единственный в мире курс лекций по радиоактивности. Редактирует и выпускает в свет “Труды Пьера Кюри”.»
Это великий пример, но потому он и притягателен. Союз двоих любящих часто бывает не только семейным союзом, что само по себе прекрасно, но оказывается ещё и союзом творческих единомышленников. И если Господь наградил семейный союз талантами, то оставшемуся на земле надо следить за их приумножением, отвечая перед Ним за обоих. Нечто очень близкое к известному «смертью смерть поправ», но благодаря усилиями оставшихся жить.
У Любови Моховой мы находим свою поэтическую трактовку духовной драмы, сходную с исповедальными строками в дневнике Марии Кюри после потери мужа:
«Остались мгновенья короткого счастья,
Кусочки рассвета, осколки ненастья.
И мне не понять эти игры без правил…
Оставил весь Мир..., лишь себя не оставил…» - в стихотворении «Погашено Солнце».
**
Не могу не привести правдивое до почти ощутимой достоверности образное стихотворение «Я иду по ножу»:
Я по лезвию бритвы, босыми ногами,
Реку горькой печали, стремлюсь перейти.
Что б на том берегу, за седыми снегами,
Пусть за миг до прощанья, тебя обрести...

Что бы взять, обхватить, удержать твои руки,
За мгновенье от горя, за секунду от "Был",
Что бы знать, что не будет ненужной разлуки,
И вернуться в "Сегодня" ещё хватит сил.

А вернувшись, забыть все былые печали,
Как ужасный, нелепый, несбывшийся сон...
...Мы любые обиды друг другу прощали...
Я пройду этот путь, я сдержу этот стон...

Полпути позади - уже виден тот остров,
Где тебя отыщу, обниму, удержу...
Только ты подожди... Слишком лезвие остро...
На судьбу не ропщу... Я иду по ножу...
**
Это трепетное стремление - мечта превратить прошлое в будущее прерывается горестным стоном из стихотворения «Выпью кофе “двойной без сахара”...»:
........................................
А потом ушёл не замеченным,
И ''Прощай'' сказать позабыл.
На душе оставив отметину,
Словно в прошлое дверь закрыл.
.....................................
Мы судьбою навеки связаны,
Смертью узел не разорвать.
Если слово ''Прощай'' не сказано –
Я обязана вечно ждать…
**
Горестное состояние утраты часто распадается на два течения. В одном потоке – светлая Вера даёт надежду, что ушедшему ТАМ хорошо, обещает встречу ТАМ. Во втором же русле – тёмное жгучее чувство зверя, у которого, без его ведома, похитили детёнышей. Он продолжает обнюхивать углы и горестно звать, вслушиваясь в безответную пустоту. Об этом строки:
«Не знала, что останусь одна на всей планете,
Что жизнь твоя растает снежинкою в руке,

Что оборвётся тонкой натянутой струною –
Короткий звук – полноты, а дальше пустота…» - из стихов «Ушёл...»
=====================
«ТЫ И Я»
Раздел  начинается вальсовым признанием – воспоминанием в стихах «Золотое сечение»:
«Не ищи всему объяснение.
Просто – ты мне нравишься. Очень!..
Ты – моё золотое сечение.
Ты – моя долгожданная осень!..»
И заканчивается стихами «Подойди...» Последняя их строфа – почти рефрен:
«Ты - мой лучик свечи... в грозовой ночи...
Подойди, обними, всё пойми... и молчи...
Я прочту тебе сти-хо-тво-ре-ние...
"Мой родной, ты - моё вдохновение"...»
Но истинная, на мой взгляд, жемчужина этого раздела – стихотворение «Твои две любви»:
За то, что с душою израненной
Нёс свет, не погасший, в крови,
Судьбою, беззлобной, подарены,
В награду тебе две любви!

    Одна из них – нежная, нужная,
    Взошедшая из глубины.
    Другая же – снежная, вьюжная, –
    И обе безумно сильны.

За пристань душе неприкаянной,
За след, не пропавший в пыли,
Даны были счастьем нечаянным
Две разных, но ярких любви...

    Одна была светлая, ясная –
    В безоблачном небе заря,
    Другая покорно-согласная,
    Как солнце внутри янтаря.

Быть может в пути ненароком,
Задел паутинку слегка,
Наказан ты праведным Роком -
Две сразу любви...! С высока.

    Одна молодая, крылатая,
    Готовая в небо взлететь.
    Другая на камне распятая,
    За то, что устала гореть.

