Художник слова
Я бы тоже встала... А ведь его книги вошли в мою жизнь довольно поздно - когда уже были перечитаны все корифеи русской литературы... Казалось, меня нечем больше удивить и захватить... И вдруг... я попала в плен... Окунулась в романтику дальних странствий, светлых чувств, Мещорского края... и писательского труда...
«Золотая роза»
Да - да... Именно последнему и посвящена повесть Паустовского «Золотая роза». Давайте вместе пройдемся по некоторым её страницам... «Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас - величайший дар, доставшийся нам от поры детства.» И дальше: «Если человек не растеряет этот дар на протяжении долгих трезвых лет, то он поэт или писатель. В конце концов, разница между обоими невелика.» Так вот чем мы с Вами отличаемся от прочих Homo sapiens...
Мы не растеряли бесценный дар... хотя, несомненно, изменились сильно... Мне помнится, что в детстве я была задумчивой, хотя и отчаянной... А сейчас... куда веселее... Но, как и прежде, впитываю, подобно губке, окружающую жизнь во всех её проявлениях... Ничто не интересует меня больше судеб людских...
Паустовский тоже начинал со стихов - в школьные годы. Потом написал первый рассказ... Несколько раз переделав его, услышал, наконец, от редактора: «Благословляю!» И тут понял, что может донести до читателя слишком мало - и пошел скитаться по Руси, меняя профессии, подобно Горькому. Так прошло 10 лет.
Именно в эти годы Он записал: «Я жил, работал, любил, страдал, мечтал... Но знал одно - что рано или поздно, может быть, даже в старости, но начну писать... потому что этого требовало моё существо»... Добавив: «И потому, что литература была для меня самым великолепным явлением в мире»...
В этой удивительной книге Паустовский делится с нами своими откровениями: « В выражении себя ничто не должно сдерживать писателя — ни ложный стыд перед читателями, ни страх повторить то, что уже было сказано, ( но по-иному) другими, ни оглядка на критиков и редактора...»
О вдохновении
«Больше всего, - пишет далее автор, - опошлено вдохновение. Почти всегда невеждам оно представляется в виде выпученных в восхищении, устремленных в небо глаз поэта или закушенного гусиного пера...» Паустовский, сравнивая вдохновение с первой любовью, отмечал, что это «строгое рабочее состояние человека».
Так до него утверждали Лев Толстой, Чайковский и многие другие. Тургенев называл это состояние «приближением Бога», озареньем мыслью и чувствами. Он же отмечал неслыханное мучение, испытываемое в момент претворения «вспышки» в слова...
О бунте героев
Есть в «Золотой розе» и размышления о рождении замысла произведения, но самое забавное - как герои в них вступают в борьбу с автором и чаще всего побеждают... Толстого как-то обвинили, что он жестоко поступил с Анной Карениной... Великий Лев сослался на Пушкина, сказавшего своему приятелю: «Представь, какую штуку удрала со мной Татьяна. Она замуж вышла. Этого я от неё не ожидал». « То же можно сказать и о моей Анне», - заключил Толстой. Да... герои делают то, что должны в действительной жизни...
О русских писателях и родном языке.
Всю жизнь Паустовский собирал по крупицам «аквамарины» - ярчайшие страницы судеб великих литераторов: Бунина, Чехова, Горького, Блока, Пришвина, Олеши, Багрицкого и, наконец, Грина. Последний, конечно, ближе всех ему по духу. У них даже схожи названия книг : у Александра Грина - «Блистающий мир», а у Паустовского - «Блистающие облака»... Два знаменитых писателя-романтика.
Есть в книге и сравнение стилей работы великих: Гоголь писал, только стоя за конторкой. Лев Толстой - лишь по утрам, когда "критик (сам автор) наиболее зол.
Достоевский, не выходя из долгов, вынужден был творить всегда наспех... Чехов рассказ "Егерь" записал прямо в купальне... Андерсен вдохновлялся сказками в лесу, глядя на замшелый пень или муравья (у него было острейшее зрение)...
Ну и, наконец, в «Золотой розе» прозвучал гимн русскому языку... «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию...» И объясняет: «Бесспорно лишь то, что большинство таких поэтических слов связано с нашей природой». Далее идут лиричные строки об отличии спорого дождя от грибного, зарницы от зари - в мельчайших деталях... Там же разбираются местные наречия и диалекты.
Мещора и Таруса
«Мещорская сторона» - сколько раз я перечитывала её... от «Знакомства» до «Бескорыстия». И всегда - как бы заново... Вероятно, этот феномен можно объяснить словами Паустовского: «Я люблю Мещорский край за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно.»
Наверняка Вы читали и другие рассказы, и повести «Черное море» и «Кара-Бугаз». Если нет - много потеряли. Но никогда не поздно...
А мне судьба однажды уготовила подарок... Пятнадцать лет назад, заехав в Тарусу по пути из Оптиной пустыни, я подошла к дому Паустовского... Из любопытства. И тут начался сильнейший ливень... Вышедший из калитки мужчина пригласил меня спрятаться от дождя, проводив в круглый, наполовину застекленный павильон... Об этом я упомянула в своем стихе о Тарусе. Там, на диванчике, я и переждала грозу...
Это оказался рабочий кабинет Константина Георгиевича, а незнакомец был его сын: Вадим. После, уже в самом доме, очень скромном, мы поговорили о его отце. А вот до могилы Паустовского я не добралась: всё развезло... В Доме творчества, где часто выступал Рихтер, мне подарили выпуски "Тарусских страниц», изданных при жизни любимого писателя...
1 июня 2012 г.
Свидетельство о публикации №112060208050
Леонард Исмаев 13.06.2012 09:37 Заявить о нарушении
Анна Хорватова 13.06.2012 20:42 Заявить о нарушении