А был ли мальчик? Полупоэма

В основе всего сказанного лежат мои настоящие школьные сочинения,
дневниковые записи и шестнадцатилетние стихи.Писать об этом довольно сложно.
То пожалеть себя охота, то упрекнуть,или послать всех и возмутиться.
Перевернешь страницу, читаешь… Мг… каков умник и прозорливец!
За что же: «Вон из класса! Вон из школы!» – и эти самые сочинения – «апстену»?!
Не ученик, а какой-то лишний мальчик. Но время само подошло к тому,
что немногим было очевидно уже тогда. И теперь нет предмета распри.
Только вопрос остался.
В романе «Жизнь Клима Самгина» есть
момент, когда мальчик упал под лед, утонул – общая растерянность, крик, плач…
И вдруг прохожий изумленно:
«А был ли мальчик?»
…Не то чтобы из под моей руки нетленка вышла.
Но вышел ответ: был мальчик! Был!.
И чувство, будто заходил в детство...Поглядел, сфотографировал и вышел.

1
 
 
Разговор был громким, впервые он так крепко поссорился с сыном,
что почувствовал, как колотится и колет в груди.
– Зачем ты на площадь бунтовать? – кричал он в сердцах. – Зачем судьбу ломать?
Вспомнилось завещание Пушкина.
Лежал смертельно  раненный в живот, жевал морошку:
 
«С царями не воюй – плетью обуха не перешибешь.
Стихи не пиши – лучше отца не напишешь».
 
А сын, собирая вещи, отбивался:
– Ты раньше горел, а теперь спекся!
Живешь за городом – отшельник, печку топишь! Здравствуй, кризис  среднего возраста!  Я так жить не хочу, не буду!
Бросил в багажник чемодан, отвязал собаку, присвистнул; пес, виляя хвостом, запрыгнул на сидение.
Скрипнули тормоза, машина, сворачивая с дороги, зацепила кузовом дерево и скрылась за поворотом.
Ветка, стряхнув порошу, помахала  рябиновой кистью.
 
…Но если на дороге куст 
Встает, особенно – рябина…
 
 Разве рябина куст? – он пожал плечами и посмотрел на красные капли, зависшие в воздухе. Вздохнул: Не притягивает земля, не держит.
 
Снова  мелькнули  строчки:
 
Мне и доныне хочется грызть
Жаркой рябины горькую кисть…*
 
Мг…  горькую…
Теперь он один. Сын забрал собаку и укатил на север.
Не обнялись, ни слова доброго на прощанье.
Пустая собачья конура, с чернеющей дырой посредине, напоминала  круглый, застывший в немом крике рот.
Картина Мунка, подумал он.
Взгляд упал на торчащий в заледенелом стволе рябины топор.
Чтобы что-нибудь делать, он выдернул его, пошел  рубить собачий дом.
Хрустнула, точно старая кость, и сломалась крыша.
В разрубленной куче он заметил скрученную трубочкой школьную тетрадь – она валялась среди торчащих клыками щепок.
Забыл, что когда-то  прятал сюда свои вольнодумные сочинения, причины несчастий.
 
Вспомнились строчки:
 
Случайное, являясь неизбежным
приносит пользу всякому труду.
Ведя ту жизнь, которую веду
Я благодарен бывшим белоснежным
Листам бумаги, свернутым в дуду*.
 
Чему, собственно,  благодарен?
 
Он развернул  тетрадь.
Поплыли зареванные подтеками – от времени и старых дождей – строчки с красными лебедиными неудами в конце страниц.
Сколько же с тех пор прошло, сколько лет она тут пролежала ?...
 
 *
…как много лет она лежала тут?...
Давно ушедших мыслей узнаванье, пластинкой жухлой – череда бесед…
И не нужны уже воспоминанья затертых и забытых  школьных лет!
Мы все учились, в общем, без крамолы – блажен, кто приспосабливаться мог.
Блажен, кто извлекать умел из школы свою мораль и собственный урок.
Из Пушкина привычные цитаты, из Лермонтова тоже кое-что,    
Из Гоголя... (и вспомнились дебаты: «Так кто же снял с Акакия пальто?»)
«Кто виноват?», «Грозу» читали тоже… Но главное-то – «Горе от ума»…
Что тут сказать? Названия –  фирмА! Ни на кого мы, в общем, не похожи –
Характер свой, а в нем – крутая стать! – иным уж на себе пришлось проверить…
Ну да, «аршином общим не измерить» – и не пытайтесь снова измерять!
 

