Мифы германские или кавказские? К 200-летию Вагнер

Илл.:Петер Николаи Арбо. Полет Валькирии.
 
К 200-летию  Р.Вагнера в 2013г.
Статья 2011г.

Тайны Третьего Рейха. Р.Вагнер.

В музыкально-театральном творчестве Р.Вагнера(только условно относимым к оперному жанру, но по существу Вагнер задумывал их как новый революционный театр) проросли легенды и мифы германского этноса.
Это действительно оказалось чем-то большим, чем просто очередные оперные спектакли. Идеологи Третьего Рейха возвели Вагнера в лик святых — возродителей будущего Рейха, а именно: власти над миром германской расы. Мания величия с паранойей. Однако они сами уверовали в эти слова и изменили этой верой мир. А всё  Вагнер с его дерзким замыслом Нового театра. Нет, конечно, был »комплекс объективных причин» и т. д. И никакой Вагнер не мог бы сотворить нацистскую партию. Это само собой, но все же должно иметь значение какими источниками загружает себя та или иная партия, ръяно стремящаяся к власти, да мало обычной власти на какой-то краткий миг: нет, замахивается на вселенскую власть на тысячелетия! Откуда у культурных и воспитанных немцев появилась и пустила корни эта безумная вера в свою сверхмиссию? Много было написано об этом за десятилетия после Второй Мировой войны. А я дерзнула предположить: а, как знать, может быть Вагнер в 19 веке мистическим образом и повинен в мыслительном выверте немецкой нации в будущем, в 20 веке. Не довольствовался операми "на исторический сюжет", как все. Нужен Новый революционный театр-мистерию с не разыгрыванием — но воплощением! - на сцене забытых мифов о титанах и героях, считавшихся до тех пор народными немецкими сказками! Но он, Вагнер, сказал свое особое слово:не сказки вовсе, но быль о минувших веках величия германского народа, ныне духовно измельчавшего. Он так серъезно относился к этой театральной игре, как особой, возложенной на него  м и с с и и, что... не разбудил ли  спящие архетипы коллективного (немецкого) бессознательного?! 
Десятилетия после войны оперы Вагнера не ставились на русской сцене, во всяком случае, в полной версии, вообще крайне редко и в отрывках-опорочен фашистами, как объяснялось. Идеологический и культурный багаж германского нацизма.


Но вот явился Валерий Гергиев, перелистал клавиры опер Вагнера-валькирии, титаны, их битвы...
Что-то сильно напоминает. Образы из далекого детства на Кавказе, как объяснял в интервью. Все это так похоже... на сказания о наших осетинских нартах! Гергиев поспешил в библиотеку, снял с полки том сказаний о нартах, изданный ещё в 50-е гг.20в. Сопоставил с германскими мифами, лёгшими в основу опер-мистерий Р.Вагнера. Просто один к одному! Невероятно. В.Гергиев открыл для себя  давно известный загадочный параллелизм легенд и мифов едва ли не всех народов Земли, что наводит исследователей этого феномена на определенные выводы. Прежде всего, о существовании титанической пра-цивилизации и преломлении знаний о них в полусказочной форме в памяти народов. Но Валерий Гергиев, изумленный этим открытием, немедленно организовал  коллектив Мариинского театра в работе над постановками полной многочасовой версии "Кольца нибелунгов".

В  2009г., эта постановка в 8-9 часов, растянутая в два вечера в Опере, с большим пиаром проходит в Европе после премьеры в Мариинке. Оригинальная версия» Кольца нибелунгов” Вагнера в постановке Мариинского театра под руководством В.Гергиева.

Все-таки, у автора этих строк остается некое недоумение. То, что В.Гергиев обнаружил сходство германских и кавказских сказаний о титанах и сообщил, об этом во всех интервью в СМИ на тему постановки» Кольца нибелунгов» — за то ему честь и хвала. Это вообще оригинальный подход к воплощению классических произведений, драматических и музыкальных.

Однако необходимо поправить Метра: нарты не осетинские сказания, как он повсюду объясняет в столицах, где о нартах и не слыхивали прежде. Нарты — общекавказский эпос. Доказывать сие не входит в задачи этой краткой заметки, существует обширная кавказоведческая литература и специальные исследованеия о нартском эпосе (все равно недостаточные в смысле смелости выводов, чересчур академично и робко). Так что при всей любви к своему, осетинскому, народу из десятков, населяющих Кавказ, не надо бы отклоняться от известных и твердо установленных фактов. Конечно, доведись Гергиеву прочесть эти упреки, он наверняка стал бы утверждать, что не имел в виду одних осетин, а просто, может быть (имел в виду) впечатления детства, проведенного В Северной Осетии. Но нам не дано знать, кто и что имеет в виду про себя, а в текстах интервью всё же типично указание на нартов как на осетинский эпос, и только.

Переслушав заново "Полет валькирий" Р.Вагнера, поймала себя на мысли об удивительном созвучии в интонационно-метроритмических основах — с нацистскими маршами. Похоже и на гипертрофированное преломление нацистских маршей в величайшем произведении 20 века:Ленинградской симфонии Д.Шостаковича.
Вместе с тем:маршевость, например, советская -30-х гг.20 в.в песнях И.Дунаевского и др-совсем иная. Светлые тональности, оптимистические интонации. Это, может быть, является косвенным доказательством тому, что знаменитый Авиамарш Хайта, "украденный" нацистами и присвоенный как свой шедевр, — действительно изначально принадлежал советскому композитору. Ибо на этот счет:кто у кого украл "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью..."-продолжаются.


Но слишком нацисткие марши похожи на Полет Валькирий Вагнера:чеканно-тяжеловесной поступью напора и мрачностью тональной основы. Я слушала уникальную немецкую архивную запись 30-х гг.20в.— оркестр Берлинского радио исполнял коммунистический гимн "Интернационал". И, как точно было замечено об интерпретации, "напоминает нацисткие марши". Что значит, национальные культурные коды! Во всем себя проявляют!


На иллюстрации: репродукция картины немецкого художника Петер Николаи Арбо. Полет Валькирии.К самому известному произведению Вагнера "Полет валькирий", один из неофициальных гимнов нацисткой партии.
 
Вильгельм Рихард Вагнер (1813-1883). "Полёт Валькирий" из III акта оперы "Валькирия". 

В славяно-скандинавской мифологии Валькирия –  дочь славного воина или конунга.  Рея на крылатом коне над полем битвы и подбирая погибших воинов, которые отправляются в небесный чертог верховного Бога Вотана – Вальгаллу.
С гривы коня валькирии капает оплодотворяющая роса, а от её меча сияет свет.

Опера "Валькирия" является второй частью тетралогии "Кольцо Нибелунга". Либретто оперы было написано Вагнером в 1849-52 годах, музыка – в 1852-56 годах. Впервые опера была поставлена в 1870 году.

http://stihi.ru/2021/10/14/1695

Опера «Валькирия» – это вторая часть знаменитой тетралогии "Кольцо нибелунга". 

24.06.2012 16:37

https://zera-cherkesov.livejournal.com/195525.html


Рецензии