Компромисс

Иллюстрация :
Тэхон среди иностранных курсантов анализирует материалы полёта по средствам объективного контроля, будучи старшим инженером полётов,  после их первых вылетов.
Фотография из архивов Тэхон.

Эпиграф :

So your life became a compromise…
(О том, что твоя жизнь стала сплошным компромиссом…)

Текст из песни ПЛАЧ В ТИШИНЕ из альбома HIGH AND MIGHTLY URIAH HEEP 1976

КОМПРОМИСС

ПРЕДИСЛОВИЕ

Мои сокурсники, прочитав ТВОЙ ПЕРВЫЙ ТРИЛЛЕР, поинтересовались, а нет ли чего-нибудь ещё ?
Историй было много. По их просьбе решил…  вот это.
Когда-нибудь, может, и доберусь, напишу, воспоминания под общим названием «ЗАПИСКИ АВИАЦИОННОГО ИНЖЕНЕГРА».
ИНЖЕНЕРА – поправите Вы… Но нет… так у нас называли инженеров по самолётам и двигателям, «паровозная специальность» и  много на нас всего завязано было.

В основе рассказа, как всегда, реальная история, произошедшая с автором этих строк.



Лето в наших краях – отдельная тема. Приезжают отдыхающие в наш город, греются в ласковых солнечных лучах, загорают, купаются в море. Но параллельно с этим кипит жизнь, которая скрыта от многих. Аэродром, учебный полк, где «куём» кадры для ВВС различных стран мира. «Жужжим» 12 смен в неделю, кроме воскресенья. Аналогичная картина наблюдается и на лагерном аэродроме.

Бетонная полоса аэродрома, стоянки самолётов, рулёжные дорожки, старт, где готовят самолёты к вылетам, наносят свой, неповторимый отпечаток на тех, кто занимается полётами и их обеспечением.
Стыки аэродромных плит заделаны резино-битумной смесью. Под воздействием палящих лучей солнца, она размягчается и становится жидкой. Техникам самолётов постоянно приходиться отмывать керосином стойки шасси и элементы крыла от чёрных потёков и брызг.

Технари не очень любят лето. В отпуск уходят только «избранные», остальные на полётах, - напряжённый процесс.

Вот и меня перевели из лагерного на основной аэродром, на «родовспоможение», как выразился старший авиационный начальник. Жена на последнем месяце беременности, ждём второго ребёнка. После – снова на лагерный аэродром.

Понедельник, сегодня  «по-нормальному», т.е. начало рабочего дня с  8-00. А полёты, первая смена, начинаются в 7-30. Технарей собирают ещё раньше, за 3 часа до начала, на предполётную подготовку авиатехники. 6 часов смена, пересмена – 1 час, ещё 6 часов второй смены. 2 часа послеполётной подготовки. И так каждый лётный день.

Утром сажусь в городской автобус, до аэродрома – 4 остановки. Прохожу через КПП. Дежурный, знакомый прапорщик отдаёт честь, приветствую его.
- Как дела ?
Он улыбается в ответ : «Да, практически, отдыхаю в наряде, а завтра – снова на полёты. С КП инженера звонили, просили, когда вы будете проходить через КПП, передать, чтобы срочно на старт подошли… И позвонить туда велели. Соединяю ! - и протягивает трубку телефона.

-Быстро переодеваешься и срочно на КП инженера ! – голос заместителя командира по инженерно-авиационной службе звучит решительно.
- Что случилось ?
- Работа есть, командир предпосылку к лётному происшествию даст, разобраться нужно… Случай непонятный, давай быстро сюда !
- Ясно, иду…
Минут через 10 в инженерном отделе, там пусто, никого. Все на полётах или в подразделения полка, каждый занят своим делом, а дел - много.
Процесс переодевания в техническую форму одежды, она чёрного цвета, как раз для жаркого лета . Рабочий блокнот, папка, видавшая виды инженерной  авиационной работы, чистые листы бумаги, карандаши, ручки, линейка.

Ещё минут через 10 поднимаюсь по лестнице, ведущей на КП инженера или, как его называют, – «скворешник». Он и в самом деле похож : надстройка вторым этажом над стартовым домиком объективного контроля.