И не пытайтесь снова измерять…
На ум пришло китайское проклятие: чтоб вам жить в эпоху перемен.
…Живем из стагнации в перестройку, от старых русских к новым.
А тебе, судя по этим сочинениям, хотелось вырваться, а тебя за это  выдавливали на камчатку, на галерку, на последнюю парту, за дверь… и выдавили.
Как сын сказал? Живешь отшельником.
 
…И он не сделался поэтом, не умер, не сошел с ума…
 
«Онегина» любил когда-то - наизусть. Забыл, наверное…
 
Тогда в романах привлекали чувства…
 
*
 
…Тогда в романах привлекали чувства: зачем Онегин Ленского убил?
Дуэль была – от скуки и беспутства: что Ольга? Он ведь Ольгу  не любил.
Печорин  заводил свои интрижки –  тоскуя,  сам депрессию лечил.
И потому черкесскому мальчишке коня в обмен на девушку вручил.
А та, поди, княжна и недотрога. Печорин с ней потешился немного,
А после на себя же, осерчал: не знал, что  заскучает...  Заскучал.
 
*
 …Заскучал…
Он взял поленья разрубленного собачьего дома, пошел к печи.
Разжег. За что неуды?
Закурил, скользнул взглядом мимо пустой собачьей подстилки с рыжей прилипшей щетинкой.
Все мертво. Огонь, подгоняемый сквозняком,  – живой, то смирно ляжет, то рвется  наружу.
 
Перевернул «затекшую» страницу, пробежал по ней глазами:
 
 «…Действительно, что делать с Бэлой?
Вести горянку в высший свет?
Она по-русски не умела
Ни бе, ни ме, ни да, ни нет!
И Бэла лишней оказалась –
И с жизнью тут же распрощалась:
Кто не у дел – покиньте строй!
Как Лермонтов, усталый гений,
И  Пушкин – светоч вдохновений
И наш непризнанный  герой…»
 
 *
Ну вот и я стал лишним человеком… Россия всем навешает клише –
Похоже, для страны от века к веку – увы! – не ценен человек вообще!
Будь ты певец, поэт или писатель, да будь ты хоть сам Бог, Орфей, Адам –
Пророк, оракул, гений, прорицатель – ты только мертвый станешь дорог нам!
*
…Ты только мертвый станешь дорог…
Зачем душе посмертная слава? –  Надо умереть, чтобы тебя узнали!
Лицом к лицу – не видно ни черта.
А тебя не слышали,  и  не хотели услышать. И сын ушел….
Ты для него –  непротивленец, возможно, идиот.
Здесь где-то должно быть...Наверняка, что-то писал по «Идиоту» – князь Мышкин, Настасья…
 
             
«…Князь Мышкин, бедная Настасья,
Рогожин и Епанчины
В разнообразных ипостасях
В романе изображены.
Намедни, давеча, сконфужен
Лев Мышкин, праведник святой,
Спешит к Барашковой на ужин
С идеей светлой и простой.
А та хватает денег пачку,
Швыряет яростно в камин:
Ползи за ними на карачках
Презренный Ганечка – один!
Другим Настасья запрещала
В своем камине пальцы жечь.
Она Рогожина послала
Все это действие стеречь.
А Мышкин не желал наследства –
Он так воспитывался с детства,
Был бескорыстен наш кумир!
А мог жить с Настей, как банкир!
Ну, не было б тогда  романа,
Никто бы вовсе не страдал
Душой загадочной и странной,
Нормально б ел, нормально спал.
Но Достоевский был, как в мыле,
Мог неустанно сочинять.
Его и на хромой кобыле
Тургеневу не обскакать!
Все о Христе знал, об Иуде,
Так истину разбередил,
Так ковырялся в бедных людях,
Аж до печенок доходил!
Его манили петрашевцы,
Но государь как всыпал перцу:
Погасни,  перемен звезда – 
Мол-де, уймитесь, господа!»

Мг… да… ни мыслей стандартных, ни оборотов фальшивых.
Не повторял, не заимствовал, не экспроприировал.
 
Искал, в чем сущность, а суть – почти как формула открытий.
Во всем мне хочется дойти…
 Дошел до сути, дотронулся.
 За что  карают при жизни, за то приветствуют после смерти
 А взаимопонимания нет, даже с родными детьми.
 