Ты принял и ту и другую.
С судьбой не приветствуя спор,
И старую и молодую –
И рядом они до сих пор!

    Одна, над тобою - высоко!
    И не в чем её обвинить!
        Другая, в ногах - без упрека...
        Пытается крылья чинить...
=========================
«Я И ТЫ»
Раздел - как бы встречные пучки света любви. В самом деле, прочтите, пожалуйста, стихи «Где ты?»:
Я жду тебя вчера,
Я жду тебя сегодня,
Жду завтра, через год,
И через сотню лет.
Я знаю, что правда, причин найдётся сотня…
Одна из них: хочу с тобой встречать рассвет;
Вторая: заглянуть с тобой в глаза заката;
Ещё: с тобой стареть, с тобою песню спеть;
С тобой сорваться вниз, с тобой взлететь крылато;
С тобою в счастье жить, с тобою умереть…

На мой взгляд, это маленькое произведение – прекрасный пример Женской Мудрости «всех времён и народов».
Дивная, до полного самоотречения, любовь звучит в последних строфах стихотворения «Я. Ты...»:
...Промелькнул, не увидел, тихо слился с толпой,
Не толкнул, не обидел, торопился домой...
Только счастьем лучилась, твоих глаз глубина –
Ни чего не случилось – я отныне - вольна...

Полечу словно ветер... иль ночная гроза...
Пронесусь - не заметишь, не бросаясь в глаза –
Жарким днём иль ненастьем, не сминая траву –
Я,- рожденная счастьем, ради счастья живу...

Жить ради счастья другого, находя в этом своё истинное счастье, - это Высшее Знание жизни, если хотите. Это, если применить терминологию из области просвещения, даже не старшие курсы ВУЗа, а знания на уровне доктора наук, профессора. Сколькие перетягивают семейное одеяло друг у друга, оставаясь на уровне сопливых пятиклассников? Раздел полон опоэтизированных ситуаций из области «он и она», среди которых многим посчастливится найти своё сокровенное. А вот и общее для многих из нас – читателей - в стихах «Перекати-поле»:

Который раз мы в Жизни гости?
О счастье воем,  боль – поём.
Судьба пока хранит от злости
И одиночества вдвоём.

Мы оба – перекати-поле.
Ушли, что б корни не сломать,
То не свобода – наша воля
Ослабить нить, чтоб не порвать.

Нас пошвыряло и скрутило,
Вольны сгореть, других разжечь.
Не в этом суть - хватило б силы
От ветра искру уберечь.
Чаруют почти колдовским женским ведовством строки из «Не сердись, моё Солнце!», итожащие концовки строф обобщающим повтором:
«Пробудись, моё Солнце!
 Не грусти! Не сердись! Отдохни! Пробудись... Улыбнись!..»

Замечательным мне кажется стихотворение из обсуждаемого раздела – «Я. Ум. Душа», в котором каждый найдёт что-то своё, но найдёт обязательно:
Себя обманывать нет смысла.
А я стараюсь убеждать,
Ведь согласившись с «умной» мыслью,
Мне от себя не убежать.

Но Ум упрямый или гордый
Не поддаётся иногда.
Уверен - "Ум - фундамент твёрдый,
А это значит навсегда…"

Пусть у меня свои сомненья,
Душа кричит, что он не прав,
В Уме же уйма самомненья
И он считает, что он «здрав».

Спешу с Душой объединиться
И вновь с ним спорим дотемна,
Ведь, если Ум не согласится,-
То нам с Душою – грош-цена…

Так я попытался представить первые разделы книги «Межень» - «Перелистывая страницы», «Ты и я» и «Я и ты».
=======================
 В книге ещё два замечательных раздела: «МИР ПРОНИЗАН НЕРВАМИ ДОРОГ» и «МЫ ИЗ ВОЙНЫ». Первый из них вызывает у рецензента восхищение умением автора стихов схватить суть пейзажа, говора или названий деревень, с которыми его свела дорога. Думаю, что со мною многие согласятся: создать в стихах выразительные образы мест, увиденных впервые из вагона поезда, с палубы теплохода или из кабины автомашины или вертолёта, дело очень непростое. Именно этими стихами меня и привлекла к своему творчеству Любовь Мохова. Процитирую одно из них («Чуть выше 60-й широты...") просто потому, что оно оказалось первым из прочитанных. Остальные столь же хороши:

Полярная речка-красавица,
Ранеточно-спелый восход!
Здесь солнце по блюдечку катится,
В волшебные дали зовёт.

