Сравни...

         

Ропщем мы, что времена сейчас тяжёлые…
Трудно выжить, а не то, что выбраться наверх.
Люди прочно в обстоятельства закованы,
Каждый день, как бой. И переменный в нём успех.

Вы себя представьте в дни средневековые:
На центральной площади для зрительских утех
Жгут людей за обвинения бредовые…
Инквизиция везде и всюду видит грех.

Вот где человек раздавлен был бесправием,
А палач устав, стирал кровавый пот с лица.
Ересью считались новые познания.

Рядом жгли в огне и гения, и подлеца.
Изучая той истории предания,
Дни сравни, и заявление порви истца.

21.06.12.

Второй вариант (исправленный)

 ***
Мы ропщем – времена пошли тяжёлые:
У власти лишь светло, темно для всех.
Цепями в обстоятельства закованы,
Никак не можем выбраться наверх…

Но были хуже дни средневековые:
Везде властителям казался грех.
Суд скор был, обвинения бредовые –
Казнили там для зрительских утех.

И человек раздавлен был бесправием.
Палач, устав, кровавый пот стирал с лица.
Грехом считались новые познания.

Сжигали рядом гения и подлеца.
Ты, пролистав истории предания,
Сравни... и разорви прошение истца.


Рецензии
Мне кажется, что такая длинная строчка воспринимается тяжеловато. Вроде бы шестистопник, а кажется такой длиннющщей. Почему, не знаю. Может, из-за расположения ударений, может из-за чего-то другого. А что если сократить строку за счет малозначимых слов? Получится более четко, лаконично.

Примерно так:

Ропщем мы, что времена тяжелые...
Трудно выжить, выбраться наверх.
Люди в обстоятельства закованы,
День как бой - то крах, а то успех.

Вы представьте дни средневековые:
В городе для зрительских утех
Жгут за обвинения бредовые,
Ну а церковь - всюду видит грех.

Человек раздавлен был бесправием... и т.п.

Лана Степанова 23.06.2012 00:53 • Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
Извините, не сразу увидела ваш отзыв. Я читала статью про сонеты, они должны писаться длинной строкой. Может я ошиблась, когда взяла такую форму? Сейчас подумаю, можно ли стихотворение реанимировать, раз сонета не получилось.

Татьяна Аверина 25.06.2012 16:02 Заявить о нарушении правил / Удалить
Сонет должен писаться не просто длинной строкой, а 5-ти или 6-ти стопным ямбом. У Вас было 6 стоп, но хорей.

Я просто пыталась понять, за счет чего берется "тяжесть" в восприятии.

Лана Степанова 25.06.2012 16:43 Заявить о нарушении правил / Удалить
Опечатка не "берется", а "уберется"

Лана Степанова 25.06.2012 16:44 Заявить о нарушении правил / Удалить
Поправила на ямб и немного облегчила строки:

Мы ропщем – времена пошли тяжёлые:
У власти лишь светло, темно для всех.
Цепями в обстоятельства закованы,
Не можем мы карабкаться наверх…

Но были хуже дни средневековые:
Везде властителям казался грех.
Суд скор был, обвинения бредовые –
Казнили там для зрительских утех.

И человек раздавлен был бесправием.
Палач, устав, кровавый пот стирал с лица.
Грехом считались новые познания.

Сжигали рядом гения и подлеца.
Ты, пролистав истории предания,
Сравни и разорви прошение истца.

Спасибо, что уделяете время. Очень много полезных подсказок.

Татьяна Аверина 25.06.2012 18:57 Заявить о нарушении правил / Удалить
Вариант 4-ой строчки /Никак не можем выбраться наверх.