Отцы и дети… Стоишь за ними – прикрываешь вечность… и падаешь в нее, а дети плачут…  никто больше не стоит между ними и смертью, дорога становится прямой, и холод мерзкий тянет…
 
Отцы и дети – конвейер проходящих масс.
Неужто Тургенев  выуживал фабулы у Гончарова?
Переплавлял в свои романы, как драгметалл в браслеты.
Тогда ты не понял – напраслину возводил на него Гончаров или был прав.
Больше не волнует это, и тогда не волновало ни отцов, ни детей.
А Гончаров страдал, допытывался, обвинял, в том что Тургенев крал :
 
«…Тургенев крал у Гончарова
Сюжеты и канву затей,
А тот боялся молвить слово,
Чтоб не озвучивать идей.
Вот хмыкнет Гончаров: Му-му!   
Тургенев подбирает жвачку
И строчит, как и почему
Герасим утопил собачку,
Настрочит и – адью в Париж.
А там Золя его приветит
И Виардо – каков престиж!
А за собачку кто ответит?
Но Гончаров обид набрал
И подал жалобу. Однако
Суд плагиата не признал:
Любая истина двояка».
 
Усмехнулся… Двояка – как аверс и реверс.
Для того времени – отчаянно смело.
Значит, пытался все же плетью обух...  А тут занавес железный, страна на щеколде.
Родина – дом, и все под замком, под домашним арестом.
Пересчитанные,  как мертвые души.
Мертвые души… мг…
 
Он с интересом перелистнул страницу тетради, подсев ближе к огню.
 
«…А вкус воспитывал Белинский!
Выискивал, что, где и как,
Он был на критику  мастак,
Повсюду рассылал записки –
Жаль, вышла с Гоголем осечка.
Тот Чичикова взял – и с ним
Весь томик «душ» закинул в печку,
Но Чичиков-то был живым!
Белинский страшно изумился:
Несчастный  Гоголь усомнился,
Порвал все к черту и спалил! –
Что ж я  такого натворил?»
 
А ты и тут пытался дойти до самой сути. Терзал Белинского.
Чья вина, что обеднели мы на одну великую книгу?
 Что чувствовал Гоголь, когда жег, какую смертельную муку?
 … Поднимите мне веки!!!
Затоптали, сломали  – не беда! Страна у нас богата…
 
*
 
…Но не беда! Страна у нас богата.  Трудна литературная стезя,
И  пишет наш поэт не за зарплату – а оттого, что не писать нельзя.
От чистых чувств, любви и альтруизма искусству полагается  служить.
Как  не любить душой свою Отчизну?! И в то же время… как в ней можно жить?
 
*

… Как в ней можно жить?..
 
Живут…  смиряются, влачат. Быть одиночкой-бунтарем – тоскливый титул.  А ты за свободомыслие, за самобытность, будучи мальчиком, уже стал гонимым, неудобным и смешным. Ненужным. Лишний мальчик.
… И мальчики кровавые в глазах…
Так бесновались учителя от твоих сочинений, что скакали в глазах эти «мальчики кровавые»!
И сын твой – тоже бунтовать: «от чистых чувств  и альтруизма».   

2
Все по экклезиастовому кругу: и нет ничего нового под солнцем… Что было преступным, становится доблестным.  А правильное – ошибочным.
Кто был осужден – оказался невинен, а кто карал – виновен.
И нет высоких убеждений, которые со временем не изменили бы сами себе.
И не виден свет в конце туннеля. Мрак без света,  луч без солнца…
Катерина – та, что «луч света в темном царстве» – и есть луч без солнца.
Он снова посмотрел в  тетрадь – красивый неуд…
 
 «…Островский образ Катерины
Ваял не покладая рук.
Любил мещанские картины
И ими доводил до мук.
Я от души  не понимаю:
«Луч в темном царстве» – Где же луч?
Она, пожалуй, не святая, 
И ум не то чтобы могуч.
Под сказки странниц-богомолок
Она, тишайшая, росла
Вполне банально – и разборок
В своем семействе не снесла.
Не Жанна д`Арк, уж это точно,
Не Роза (та что Люксембург).
Не понимаю, между прочим:
Зачем с высокой кручи вдруг?
Она не шла на баррикады,
А после этого в тюрьму,
Но Добролюбов, как в награду,
Назвал лучом, а почему?»
 