Пройду я тропой Берендеевой,
Где Леший повесил замок,
Где каплей янтарной по дереву
Сбегает к ногам соболёк…

Звенит, заколдованный инеем,
Таёжный нехоженый край –
Лишь белою змейкой по синему
Мелькнёт миражом горностай…

Снежок, потревоженный странником,
Вспорхнёт, перепутав миры!..
Укрывшись берёзовым стлаником
Уснули жарки – до поры!..

Зарывшись в иголки кедровника,
Минуты замедлят свой бег,
Где алые слёзки шиповника
Рубинами падают в снег…

«МЫ ИЗ ВОЙНЫ»
В разделе мы вновь возвращаемся к благородно и бережно подаваемой автором теме скорби об ушедших. Здесь и мемориальные стихи, посвящённые фронтовику, гвардейцу, сталинградцу Г.И. Чижу, и – погибшим в современных Чечне, Таджикистане и Афгане. Приведу стихи с названием «Рябина у обелиска», ибо они - на все времена, пока будут грохотать войны с участием наших сыновей:

Сгорбилась рябина у опушки,
Клонится под ветром голова
И рябина стонет, как старушка
Или безутешная вдова…

В горести заламывает руки,
Растрепались косы на ветру!
Я прошу вас, не ломайте, вьюги,
Горькую рябину на юру!..

Той рябине довелось немало
Пережить в водовороте лет.
Жизнь её и гнула, и ломала,
Но не гас рябины алый свет!..

Солнышко, как матушка, обнимет.
А пурга, как мачеха, вспылит.
А рябина тихо ласку примет,
А за боль безропотно простит…

Перед стужей полыхают гроздья
Алым стягом, над святой звездой…
По весне захаживает гостья,
Навещает… Головой седой,
Молча, прислонившись к обелиску,
Полчаса сидит и смотрит ввысь,
Оставляет под звездой записку
И уходит… И, по кругу – жизнь!..

Не ломай рябину, стылый ветер!
Не порви с живыми Павших нить!
Много обелисков есть на свете,
Этот ей завещано хранить!..

Май не за горами. К обелиску
Женщина печальная придёт…
…Лист, словно ответная записка,
Тихо на колени упадёт…

============================
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мне пришлось заметить излом в жизни автора по разрыву в датах появления новых стихов и по их новой тональности.
Потом я огромной благодарностью получил в посылке несколько книг Любови Моховой. В их числе – «Межень».
По прочтении книги возникла мысль о литературной рецензии, но события, частично изложенные у меня на страничке в http://www.stihi.ru/2012/06/22/3451 , несколько задержали выполнение задуманного. Кроме того в это же время удалось в промежутках между хлопотами подготовить тексты и фотографии для издания книги по сходной теме. Книги в честь и память моей любимой Женщины. Работа над её компановкой помогла распределению акцентов в отзыве на книгу «Межень».
Я искренне благодарен Любе за прекрасное издание и его содержание – мемориальное, любовное, географическое и историческое. Книга о Родине, написанная так, служит благодатным глотком свежего воздуха с просторов России.


Рецензии
Сергей!
Хорошая статья.
Творчество Любови Моховой -- это ею очерченный мир, своя веха в сегодняшней поэзии.
Ее благородный образ, женская душа, нелукавые слова.
Женщина-мать-поэт --- как удивительно вовремя все это сошлось в судьбе Л. Моховой.

Завтра - день памяти Николая Майорова.
Поэтам-фронтовикам посвящено стихотворение:
http://stihi.ru/2012/02/04/7838

"... Дописали до точки,
Погибая в бою,
Родниковые строчки
За Россию свою!..
Эти строки, доныне,
Как солдаты в строю,
Голоса их родные —
Среди всех узнаю!..»

С уважением.

Мила Логвинова   07.02.2014 12:37     Заявить о нарушении
Мила, привет!
Замечание не угадал, ну да, ладно. Благодарю за отзыв. Обескуражило признание Любы Моховой, что эту работу она увидела только что. Что тогда говорить об остальных читателях? Сырой конгломерат, с трудом порой разумеющий прочитанное? Что-то очень неладно в Датском Королевстве! Не умеем радоваться творческим удачам коллег? У меня лежит стопка книжек, написанных авторами на нашем сайте, есть отдельные публикации об их творчестве, но их «коэффициент полезного действия» близок нулю. Рука не поднимается продолжить это дело.
Я отозвался кратко на вашу подборку о Николае Морозове: вы сумели обрадоваться творчеству этого поэта. Спасибо.
Сергей

Сергей Таллако   07.02.2014 20:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.