Татьяна Аверина 25.06.2012 20:04 Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
Рецензия на «Советуем-Татьяна Аверина-Сравни» (Тм Гуси-Лебеди)

Во-первых, ритм сбивается.
Во-вторых, по-моему, все-таки не совсем корректно сравнивать. Конечно, мы сейчас живем гораздо лучше, чем в Средневековье, когда еще не знали о правах человека, казнили на улицах, ну, и прочее. Но и наше время не идеально, просто у него другие "заморочки", а в чем-то оно даже и опаснее прошлого... И войны, если разгораются, страшнее.
Незименно одно - люди: как и раньше, есть жестокие и есть добрые. А страшное время или нет - зависит от процентного соотношения тех и других.

Но это уже мои "умствования на тему". Если по стихотворению, есть еще один вопрос - третий. Тут перечисляются ужасы Средневековья, но его "дух" не чувствуется. Автор - не свидетель и не живописец того времени, он - арбитр, сравнивающий преимущества того и другого и сам выносящий однозначное решение - сейчас лучше, уймитесь, неблагодарные.
Согласна! Решение, может быть, и справедливое, но духа стихотворения, духа эпохи уловить не могу...

Натико 21.06.2012 14:55 • Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
Справедливо... Однако и сама рецензия приблизительная... Да и окончательный вывод не бесспорен: тогда человек не мог еще уничтожить землю...

я Слышу 21.06.2012 15:01 Заявить о нарушении правил / Удалить
А я точной рецензии и не делаю... Если Автор решит изменить ритм, подкорректировать, то и остальные замечания могут измениться.
Но могу сделать построчный разбор, я думаю, правила площадки "Диалог" это позволяют.

Натико 21.06.2012 15:05 Заявить о нарушении правил / Удалить
Если Автор не будет возражать, и ему будет интересно...
Пока же - так, приблизительно. Да. Именно неточно.

Натико 21.06.2012 15:14 Заявить о нарушении правил / Удалить
Натико, подскажите - где сбои ритма? Это шестистопный ямб, с использованием дактилической рифмы в нечётных строках. Насчёт содержания - согласна, поверхностное. Оказалось трудно в сонет (с такими рифмами) уложить много чувств.
С конкурса я это стихотворение сняла, спасибо организаторам, что дали возможность заменить.
(Признаюсь, как начинающий автор, ещё плохо "плаваю" в теории, жду подсказок по технике, упустим содержание)

Татьяна Аверина 22.06.2012 11:57 Заявить о нарушении правил / Удалить
Подсказка по терминам и технике - это не ко мне. Тут есть специалисты, отличающие амфибрахий от хорея, с завязанными глазами разбирающие автомат современной поэзии голыми руками)))
Я думаю, нельзя поэзию "технократизировать" - то есть анализировать ее, подводя под какие-то каноны, можно, а вот СОЧИНЯТЬ, ориентируясь только на схему - сложнее. Все-таки это творческий процесс, и когда я пишу или читаю стихи, я не думаю, трех- или четырехстопный там ритм. Просто ощущаю - вот сбой. Если хотите, покажу, где "споткнулась". Пару минут терпения...

Натико 22.06.2012 12:03 Заявить о нарушении правил / Удалить

Тм Гуси-Лебеди   12.07.2012 18:34     Заявить о нарушении
Ропщем мы, что времена сейчас тяжёлые…
Трудно выжить, а не то, что выбраться наверх. - ЛИШНИЕ СЛОГИ
(Вариант:)
(Трудно выжить, трудно выбраться наверх)
Люди прочно в обстоятельства закованы,
Каждый день, как бой. И переменный в нём успех. - ВООБЩЕ ДЛИННАЯ
(ЕСЛИ ЭТО СОНЕТ, ТО НЕ ЗНАЮ, ТЕРПИТ ЛИ ОН ТАКОЕ. НО ЕСЛИ ПРОСТО ИГРА РАЗНОЙ ДЛИНОЙ СТРОЧЕК, ТОГДА ДАЛЬШЕ МОГУ НЕ ПЕРЕЧИСЛЯТЬ)