Добролюбов утверждал, что она верила во что-то светлое. Во что?
Подменяла понятие «думать» понятием «верить».
Вера учит смирению.
А верующие, вместо смирения, зачастую проявляют категоричность.
Мг… Любая категоричность есть ограниченность.
Она запуталась в трех соснах…
 
*
 
…Ну да, запуталась в трех соснах: муж – выпивоха и дебил,
Любовник – тоже тип несносный: то он любил, то не любил...
От всех заскоков в наши лета спасает психотерапевт,
Он  назначает горсть таблеток – и все о кей! Проблемы  нет!
 
 *

…Горсть таблеток – и всё о кей, проблемы нет…
Он подкинул в огонь дров, краска на них, обгорая, вспыхнула маленьким салютом.
Принимая на веру, выпадаешь из реальности.
Повеситься, или горсть таблеток?…
Но нет Добролюбова – сказать, что ты луч света.
Умрешь бесславно, за что? Обидел сына – зачем?
Он уехал, исчез не прощаясь, как и не было его тут...
...А был ли мальчик?..
 Что теперь делать?
Вопрос вопросов – на все века сакраментальный: Что делать?
Кто виноват? Он встал, включил чайник и снова вернулся к чтению:

«Что делать?» – может, Пушкин знает,
Но Чернышевскому не снилось.
Он Верой Павловной бодает,
А та всё дрыхнет, как сказилась!
Храпит и бредит постоянно
Как привидение ночное,
Станки ей снятся непрестанно!
Мне это не дает покоя!
Уже давно настало утро,
А Вера Павловна храпит
Подряд глав десять, непробудно!
Все бдят, она одна не бдит!
Мануфактура мне не снится,
Я спать ложусь, как дед Пихто, 
Мне б до подушки дотащиться, 
Мне б только расстегнуть пальто!
А Вера сон четвертый видит
Про  революцию в стране:
Хоть обеспечена  вполне –
 капиталистов ненавидит!»
 
*
 
А по литературе видно, как нагнеталось время.
И не зная истории, легко проследишь ее ритмы, и поймешь, что в ней происходило.
 
Он взял пакетик чая, положил в чашку.
Ты заметил? – Прежде разжигали самовары, потом  чайники на плите, за ними электрические нагревали, сунул штепсель в розетку – пей.
Но всегда были заварные чайники,  теперь нет, пакетик полощешь как портянку в чашке, пьешь с нитками, с бумагой… но привыкли.
Экономят время. Время – деньги, деньги на время.
Подержал – передай другому. Денежная эстафета времени.
Все проходит… и это пройдет…
Своевременно, значит, появились эти пакетики.
Но что своевременно, то недолговечно. Долго живет только то, что опережает время.
 «Очень своевременная книга!» – Это Ленин о романе Горького «Мать»
Он сделал глоток, обжёг губы, но, глядя в тетрадь, почти не заметил этого:    
 
 «И Горький не давал  всем спать! 
Проснуться надо, чтоб поспешно
Внедряться в горьковскую «Мать» –
Несвоевременно, конечно…
Там Чернышевский против спячки –
Тут Горький с Ниловной поспел.
Она ввалилась враскорячку
В литературу – образ грел!
С нее пошло вливанье в массы.
Прошу прощенья за фольклор:
Мать Ниловна и Павел Власов,
А с ними кучка гондурасов
Марксистский развели костер».
 
«Гондурасов»! – эко я тут нагрубил!
Он снова закурил.
 На улице стемнело. Зажег лампу, повернул абажур, чтобы лучше падал луч света… Луч света упал с обрыва, – скривил губы усмешкой.  И продолжил чтение:
 
«…Мамаша бублики лепила,
Она в них прятала газеты,
Затем путиловцам носила
Свежепартийные декреты.
Рабочий люд, не смыв “мазуты”,
Читал декреты по складам:
Убить царя и сбросить  путы 
И учинить большой бедлам...»
 
Вполне законная «пара» – иронично, но современно.
Булыжник – оружие пролетариата – тема «Дураки и Дороги»….
А ты клал туда этот булыжник?
Семью царскую  жаль. Зверски  убили.
Представить, как врывались в дома, насиловали курсисток.
В деревнях отбирали свое – отдай в колхоз.
Стреляли свои в своих и грабили, грабили, грабили – остановиться не могут.
А потом репрессии… а теперь не нравится, что пенсии маленькие.
 
*
 
Снова подбросил в печь. Уже почти вся будка прогорела… И стал дальше читать:

«Прошу прощенья повсеместно,
И пусть не разнесет молва,
Что я употребляю к месту
Ненормативные слова.
Но Чехов, или же Некрасов —
Да кто бы что ни написал –
Маркс с Энгельсом, два гондураса,
Везде подсунут  «Капитал».
Как ухитрялись работяги
Такую скуку изучать?
Мы из-под палки, бедолаги,
Зубрили, грызли – не понять!»
 
