Хайнские интерпретации авраамических религий, ч. 2

Хайны, "духовные дети" лионаров, их воспитанники, переросли своих родителей, но чтят их старшинство.
Намекает на такую трактовку символа и то, что Зверь рогат - это не только прямое заимствование образа Зверя, противостоящего Богу, из Библии, не только рожки-выступы на голове лионара, но и связь с рогатыми травоядными. Лицо Зверя представляется чем-то средним между львиной мордой и лицом хайна: таким образом, тот, кто в центре колеса Сансары - безусловно химера, а не отражение конкретного вида в высшей божественной ипостаси. Более того: любой, кто присмотрится к нему, увидит поначалу лишь рогатого лионара, но потом и какие-то черты своего рода, и себя самого. Зверь - образ всего живого вообще, а не конкретного вида, и любое существо вольно видеть его таким, каким захочет, каким поймет и примет. Для хайнов такой, самый понятный и близкий образ - лионар.

3. Концепция грехопадения через страх.
Бог - создатель идеального (или близкого к идеальному) мира. Он создал и первых людей, разрешив им есть любые плоды, но попросил до поры не трогать плодов с древа познания добра и зла. Не все обитатели Эдема знали об этом: увидев ангела, рвущего запретные плоды, люди удивились и спросили, почему он поступает против воли Создателя. Ангел был юн, еще совсем мальчишка, он с мальчишеской самоуверенностью посмеялся над сотворенными: глупые, как может Бог что-то запрещать, берите и ешьте. Как все дети, любознательные и бесстрашные, склонные познавать мир тайком от родителей, первые люди, хоть и были смущены, сорвали плоды и попробовали их. Поняв суть добра и зла, осознав, что совершили проступок, сотворенные не могли еще знать, насколько он тяжел, как сильно они должны быть наказаны: мало различать добро и зло, нужна мудрость и личный опыт, чтобы понять меру того и другого.
Едва услышав голос Бога, люди испугались и бежали от него в дикие земли. Хотя Бог хотел лишь утешить их, сказать, что любит и прощает, сотворенные не слышали - им мешал страх.
Ангел увидел, какая беда случилась по его вине, и попросил у Бога благословения последовать за Сотворенными, чтобы помогать им в диких землях. Он хотел хоть как-то загладить перед людьми свою вину, но его отвергли. Для людей он стал врагом, искусителем, символом зла, разделившим их с Создателем.
Вражда между Богом и «падшим ангелом» на самом деле придумана людьми. Именно эта жестокая выдумка мешает им научиться видеть мир таким, какой он есть, и снова обрести гармонию.

4. Концепция мечтающего Бога.
Бог не знает, каким должен быть идеальный мир, а Эдемский сад - лишь замысел, желание, цель. Прекрасное видение будущего. И создав мир, где все платят за радость бытия страданием и смертью, он надеется, что сама жизнь в итоге найдет выход, подскажет путь.
С такой точки зрения антипод Бога - Люцифер - не враждебен Богу и миру. Он стал силой смерти не из злобы и гордости, а из любви, по добровольному соглашению с Богом. Мир на данном этапе своего развития не может существовать без страданий. Сам Бог не может быть их источником, потому что любит мир бесконечно. Если бы Он мог запретить смерть без вреда для любимого Им мира, Он бы давно это сделал. Если бы Он мог сам отвечать за страдания в мире, Он бы окаменел от боли, умер - и никто не смог бы перетворить, как надо, когда придет время и знание.
Грехопадение в этой трактовке означало изгнание жизни из зыбкого будущего в настоящее, из замысла в плоть. В еще не совершенный, но единственно живой мир.
Никто во Вселенной, включая самого Бога, не знает, каким должен быть Эдем (идеальный мир), но все живое мечтает о нем, ждет и ищет. Это желание, этот совместный поиск и есть гарант будущего рая. Долг каждого живого существа - прилагать все усилия для достижения общей цели. И чем больше тебе дано, тем больше ты можешь вложить.
Эта концепция предложена и разработана Хонториэлем.

5. Концепция зверя-мстителя.
Бог, как и в третьей концепции, - создатель идеального (или близкого к идеальному) мира. Он создал людей, дал им свободу воли, но люди извратили этот дар, обратили во зло. Бог не может их наказать или силой принудить к добру - ведь это сила любви, а не ненависти «Падший ангел» (Зверь) любит Бога, он восстал не против Бога, а против тех, кто причиняет Ему страдания своей жестокостью. Он мстит за Бога, не считая предавших Его созданий достойными Его всепрощающей любви.
Бог не в силах остановить Зверя, как не в силах остановить и людей, ведь это та самая свобода выбора, данная всему живому. Но Мститель лишь умножает страдания в и без того страдающем мире, поэтому также причиняет Создателю боль, хоть и отказывается это признавать.
У этой концепции есть и другие варианты. В одном из них Зверь жаждет отомстить, но сдерживается ради Создателя, зная, что для Него это будет еще ужаснее. Во втором Зверь и есть Создатель, и его душа разрывается между любовью и гневом.


Рецензии