-Ну, что будущий папаша ? Как жена ?
- Нормально, ждём… скоро.
- Это тебе !  Объяснительная лётчика, вот дешифрированные материалы объективного контроля, полёт не состоялся. Самолёт притащила аварийная команда.  В ТЭЧ и там разбираешься. Ищешь причину и даёшь телеграмму по предпосылке к лётному происшествию. Задача ясна ?

- Понятно. А-а-а-а ?
- Случай не очень ясный. Почитай, что пилот написал.
Позывной 730…Понятно, КэЗ, - командир звена, хороший знакомый…Разлёт…7-45…Тронулся с места…в 150 метрах от старта… при рулении по рулёжной дорожке самолёт странно дёрнуло…посторонних звуков не слышал…выключил двигатель…
- По материалам регистратора параметров полёта ничего не выявлено. Странный случай, - это зам. по ИАС.

Смотрю плановую таблицу полётов, лётчик полетел на резервном самолёте, заходит на посадку.
-Пойду, прогуляюсь…
-Не понял…
-План расследования случая – составлю. Первый пункт, как всегда, ознакомление с  обстоятельствами происшествия уже выполнен. Пункт второй – осмотр места происшествия.  Пункт третий – поговорю с участником   по ходу прогулки. Пункт четвёртый – анализ материалов полёта, - тоже выполнен и ничего не понятно… И на стоянку стартовую  он рулит уже...Пошёл…
- Осмотрели место, где его дёрнуло, с лётчиком поговорили…  Ничего не нашли, - снова зам.
- Прогуляюсь !

Выхожу…  Техник высаживает участника происшествия из кабины самолёта.
- Привет, Виталий ! Разговор есть !
- Давай, только быстро ! Мне с курсантом лететь, толковый курсант, к самостоятельному вылету готовим. Задержался,  объяснительную писал, резервный борт дали.
Идём к месту происшествия, здесь недалеко, рядом со старым КП инженера.
Он – молодой и перспективный лётчик. Заметили,  выдвинули, уже командир звена.
- У меня взлёт в 7-45, по плановой таблице, запустился, выруливаю, вот  там, как-то нехарактерно самолёт дёрнуло, в горизонтальной плоскости, такого никогда не было, принял решение выключить двигатель. Посторонних шумов и стуков не слышал. Всё. Это там и указал.
Подходим в месту.
-Вот здесь…
Уклоняемся от  струй из двигателей  рулящих рядом с нами самолётов.
- Ещё вопросы ?
-Ладно, давай на старт, тебе лететь. Удачи !
-И тебе тоже, - желает он мне.
- Разбирайся !
- Попробую…
Осмотр места происшествия… Состояние рулёжной дорожки и швов нормальное. Сколов аэродромных плит нет.  Это вам не трасса автострады  с  вечными  колдобинами. Чисто. Аэродромщики её утром и в пересмену драят «щёткой» , да ещё и руководитель полётов проверяет. Поиски посторонних предметов на «бетонке» и в траве ничего не дали.

-Долго ты там был… Давай в ТЭЧ. Тебя ждут. Берёшь  техника самолёта, 2 человека от ТЭЧ в помощь. Ищи ! Результаты  – звони. Здесь буду, - зам.

Самолёт  пристёгнут к тягачу «Урал» при помощи  буксировочного водила.
- Формуляры и всё необходимое взял ! – докладывает техник самолёта. Прыгаю в кабину тягача.
Водитель  – представитель Кавказа, рядовой, небольшого роста. Часто с ним встречаюсь на полётах, весёлый такой !
-Прывэт, майор ! Случилось что ? Бэгают все вакруг этага борта !
- В ТЭЧ !
- Панятна ! Слушай ! А у тэбя значок за прыжки с парашютам эсть ?
Машина трогается с места, пропуская рулящие мимо нас самолёты.
- Нет, не прыгаю… А тебе зачем ?
-Э-э-э ! Прыеду дамой, адэну значок ! Все дэвушки маи будут !
- Ну, даёшь ! А если кто узнает, что ты водителем был ? Что будет ?
- Э-э-э ! Нэ узнают ! Красавица у нас там эсть ! А я – пэрвый парень  буду с таким значком !
- Жениться на ней хочешь ?
-Да, красывый дэвушка !
-Ну, потом, после женитьбы, расскажешь ей правду ?
- Э-э-э ! Малчать буду ! Скажу, как прыгал ей… Она павэрит !