М-да, за эти слова – расстрел, Колыма – а тебя всего-то из школы выгоняли.
Тогда казалась – смелость, геройство – теперь смешно.
Но и медали на базаре продают, войной приторговывают… тоже смешно.
Смех… до цинизма. А раньше все притворялись…
 
 *
3
…Все притворялись… В общем – не ахти как, но не могли спастись – никак, нигде:
Повсюду  – бородою к бороде – Маркс с Энгельсом, с флажками и гвоздикой.
А к ним активно прилеплялся Ленин! Со всех знамён, плакатов и со стен.
Гипноз, лоботомия поколений! Психоз, дурман – на кой, простите,  хрен?!
Зато мы прокричали всему  миру примерами и собственной судьбой:
Не создавай великого кумира,  тем более – насильем и   борьбой!
*
Борьбой и насильем….
Трудно было поверить, что это когда-нибудь кончится. И трудно представить, что те девочки – платья ниже колен, сняла решительно пиджак наброшенный –  воспитают этих новых девочек в джинсах до – слов не подобрать – и в стрингах.
Хотя и те, и другие – наши, родные девочки… Времена меняются, хорошо это или плохо? – мм… закономерно.
Свобода и культурный шок… но всё же – слава Богу…
 
*
 
…но всё же, слава Богу, постепенно пришли в наш мир другие времена,
А с ними наступили перемены, переменился строй и вся  страна.
Исчезли кучерявые два немца, забыто, в чем нас Ленин уверял…
Жаль, что напрасно, и не хватит сердца оплакать то, что каждый потерял.
Смотри, сынок! Вот опыт целой жизни –  к чему святые помыслы ведут?
К тому, что от любви к святой Отчизне  быстрей, чем мухи, наши люди мрут!
Но где бы ты ни жил, где б ни родился, и как бы ты Россию ни любил,
Есть выбор – кто убит, кто застрелился, а кто и сам кого-нибудь убил.
А повезет – оценят после смерти и выделят из  тусклой круговерти:
Ушел – давай любить и сострадать, хвалить да о заслугах рассуждать!
 
Действительно: Есенин, Блок, Марина, романтик Гумилев и Мандельштам –
Для лучших душ Россия как чужбина – везде  подлог, подвох или бедлам.
Везде  одни силки, капканы, сети и тюрьмы – этот мрачный край не прост.
Они же все – доверчивы, как дети! Но легкий белый снег, и капли звезд
И пылкий  ветер, и дождя иголки слетались в рифмы, в столбики стихов,
По росту стали  книжечки на полки, где пыль легка для будущих веков.
Теперь уже не в моде сочиненья: «Гроза», «Обрыв», «Обломов» и «Му-му»;
Наверно, не по школьному уму «Война и мир» (люблю произведенье!)…
 
*
 
Он заглянул в конец своей тетради.
Осталось  две непрочитанных страницы.
И чувство, что дотронулся до своего детства, до всего того, что казалось  важным, смелым, значительным…Так много обещано – и так легко утратило всякий смысл.
Он  прикасался к своему детскому интеллекту, собранному в тетрадь строптивых сочинений, и чувствовал такое же одиночество, как много лет назад.
Подумал: все меняется – но одиночество  неизменно.
С  сожалением и почти без интереса взглянул на предпоследнюю страницу:
 
«Вам не сломать души побеги,
Нам тоже нелегко расти –
Печорин Ленский и Онегин
Не знали, как себя спасти.
Мы в спор хотим вступать с судьбою
Во имя настоящих чувств,
Мы жертвовать хотим собою,
Пусть будет то, что будет! Пусть!
Любить свою литературу,
Дружить до смертного одра,
И собирать макулатуру,
И собираться у костра,
Влюбляться, как великий Пушкин,
За дело взявшись спозаранку,
С него снимали тоже  стружку
педагогическим рубанком!»
 