Вы себя представьте в дни средневековые:
На центральной площади для зрительских утех - ВОТ ТОТ САМЫЙ СБОЙ, ДО ЭТОГО БЫЛИ ПРОСТО ДЛИННЫЕ СТРОКИ)
до этого был ритм
--^---^---^--
--^---^---^--
--^---^---^-- - ЭТО СХЕМЫ 1, 3 и 5 строк. ИДЕАЛЬНОЕ СОВПАДЕНИЕ! А теперь гляньте выше - на центральной площади
--^-^---^---^
как будто строка усечена в самом начале, при том, что она ДЛИННАЯ - "на центральной ПЛОЩАДИ для зрительских утех" - четные строчки все длинные. Но за счет того, что самое ударное, акцентированное слово - ПЛОЩАДИ - в середине строки, строка кажется усеченной. Как будто кто-то в начале строчки кусочек стопы откусил, а вместо нее - пауза...

Жгут людей за обвинения бредовые…
Инквизиция везде и всюду видит грех.
--^---^---^-- - ОПЯТЬ НА НЕЧЕТНЫХ СТРОКАХ РИТМ ИДЕАЛЬНО ПОВТОРЯЕТСЯ.
--^---^-^-^-^ - а тут ударения скопились в конце строки.

Вот где человек раздавлен был бесправием,
^---^-^-^-^-- ВНАЧАЛЕ УДАРЕНИЕ, ДО СИХ ПОР ЕГО В НАЧАЛЕ НЕ БЫЛО
А палач, устав, стирал кровавый пот с лица.
Ересью считались новые познания. - ОПЯТЬ ПЕРВЫЙ УДАРНЫЙ СЛОГ, В ТО ВРЕМЯ КАК ПОЧТИ ВО ВСЕХ ПРЕДЫДУЩИХ СТРОЧКАХ ПЕРВЫЕ СЛОГИ ОБЫЧНО БЕЗУДАРНЫ

Рядом жгли в огне и гения, и подлеца. - ДЛИННАЯ ОПЯТЬ
Изучая той истории предания,
Дни сравни, и заявление порви истца.

В общем, я вижу стихотворение с нефиксированной, "плавающей" длиной строк. Именно это меня и сбило с толку. Если бы была полная свобода, либо, наоборот, строгость формы - это одно. А так - ритм В НЕКОТОРЫХ СТРОЧКАХ есть, только его воспринял - вторая строчка вырывается из рук. Некоторые - (на центральной площади... ересью считались...) - кажутся короткими, иная - (инквизиции... дни сравни...) - наоборот, длинной.
Натико 22.06.2012 12:25 Заявить о нарушении правил / Удалить
Спасибо, что столько времени уделили. Сейчас вижу, что ошиблась, назвала размер ямбом, а это хорей. По длине строк - здесь нет длинных или коротких, они все до одной по 13 слогов. Это из-за игры ударений они кажутся разными. Да, сложный случай. Зарекалась браться за сонеты, они мне всегда казались несколько застывшими, а если мой заморозить, будет нечто уродливое (извините за шутку). Я выставила другое стихотворение на конкурс, обычное, правда опять с дактилическими рифмами...
Мне очень хочется узнать ваше мнение, хотя бы общее впечатление.
http://www.stihi.ru/2012/06/21/8742

Татьяна Аверина 22.06.2012 13:21 Заявить о нарушении правил / Удалить
Финальные строчки - вывод нечетко прописан. Но это не Ваша вина - мысль-то понятно можно, но чуток не хватает афористичности...
А так - образ сильный. И правда - можно ж клясть все на свете, а можно вспомнить, что любил или любишь, если уж никуда не деться.
Как в газмановской песне:

Слово для любви или молитвы
Каждый выбирает по себе.

Сильные впечатления...

Натико 22.06.2012 13:39 Заявить о нарушении правил / Удалить
А про строчки - Вы правы, везде, где считала - насчитала 13! Но ударения действительно творят чудеса.