Вот и стоянка ТЭЧ. Авиатехники  много : регламентные работы, устранение неисправностей, замены двигателей. Полк за год большой налёт даёт. Очень большой.  Свободное место.
- Вскрываем люки  к осмотру, сейчас план расследования напишу !
- Ясно ! - техник приступает к процедуре подготовки, люков много, он  в курсе, что нужно делать, опытный.
Захожу в беседку, увитую виноградом, она же «курилка». На большом столе незаконченная партия в «записного», на счётах – отброшенные косточки, «записывали». Но не успели доиграть.  Работы много.

Лист бумаги, линейка, таблица. Номер по порядку, мероприятия, сроки, ответственный, результаты проверок.
Пункты : обстоятельства, осмотр места происшествия, описание случая, анализ материалов по данным объективного контроля…осмотры самолёта и двигателя… по результатам осмотра – решение на опробование двигателя…причина происшествия… мероприятия по предотвращению подобных случаев… доклад в инженерно-авиационную службу училища телеграммой… утверждаю… план расследования составил…

Вперёд ! Начинаем осмотры. Время летит незаметно. В лётно-технической столовой встречаюсь с замом на обеде.
- Почему не звонил ?
- Звонить причин не было. Пока ничего. Состояние лопаток компрессора низкого давления в пределах видимости – норма. На выходном устройстве двигателя, лопатки турбины низкого давления – норма. Всё герметично, агрегаты самолёта и двигателя – норма. После обеда посмотрю лопатки компрессора низкого давления второго контура и двигатель опробую. Зацепок нет…
- Странный случай ! Ищи ! Кто ищет, - тот найдёт…

После полудня становится ещё жарче. Продолжаем осмотры. Иду в инструментальную, где получаю «скрипку Страдивари» - специальный прибор для осмотра лопаток в труднодоступных местах. Дорогущая вещь ! Блок питания,  стержень длинный с подсветкой на конце, оптическая система. Расписываюсь в журнале. Получил.
Лючки осмотра вскрыты.
- Помедленнее вращай, очень быстро ! – технику самолёта, который ключом прокрутки ротора компрессора низкого давления манипулирует.
Смотрю долго каждую ступень. Лопатки целы, повреждений не выявлено.
- Собираем, всё в исходное положение, самолёт на газовочную площадку, опробуем !
В группе систем автоматизированного контроля :
- По какой программе пробовать будем ? – спрашивает оператор САК рядовая Наталья.
- После замены двигателя.
- Ясно !
Сдаю «скрипку Страдивари».

Площадка  для газовок двигателей, специалисты подсоединяют жгуты от машины САК к борту.
Ещё раз осматриваю самолёт. Положение крана шасси во второй кабине. Запираю фонарь.
В первой кабине одеваю «говорящую шапку» и пристёгиваю ларингофоны.
- Борт ! Я Земля ! Проверка связи, аппаратура по программе опробования двигателя после его замены готова, программа установлена ! –  голос оператора в наушниках.
- Земля ! Я Борт ! Вас понял, к работе готов ! К запуску !
Включаю несколько тумблеров и жму на кнопку запуска вспомогательной силовой установки, которая затем запустит основной двигатель. Контролирую параметры запуска ВСУ. Норма…  Она выходит на режим запуска двигателя. Кнопка  «Запуск двигателя». Раскрутка роторов…Режим «Малый газ»…ВСУ отключилась.
Жест и техник самолёта закрывает фонарь. Герметизирую кабину.
Увеличиваю обороты, наезд  на упорные колодки, техник пристёгивает к стойкам шасси предохранительные троса.
Включаю стояночный тормоз. Стрелки давления в тормозах дёргаются и замирают, давление в норме.
Режим системы кондиционирования кабины - на самый минимальный уровень. За бортом – жарко, а здесь сейчас прохладно будет. Очень прохладно. Отличную систему кондиционирования конструкторы придумали !