Вспомнил, как Пушкин лицеистом назначал свидания утром спозаранку. И возраст тоже ранний – значит, смысл здесь двойной…
Хотел искренности, истинности…
А  полагалось думать  под копирку, и всюду настигала пресса…
 
*
 
…Тогда нас всюду настигала пресса, везде в глазах торчала, как бельмо.
История всего КаПеэСэСа – она была куда важнее секса,
Но было это, кажется, давно!   
В преданьях старины – уже глубокой! – остался бурный двадцатый первый съезд.
Теперь, с какого ни посмотришь боку, везде, во всем – телесный перевес!
И, как ни жаль, духовные начала не могут победить своих  оков.
Давно у  этих ломких берегов не нахожу душе своей причала.
А возвращусь туда, к родным пенатам  – убого, скучно, глупо, не смешно,
И до умов, и так не столь богатых,  псевдоидеей тронутых  когда-то,
Как прежде, ничего и не дошло….
 
*
4
Он перевернул последнюю страницу – она оказалось не тронутой дождем.
Ровные твердые строчки.
Удивился, что  эта страница не пожелтела. Она выглядела так, будто была только что написана.
И он прочел вслух, хрипловатым, глухим голосом:
 
Шестнадцать лет! – стою в тени.
Мир сер и туп, фальшив и скучен.
Живые – только фонари,
Твоя надежда – только  случай!

Банальность слов – ломает слух,
Смирение – ломает волю!
И каждый слеп, и каждый глух,
Но каждый выбирает долю.

Ну, поднимись же над землей!
Ну, оторвись, взлети, стань лучше!
Будь маяком! Взорви покой!
Разбей тоску, сомненья, тучи!

Ты вознесись, ты воспари –
Прерви земное притяженье!
Сверкни, сверкай, огонь зажги:
Любовью, Гением, Служеньем!
 
*
 
Прочел и бросил тетрадь в печь, смотрел, как она весело загорелась.
Встал, достал большую пыльную сумку, стал  без разбора заталкивать в общем-то ненужные вещи.
Закрыл с трудом, придавливая коленом.
Куда ехать, зачем?
Сзади скрипнула дверь,  кто-то прыгнул ему на спину и лизнул мокрую щеку.
Он обнял пса. И обернулся.
Сбивая снег с ботинок, сын пожал как-то неопределенно плечами и тихо сказал:
– Вот, удрал наш пес домой, пришлось вернуться…
Он  встал, пошел к рябине и вытащил из ствола топор.
– Надо бы новый дом ему построить, а… сынок?

________________
* Марина Цветаева.
* Иосиф Бродский.


Рецензии
Мира Вам!
Много скажу. По этой причине перекинула полупоэму в ворд, чтобы возвращаться, вдуматься и говорить.
Почитала и рецензии: от негатива до позитива. Уровень рецензентов «технически» высок. Есть и эмоционально - блистательные, чистые, светлые, здравые.
Кажется, и добавить нечего.
Но Вы из тех авторов, с кем хочется говорить, пусть даже – монологом.
Первое: полупоэма, безусловно - «нетленка».
И вот почему я так считаю.
Форма произведения нова, ноу хау, кажется так говорять. И смелость автора преподнести полупоэму именно в такой форме (проза, поэзия, плюс «голос за кадром»), заслуживает уважения.
Изумляет находка: «связка времен», когда фразой, которой заканчивается поэзия (устами мальчика), начинается проза, где плавно,( устами отца), начинаются логические размышления-разъяснения.
В полупоэме очень точно «описано ДВИЖЕНИЕ времени».
Надо быть чрезвычайно проницательным автором, почти пророком, чтобы так УМЕЮЧИ, без надрыва, как, само собой разумеющееся описать САМО ДВИЖЕНИЕ ВРЕМЕНИ.
Я увидела это движение начиная со слов: разговор был громким.
Переплетение настоящего(ссоры, одиночества), с прошлым( тетрадь сочинений со всеми в нем мыслями) и будущим( возвращение собаки и символическая рябина) преподнесено автором мастерски, на первый взгляд – даже незаметно. Но в произведении совершенно отдельно друг от друга (как и положено) живут все три времени и всех их незримо соединяет МЫСЛЬ.
А МЫСЛЬ эта, в чьи бы уста не была вложена – АВТОРСКАЯ!
Красивая, умная, грамотная, изящная, мудрая, светлая, печальная МЫСЛЬ АВТОРА!
Произведение ценно еще, как обучающее.
Многие читатели смогут восстановить по нему не только свои давно забытые знания по русской литературе, восполнить их умными отступлениями –разборами-размышлениями автора, но и проследить за историей России в определенный промежуток времени.
В произведении много авторский мыслей, которые претендуют на крылатые слова или афоризмы.
Их много. Я цитировать не буду. Читатель сам «столкнется с ними».
Единственная деталь, которая мне не очень понравилась, это – топор, торчащий в стволе рябины.
Символ рябины, с кровавыми ягодками в начале и конце, как кольцевание полупоэмы, тем самым, как завершающий аккорд целостного произведения – прекрасен.
Я не согласна с ТОПОРОМ в стволе рябины.
Объясню. В домах, где есть топор, и тем паче, время от времени пользуются им, топор лежит либо в чулане(сарае, подвале), либо воткнут в ПЕНЬ, сухой ПЕНЬ. При необходимости – его достают.
Пожалуйста, не считайте это мое замечание педантичностью. Я бы об этом вообще не писала, если… рябину жалко бы не стало…
Прекрасно понимаю, что ЭТО ТОЛЬКО СИМВОЛЫ, но… для моего восприятия сильно БЕЗЖАЛДОСТНЫЕ символы. Не могу себя заставить не представить наяву куст(?) рябины, зимой, полузамерзшей, с несколькими кровавыми ягодками на трясущихся ветках и ( О, УЖАС!), с топором на стволе!
Простите.
Спасибо за удовольствие еще раз окунутся в мир прекрасной литературы, одним из образцом которой, является "А был ли мальчик?..."

