Классик занимательной литературы

   Вряд ли найдется человек, который не читал сам или хотя бы не слышал ничего про книги «Занимательная физика», «Занимательная алгебра», «Живая математика»... Они не залеживаются на полках книжных магазинов и библиотек. Их быстро расхватывают, их с жадностью читают. О них много говорят, пишут, восхищаются мастерством их автора – Якова Исидоровича Перельмана.
  Его называют и «талантливым популяризатором», и «мастером занимательной науки», и «подлинным поэтом математики, физики, астрономии». Его книги издавались в СССР более 400 раз! Общий тираж этих книг около 15 миллионов.
  Такую необычайную популярность этих книг даже сейчас, спустя 40 лет после смерти их автора, можно объяснить тем, что для Я. И. Перельмана основной целью жизни было увлечь красотой научной мысли миллионы читателей. Он считал, что «наука в состоянии стать могучим рычагом для лучшего устройства мира лишь в том случае, если она станет достоянием не кучки избранных, а огромных народных масс».
  Каким образом он достигает этой цели? В «Занимательной физике» он стремится не столько сообщить читателю новые знания, сколько помочь ему «узнать то, что он знает», т. е. углубить и оживить уже имеющиеся, у него основные сведения из физики, научить сознательно ими распоряжаться и побудить к сознательному их применению. Для этого автор использует головоломки, занимательные рассказы, отрывки из фантастических произведений и т. д.
  В предисловии к «Занимательной геометрии» он сообщает читателю, что «эта книга написана не столько для друзей математики, сколько для ее недругов», имея в виду тех, кто «питает к геометрии в лучшем случае холодную почтительность». В предисловии к «Занимательной физике» Я. И. Перельман пишет, что главная цель этой книги – «возбудить деятельность научного воображения, приучить читателя мыслить в духе физической мысли». Эти задачи он успешно решал в течение всей своей жизни. И его с полным правом можно назвать классиком занимательной литературы.
      Яков Исидорович был одним из энтузиастов ракетной техники и межпланетных полётов. В 1915 году вышла в свет его работа «Межпланетные путешествия» – первая общедоступная книга на эту тему. В этой книге он критически рассматривает проекты писателей-фантастов, а о проекте К. Э. Циолковского писал как о самом реальном.
  В течение двух лет Я. И. Перельман работал в «Особом совещании по топливу». По его почину в 1917 году у нас в стране было введено «декретное» время. Целью «декретного» времени было снизить расход электрической энергии на искусственное освещение. После нескольких лет перерыва оно было вновь введено в СССР с 16 июля 1930 года и отличается от поясного на час.
      Я. И. Перельман был одним из создателей знаменитого Дома занимательной науки (ДЗН) в Ленинграде. В статье «К методике научной популяризации» он писал: «Находить в старом новое умеет не всякий, и далеко не всякий склонен глубоко задумываться над тем, что постоянно совершается перед глазами. Чтобы привлечь внимание к таким обыденным явлениям, надо показать в них новые неожиданные стороны. Подобный метод пропаганды научных знаний был положен в основу своеобразного просветительного учреждения – Дома занимательной науки в Ленинграде».
  В ДЗН было более ста крупных экспонатов, которые были сгруппированы в четырёх отделах: астрономии, географии, математики и физики. Здесь не было табличек: «Руками не трогать!». Напротив, считалось, что «...когда перестанут трогать, то есть перестанут интересоваться, вот тогда – дело плохо: экспонат не годится, сочиняй новый!».
  В Доме занимательной науки было все необычно, даже буфет. В нем вам предлагался горячий чай, налитый из бутылки, погруженной в лёд. Вы начинали чайной ложечкой размешивать сахар, и... ложечка таяла быстрее сахара.
  В центре зала, посвященного астрономии, был экспонат, демонстрировавший заблуждения людей, считавших, что солнце восходит строго на востоке и заходит строго на западе.
  У входа в зал математики стояли обыкновенные торговые весы. Только вместо шкалы граммов стояли имена. Вам предлагалось выбрать из набора пластинок те, на которых не было вашего имени, и положить их на чашу весов. Это был отгадчик имен, – стрелка указывала ваше имя.
  В отделе физики была комната «света и цвета». В ней в зависимости от освещения происходили «волшебные чудеса»: белый снег становился чёрным, красная роза – зелёной, плачущая девочка превращалась в смеющуюся...
  Но здесь не делалось тайны из увиденного в ДЗН. Экскурсовод, немного «помучив» посетителей, объяснял, на каких физических законах основано действие того или иного экспоната. Занимательность здесь была не самоцелью, а средством пропаганды науки.
  С началом Великой Отечественной войны закрылся Дом занимательной науки, но Я. И. Перельман отказался эвакуироваться из Ленинграда и продолжал писать занимательные книги, придумывать увлекательные игры для детей. Он не дожил до нашей победы...
  Его именем назван один из кратеров на оборотной стороне Луны, сфотографированный советской автоматической станцией «Луна-3» 7 октября 1959 года.
  В 1972 году группа видных советских учёных обратилась с открытым письмом к читателям журнала «Техника – молодежи», в котором было предложено возродить на новом уровне ДЗН. Этот призыв вызвал много откликов, авторы которых поддержали эту идею, «чтобы как можно больше ребят могли прийти в страну увлекательной науки». Именно увлекательной, занимательной науки, а не развлекательной или увеселительной. Ведь и сейчас справедливы слова Я. И. Перельмана: «Занимательный опыт не науку превращает в забаву, а забаву ставит на службу обучению. К тому же, раскрывая неожиданные стороны в как, будто знакомых предметах, метод занимательной науки углубляет понимание и повышает наблюдательность».

16.12.1982

В этом году исполняется 130 лет со дня рождения известного советского популяризатора науки Якова Исидоровича Перельмана.
В последнее время в разных городах России стали открываться музеи занимательных наук...

Адрес иллюстрации:


Рецензии