Натико 22.06.2012 13:41 Заявить о нарушении правил / Удалить
За сонеты беритесь, ну что ж Вы так! Не нужно зарекаться, очень любопытная форма. Но разнообразить ее можно не за счет формы - хотя не факт, что Вы не станете изобретателем нового типа сонета - "Сонет Татьяны" появится))) - форма фиксирована - но можно разнообразить содержание, добавить афористичности - чем остроумнее, тем лучше, или новых тем и образов... А можно классикам подражать - как раз "чувство ритма" выработается. Хороший "тренажер", если подходить к поэзии по-научному. И хороший способ выработать "чувство ритма".

Натико 22.06.2012 13:49 Заявить о нарушении правил / Удалить
Спасибо ещё раз. Позже посмотрю, что можно в моём "сонете" поправить. Пожалуй, сниму его вообще с конкурса (он там как вне-конкурса оставлен)

Татьяна Аверина 22.06.2012 14:24 Заявить о нарушении правил / Удалить
Его вообще не надо было писать. Тут либо - собственное отношение к истории (которая Вам известна в общих чертах и по не слишком добросовестной интерпретации да еще Вы и не понимаете тогдашних людей) , либо сначала надо разобраться и понять, а уж потом, когда "в слове отстоится" - писать.
А тут - ни то ни се.

я Слышу 22.06.2012 14:31 Заявить о нарушении правил / Удалить
Я Слышу, ну что ж Вы так Автора-то не слышите... Не стоит писАть такие рецензии, если Вы в них просто хотите сказать "Автор, Вам не стоит писАть"...
Для меня, например, открытие, что строчки одной длины за счет ударений выглядят вообще РАЗНЫМИ. То есть я вижу на практике пример, как живая мысль бьется с "формальными" требованиями - и ведь не всегда же оказывается победа за формальными требованиями! Зато мысль предельно ясна.
Второе - стихотворец НЕ ОБЯЗАН передавать исторические нюансы. Его задача - НЕ ИСКАЖАТЬ, если он пишет об истории, и не писать, чего не знает. Татьяна пишет ТО, ЧТО ЗНАЕТ: что объективно нам, современным, легче, чем им, средневековым. Хотя бы тем, что каждого из нас за собственное мнение не сожгут на костре, как еретика...
И третье - немножко поуважительнее к дамам... Пардон за переход на личность

Натико 22.06.2012 15:18 Заявить о нарушении правил / Удалить
я Слышу, согласна с Вами, что если уж писать об эпохе, то надо эту эпоху изучать. Но что касается ПОНЯТЬ ЧЕЛОВЕКА ТОГО ВРЕМЕНИ...
Или Вы у нас специалист не только по новой и новейшей истории, но и по психологии современного человека? Не уверена, что современному Вам или мне доступно понять ту смесь суеверий, страхов, мракобесия и надежды на чудо, которое было свойственно человеку средневековья. А некоторые еще и в науку верить ухитрялись... А некоторые - в торжество разума и справедливости... Сложна психология любого человека, тем более отдаленной эпохи, тем более ни Татьяна, ни я - да и не Вы - не можем претендовать, что ее ЗНАЕМ. Наши знания все равно основаны на литературе, кинообразцах и исторических данных.

Натико 22.06.2012 15:22 Заявить о нарушении правил / Удалить
Ошибка во втором абзаце:
по психологии СРЕДНЕВЕКОВОГО человека

Натико 22.06.2012 15:23 Заявить о нарушении правил / Удалить
Дам тут нет. Тут есть авторы, и не стоит делать скидки на пол, возраст и пр. Я не сказал, что вообще писать не стоит, но вот это явно писать не стоило.
Да и насчет того. что собственное мнение - непременно ересь...
Ересь - это то, что не соответствует учению церкви - догматам, Писанию, Преданию.
А не всякое мнение, расходящееся с общим.

я Слышу 22.06.2012 15:23 Заявить о нарушении правил / Удалить

Тм Гуси-Лебеди   12.07.2012 18:34   Заявить о нарушении
Татьяна, я перенесла из Диалога))

Сноу

Тм Гуси-Лебеди   12.07.2012 18:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.