Роза Хастян   05.06.2012 21:35     Заявить о нарушении
Знаете, друг мой я тоже многократно возвращался к теме - топор в рябине.
Меня тоже мучит это зрелище - в стволе дерева, как в теле торчит топор.
Думал – может так остро воспринимается городским жителем?
Думал, жизнь кидает в нас такие топоры, а я с рябиной вожусь.
Думал, неприятно, когда в стволе торчит топор, дереву же больно,
но сама сцена оставляет, именно то занозистое чувство, которое и хочешь передать.
Топор в стволе, как кость в горле.
Да, правы Вы, обычно топоры держат в сарае, но когда что-то мастерят,
топор втыкают по близости во что-то.
Думал про пень и топор – не задевает. По чувству и характеру действия топор должен быть в живом дереве, а не в мертвом.
Думал не возвращаться к топору в конце, но он символичный:
Рябина, капли красные, топор, собака.
А смысл? Сын вернулся, а отец никуда не призывает, рассуждает о времени, о том, что нет ничего нового под солнцем, о том, что было доблестным, стало преступным, а кто считался предателем, стал героем.
Потому что революция, как светлая идея созидание – есть преступление, разрушение и бессмысленность смерти.
Так показала наша история. Через 70 лет таков финал.
А люди положили жизни, судьбы, миллионы людей, несколько поколений – напрасно.
Вот в чем трагедия.
И те, кто ратовали за - стали преступниками, а те, кто против - героями.
Колив землю солдаты всадили - штык ,
Коли красною тряпкой затмили - Лик ,
Коли Бог под ударами - глух и нем,
Коль на Пасху народ не пустили в Кремль -

Надо бражникам старым засесть за холст,
Рыбам - петь, бабам - умствовать, птицам - ползть,
Конь на всаднике должен скакать верхом,
Новорожденных надо поить вином ,

Реки - жечь, мертвецов выносить - в окно,
Солнце красное в полночь всходить должно,
Имя суженой должен забыть жених...

Государыням нужно любить – простых .
(Солженицын не предатель родины, а патриот). Реабилитация невинно осужденных это и есть – Простите люди, мы вас ни за что гнобили.
А жизнь дважды не дается.
Вывод? Строй свою судьбу, а не страну, не ты для нее – она для тебя.
Сделай счастливыми людей вокруг себя, детей своих подними, - вот задача. Живи.
А сын опять на площадь – пустые бурления, сломанные судьбы топор в рябине и что? -Ни сына, ни собаки, ни будки т.е.дома и топор и обломки…
Твоя семья - Ты, сын и собака и то война, в своих трех соснах - мира не удержишь!
А хочешь государство ломать, на площадь бежишь, а что ты знаешь, что умеешь, что понимаешь, в жизни в ее законах, структуре?
А она, жизнь, опять таки, дважды не дается. Пока ты понял уже конец! Пока мы не доволены жизнью - она проходит. Инкорнации – выдумки даосов для облегчения от безысходности и разочарований.
Нет вечности и продолжения для нас:
Не совпадет по новой ДНК,
Не сцепятся молекулы, как прежде,
Остекленеет взор, остынут вежды,
И мимо потечет река...
Не умея решить маленькой задачки не решить большой. А начнешь малую задачу решать, уведешь, как велика она.
Сын ушел и вернулся, а рецензент спрашивает: почему? Потому что пустые метания, смятенья чувств:
И какой героический пыл
На случайную тень и на шорох
И как сердце мне испепелил
Этот даром растраченный порох.

