Математика кино

Юрию Музыке

Выверить можно, можно поверить
гармонию алгеброй. Что ерунда
эта метОда – не прав Сальери.
Просто тут нужен особый дар.

Всё совершенное в мирозданьи
математически решено
столь безупречно, что созиданье
ищет проекцию и в кино.

Есть идея и зерно,
есть событий волокно,
есть процесс и сверхзадача,
чтоб связалось всё в одно.

Паровоз не так давно
сквозь экрана полотно
дал отсчёт координатам
математики кино.

Есть Архимед и, конечно же, Лейбниц,
с ними Декарт, Лобачевский, Ньютон,
а Пифагор и пифагорейцы
задали свой исторический тон.

Век с небольшим дал учителей верных,
у синематики мэтры свои –
Роом, Эйзенштейн, и Тарковский, и Бергман,
Чарли и братья Огюст и Луи.

Всё вполне естественно:
где Феллини – там вино,
ну а если Куросава,
значит, в кадре кимоно.

Рви, тапёр, форте-пьянО,
ибо удивительнО
иллюстрирует МузЫка
математику кино.

Вот уравнения. Их систему,
право, непросто решать всегда:
вычислить всех неизвестных членов
и безошибочно роли раздать.

Вот и сценарий, и цепь событий,
функции выбраны: кто артист,
кто костюмер, гримёр, осветитель…
(В титрах откроется этот лист).

Но до титров дел полно:
что там, в кадре быть должно –
где запрятать микрофоны,
где дать светлое пятно?!

Как снять сцену в казино
(где зелёное сукно),
чтоб недорого. В том тоже
математика кино.

Эти движенья не любят поспешность.
В драматургии крутые дела:
вечно высчитываем погрешность,
и извлекаем корень зла.

Дублей растёт прогрессия в муках,
чтобы игра не была, как игра…
Истину ищем в жестах и звуках
и постигаем степень добра.

Почему герой в окно
вылезает не смешно,
и пошто в постельных сценах
героиня, как бревно?!

Что достойно, что грешно,
чУдно что, а что чуднО –
нам поможет разобраться
математика кино.

За эпизоды «непризнанный гений»
свой результат получил не вполне.
Если зависит он от вычислений,
то бухгалтерия здесь здесь на коне.

В этом поваришься – сведаешь сам ты,
методы разные, как не понять:
складывают, умножают – таланты,
бездари любят делить и отнять.

А когда завершено,
да ещё разрешено,
пусть лютует кинокритик,
что, мол, полное …оно...

Тут мы веско скажем: «Но
так у нас заведено,
что не всякий понимает
математику кино».

Вычислим… Что ж, неплохие шансы,
если есть сердце, разум, душа…
Ну, режиссёр, смелее, решайся!
Да, режиссёр, вернее решай!

Вот мы с условиями и условились,
вот мы задачу и обозначили,
Тишина на площадке! Все приготовились!
Мотор! Камера! Начали!

Закрутить веретено,
небо показать и дно
и ответить на вопросы
в этом фильме суждено.

Всё, что здесь сотворено,
это Вам посвящено,
и для Вас, любимый зритель,
математика кино!

Стоп! Снято!

2012


Рецензии