ii-Родители и дети - в интернете -
Понятно, что человек, являющийся несовершеннолетним, часто психологически оказывается как бы "несовершенноличностным". Это особенно заметно как в эмоциональном, так и в социальном аспекте - в сфере межличностного взаимодействия подростки проявляют наивность и легко становятся жертвами манипуляций. То втянут их в заочные порносъемки под видом кастинга "юных фотомоделей". То "разведут на деньги" (разумеется, родительские) банальной уловкой ("Чтобы совершенно бесплатно получить доступ, отправь смс на номер..."). То "подсадят" на азартные игры онлайн. Или просто "за компанию" вовлекут в кибер-буллинг (что на Западе бывает не теоретически, а практически наказуемым деянием.) И все потому, что юный юзер не в полной мере осознает последствия своих поступков, в том числе и в сети. А с учетом нынешней тенденции инфантилизации молодежи, подростки сегодня недостаточно социально ответственны. И за свои интересы не всегда могут постоять, несмотря на самомнение (когда приходится со взрослыми, помимо "предков" и учителей), а чужим интересам - навредить, да так, что отвечать придется родителям.
С учетом сказанного, родительский контроь поведения тинейджеров в соцсетях может оказываться уместным. Но... благими интернетными намерениями вымощен трафик в эпический фейл. Скорее всего, подобные шаги не смогут оградить подростков от виртуальных рисков, которые могут перерасти в реальные. На мой взгляд, важно такие технологические мероприятия, которые вводит FB, дополнять семейно-просветительскими, педагогическими и социально-психологическими.
Ведь все эти проблемы "родительского контроля" вытекают из кризиса современной семьи, и по большому счету происходят из-за того, что у родителей теряется эмоциональный контакт с подрастающими детьми. По этой причине тинейджеры не видят в родителях ни "друзей", с кем можно поделиться секретами, ни "защитников", кому можно пожаловаться на трудности и попросить совет. В результате оказываются один на один с проблемами, с которыми не могут справиться - отсюда рост подростковых нервно-психических расстройств, неадекватного поведения (и в этом плане родительские опасения - мол, сеть научит плохому - небезосновательны). Примеры подобного демонстрируют случаи подростковых суицидов, привлекших внимание общества в последнее время.
Однако очевидно, что действия Фейсбука отражают актуальный запрос пользователей – это такой компромисс между заботой об аудитории тинейджерской и требованиями аудитории. И соответственно вторая половина медали - проблемы самих родителей, побуждающие их ужесточать контроль за сетевым поведением юных юзеров. Это глобальный тренд, ставший еще более заметным на фоне бурного роста виртуальной коммуникации: в целом, происходит рост распространенности душевных расстройств, особенно тревожных и депрессивных. (Пока западные, более развитые страны опережают нашу страну по этому показателю, но и мы к сожалению "развиваемся" в том же направлении.)
И здесь кроются психологические ловушки.
Во-первых, один из важных механизмов, управляющих поведением подростков – это подростковый протест: обязательно надо сделать родителям наперекор. Подросткам нужно самоутверждаться, им необходимо ниспровергать авторитеты, а родительский контроль в области интернета станет еще одной такой точкой преткновения. Наверняка "продвинутые" в технологическом отношении, но отстающие в личностном, морально-нравственном развитии, найдут способ обходить подобные запреты. (Для российских тинейджеров возрастные запреты вообще неактуальны - на запрос о возрасте "без заморочек" укажут ложные сведения. Это различие маериканской и российской ментальности я недавно обсуждал во "Взгляде")
Вторая ловушка – еще печальнее. Родители ожидают, что во время серфинга в интернете с детьми случится что-то нехорошее - и чем сильнее ждут, тем с большей вероятностью могут дождаться. Когда человек, движимый тревожными ожиданиями, переживающий негативные эмоции, сознательно ждет, что случится что-то плохое (СТОН - синдром тревожного ожидания неприятностей), то это, к сожалению, подсознательно подталкивает его самого и тех людей, которые являются объектом его забот и тревог к тому, чтобы что-то негативное с ними действительно произошло. В психотерапии это называется «принцип Эдипа». Говоря проще – чего человек боится и сознательно старается всеми силами предотвратить, то он сам подсознательно, невольно, своими действиями и приближает.
В целом нужно сказать, что общение детей и родителей в социальных сетях – достаточно конфликтная область виртуальной коммуникации. Это актуальная тема в интернет-психологии (особенно в формирующейся сейчас социомедийной психологии) – в этой сфере ярко проявляются многие психологические противоречия детско-родительских отношений. Та же самая проблема возникает и у людей в достаточно зрелом возрасте. Когда к тридцатилетнему пользователю напрашиваются во френды его родители, а он от этого всячески отказывается, чтобы обезопасить свои личную жизнь, то на этой почве возникают не онлайновые, а вполне живые конфликты, по поводу которых люди обращаются к психотерапевту, и мне такие случаи известны.
Свидетельство о публикации №112060507722