Зайсан

               
    Одно время мы с домашними повадились проводить летний отдых на Алтае.
    Это был второй год нашей очарованности изумительным по первозданной красоте краем, разнообразием его природного ландшафта, мистическим привкусом от соприкосновения с его природой и людьми.
     Во время этого посещения Алтая нам захотелось увидеть наскальную живопись алтайских предков – ту, что находится в горах Семинского перевала.
     Путешествие обещало быть очень увлекательным : в маршруте были обозначены подъем на гору Чике -Таман, поездка к «Мертвому озеру», музею  наскальных рисунков, снежной вершине Ак - Тру .
     С нами был один из лучших и опытных экскурсоводов туристического агенства, Андрей.
     Незаметно, слушая его рассказы – красивые легенды из истории Алтая и просто забавные туристические байки «бывалого», мы подъехали к подножию Семинского перевала. Как и везде, на туристических трассах, здесь было много сувенирных лавок, где наша туристская группа «отоварилась».
Мне понравилась вырезанная из дерева голова алтайского князя – Зайсана – волевое лицо непреклонного воина, полководца. Довольная своей покупкой, я заложила её в сумку и на время забыла о ней.
    Подъем до первой достопримечательности прошел без приключений, под увлекательный комментарий Андрея.
   И вот оно – подножие  Чике – Тамана – горы, подниматься на которую нужно километра четыре по серпантинной дороге. И тут лопается покрышка первого колеса машины, Выясняется, что починка колеса может потребовать немало времени, и группа принимает решение совершить пешее восхождение на смотровую площадку горы.
     Минут сорок активного подъема параллельно с движущимся на гору счастливчиками в машинах и автобусах, и мы – на вершине. Зрелище – незабываемое, сравнимое, наверное, с тем, что испытывают альпинисты при подъеме на Эверест?!
     Пока мы совершали свой подъем, колесо было отремонтировано, и спуск проходил уже на машине.
     Следующая точка маршрута – ледник Ак-Тру. Здесь нам повезло – снежная вершина была открыта для обзора, что бывает не всегда, и как бы улыбалась нам  своей снежной шапкой. Но эта радость была кратковременной – лопается покрышка у второго колеса.
     У экскурсовода, который говорит нам, что «такое» - впервые в его долгой практике – возникает шуточное предположение, что кто-то из нашей группы – грешен. Все глубоко задумываются, начинают перебирать в памяти свои грехи – давние и ближние. Потом возникает мысль пересчитать число участников экскурсии. Оно  не радует – ровно 13.
     Водитель пытается успокоить нас, говоря, что на поврежденной покрышке дотянет до ближайшего пункта с СТО – села Акташ.
     Решаем сократить запланированный маршрут, исключив из него небезопасное для здоровья посещение «Мертвого озера» (из ртути),на которое, как подсказывает экскурсовод, когда-то отправляли в  последний путь алтайских стариков.
     Слабая надежда на посещение музея наскальной живописи еще теплится.
     И вот мы – в Акташе. Водитель делает поворот на СТО, а мы высаживаемся в центре этого населенного пункта. Видны первые признаки наступающего вечера, но оптимизм еще не исчерпан – шутим, знакомимся поближе, рассказываем друг другу анекдоты, забавные истории из своих туристических путешествий. Не забываем при этом интересоваться ходом ремонта у  экскурсовода, который держит «горячую» связь с водителем. Во время очередного сеанса связи видим, как у Андрея вытягивается лицо – водитель сообщает, что третий прокол покрышки случился уже при выезде его из СТО и водитель вынужден вернуться за помощью обратно.
     Сумерки становятся более очевидными и нам всем уже ясно, что наскальная живопись для нас «накрывается медным тазом», и сейчас наша главная задача – как-то выбраться с этого Семинского перевала.
     Вспоминаем, что экскурсовод мельком упоминал, что в последнее время Алтай не очень приветливо встречает своих гостей – может быть, после того, как археологи раскопали и взяли на изучение предполагаемую прародительницу коренных жителей, «Алтайскую принцессу», может, по другим причинам, но комары, которых никогда не было на Алтае, пожары, ураганы и землетрясения – тому подтверждением.
     Обратный путь совершаем на починенной (неизвестно как) машине под подбадривающие байки экскурсовода, в полной, густой темноте, которая неожиданно упала на нас в горах. Едем по узкой горной тропе, и только фары встречных машин и угрюмая желтая луна освещают наш путь.
     Половина группы от пережитого впадает в сон, вторая – усиленно молится (про себя) всем известным Божествам. Спрашиваем у Андрея, кому молятся алтайцы – они, оказывается, делают это, обращаясь к Богам, которые «внизу»,под поверхностью земли. Молимся за свое успешное возвращение – и «своим», которые «наверху», и местным, что «внизу».
     Андрей с нас переключился на водителя, рассказывая ему бодрящие истории, гладит его по спине – видно, как тот нервничает – под дорогой, высоко в горах – пропасть в «никуда».
     Спускаемся с перевала около 12 ночи, понимаем, что судьба отнеслась к нам милостливо.
     Андрей покупает коньяк, продукты и приглашает нас отметить благополучное завершение нашей экстремальной поездки. Но желающих оказывается немного – назавтра намечены другие маршруты, сплавы по Катуни.
     Придя в домик, разбираю приобретенные сувениры и вспоминаю об алтайском князе, «Зайсане» - мне, кажется,он  смотрит на меня с торжествующей усмешкой.
Быть может, и он внес свою лепту в наш «экстрим», показал, кто тут, на Алтае, «главный»?!
     После возвращения домой, дарю эту деревянную скульптуру своей знакомой – преподавателю резьбы по дереву, рассказав ей историю нашего «восхождения».Её это не пугает – она решает использовать «Зайсана» в учебных целях.
     Прошло два года с той поездки, а на Алтай меня почему-то не тянет!

***
Некоторые комментарии по указанным достопримечательностям - в стихо,написанном по следам этого путешествия :http://www.stihi.ru/2010/07/25/5343


Рецензии
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.