Ушел – пришел – героический пыл и даром растраченный порох. А покоя нет, счастья нет, «суета сует и томленье духа».
Вывод - решайте малые задачи, поверьте на практике они невероятно сложны и велики.

Сан-Торас   06.06.2012 00:50   Заявить о нарушении
Забыл сноски:
Первый и последний стиш - Марина
А про ДНК - мой.

Сан-Торас   06.06.2012 00:54   Заявить о нарушении
Помните?
Я Вам говорила, что у меня свой финал,(когда я прочитала вашу с редактором переписку).
Еще заметила, что хотела подсказать Вам свою версию, но потом решила прочитать Вашу полупоэму, увидеть финал автора, и соответственно, сделать для себя выводы: есть ли у меня самой писательский дар.
Так вот, мой выдуманный финал был таков:(в прозе, конечно, на поэтические строки не тяну) -
...Старик вышел из дома в том, чем был. Не одел верхнуюю одежду, потому что не чувствовал ни холода, ни стужи.
Он и жару не чувствовал бы. Он ничего не чувствовал.
Эта простая выцветшая школьная тетрадь перевернула наизнанку его внутренний мир.
Да, у него не было амнезии. При небольшой "натяжке" памяти он слегкостью вспомнил бы не только себя - мальчиком, не только своё поведение, не только свои взгляды, а может быть и собственные стихи...
Во всяком случае - ОН НИКОГДА НЕ ЗАБЫВАЛ, что был "инакомыслящим"...
Но... это было давно. В той жизни...
В этой- произошли большие изменения. Жизнь и время, и люди заставили поменять взгляды.
Старик, на склоне лет понял одно: ВСЁ - суета!
Все - кроме единственной ценности - собственной жизни!
А сын и есть - ЕГО ЖИЗНЬ.(Именно то, о чем Вы мне сейчас написали!)
Но, не мог он говорить сыну: "Сынок! Пустое это всё! Я ЖИЛ НЕПРАВИЛЬНО! Хоть ТЫ ПОЖИВИ ПРАВИЛЬНО!" Хотел, но не мог! Потому что перестал бы быть для сына ОБРАЗЦОМ ПРАВИЛЬНОСТИ.
А тут вышло как? Сын сам догадался, что отец, любимый, БОГ для сына, когда-то жил по другому? Были другие ценности? Сейчас другие? Перевертышь? Для молодого сознания, повторяюсь, отец которого - ПРАВИЛЬНЫЙ, нет, не так говорю, надо - ЗАБЛЮЖДАЮЩИЙСЯ ПРАВИЛЬНЫЙ, оказывается, всего-навсего притворец? лгун? перевертышь?
Как иначе объяснить сыну своё поведение? "Раньше я тоже думал другими категориями, теперь убедился, что был неправ?"
Так нельзя говорить! ДЕТИ ЭТОГО НЕ ПОЙМУТ!
Собственно(по моему)потому и произошел конфликт до крупной ссоры.
Далее.
Выходит старик во двор.
Жизнь потеряла ценность, значение.
Шаги сами ведут его в ту сторону, куда уехал сын...
Он идет, идет, идет.
Снег идет, идет, идет.
Старик не безумел! Он ОПУСТЕЛ! А это страшнее, чем обезуметь.
Где-то, очень далеко от дома, он падает...
Снгом порошит его худое, еле дышашее тело...
Старика замело...
Страшный финал, знаю. Пессимизм и трагедия полная...
Но, это всего лишь мною выдуманное.
Сансей, простите меня, что осмелилась.
Вы же всегда ценили мою откровенность.
Вот и воспользовалась.
С почтением к ДНК!

Роза Хастян   06.06.2012 01:37   Заявить о нарушении
Мне очень интересна Ваша идея финала полупоэмы.
Но почему я от нее отказываюсь, уже ответил в рецке
Ник -Рецензии только, посмотрите прямо под поэмой, чтобы мне не повторять почему.
А идея классная.
Вы просто умница!!!
А Дворняга уже у критиков, поглядим :))
Покажу Вам, что напишут.
Спасибо, беседа интересная.
С теплом к Вам.
Санто.

Сан-Торас   06.06.2012 11:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.