Руки свободны, только, левая - на рычаге управления двигателем - РУД.
- Режим «Малый газ», съём параметров, отсчёт… - оператор в эфире. Снято !
- Прогрев…
Увеличиваю  обороты и наблюдаю, как закрываются клапана перепуска воздуха по скачкам стрелки тахометра оборотов компрессора высокого давления…Норма…
- Режим «Максимал»…

В кабине становится прохладно. Красота ! Там – жаркое лето, зной, а здесь – комфортные условия  для работы, только звук работающего двигателя.
- Съём параметров, отсчёт… Снято !
- Режим «Малый газ»… Съём параметров, отсчёт… снято…
- Приёмистость двигателя, съём параметров, отсчёт… снято…
- «Малый газ», съём параметров, отсчёт… снято…
Сколько уже с Натальей двигателей опробовали вместе при различных обстоятельствах ?  Много…
- Выключаем… Параметры останова двигателя, съём параметров, отсчёт…
РУД на «Стоп»…
Двигатель выключен.
Замер выбега роторов высокого и низкого давления. Запущен секундомер.
Техник стучит по фюзеляжу :
- Стала !
Параметры выбега роторов в норме.
Кабину покидать не хочется. Прохладно здесь…  Эх, остаться бы ещё…
Фонарь открыт техником  и от былой прохлады мгновенно ничего не остаётся.
В неё врывается раскалённый воздух жаркого летнего дня.

- Командир дал предпосылку к лётному происшествию, - сообщает он, старший инженер полётов отправил телеграмму с обстоятельствами и данными по самолёту и двигателю. В училище  ждут причину.
Специалисты группы объективного контроля снимают кассету с материалами опробования двигателя для проявки и дешифровки.
Машина  САК. На рулонной ленте  расшифровки параметров в крайней правой колонке все «нули» пропечатаны. Это значит, что все параметры в норме.

Собираю все материалы в отдельную папку и иду в инженерный отдел. Шеф  на телефоне.
- А вот и он подошёл ! Даю трубку !
На «трубе» инженер  училища по самолетам и двигателям.
- И как результаты ?
- Никак !
- Что значит, никак ?
- Ничего не выявлено, комплекс осмотров и опробование двигателя. Причина не установлена.
Приходим к решению,  - даю телеграмму в его адрес с перечислением всех мероприятий без указания причины. Завтра он приедет сам, и лично будет проводить расследование.
Телеграмма получается очень большой и длинной, на нескольких листах, где перечислено всё из того, что сегодня было сделало. По «нормальному» уйти не получилось, дела инженерные.

На следующий день он приезжает.  Всё повторилось снова. Разговор с лётчиком.  Осмотр места происшествия. Поиски в траве. Та же беседка, так же жарко, как и вчера. Тот же план расследования, только его рукой. Те же мероприятия и снова опробование двигателя.
- Опробовать будешь долго и несколько раз !
Красота ! Снова окунусь в прохладу воздуха от кондиционера самолёта !
Двигатель газовали два раза.
К концу дня, проведённые мероприятия, результатов не дали.
Материалы его расследования  складываю  в ту же папку.
Идём в инженерный отдел. Он звонит в такую же службу только в округ и отвечает на вопросы, на которые вчера ему пришлось отвечать мне.

Теперь телеграмму даёт он. Она такая же длинная.
Через несколько дней приезжает инженер по СД  из нашего округа. Всё повторяется. Разговор с лётчиком.  Осмотр места происшествия. Поиски в траве. Та же беседка, так же жарко. Тот же план расследования,  как и тогда, только его рукой. Те же мероприятия и… опять опробование двигателя.
- Опробовать будешь долго, почти до полной выработки баков !
Красота ! Двигатель двухконтурный, экономичный ! Снова окунусь в прохладу !
Опробовал двигатель долго. Он сидел в беседке, в тени от винограда на полуденной жаре.
Результатов нет.
Материалы его расследования складываю в папку.
Инженерный отдел. Он звонит в свою службу  и докладывает своему начальнику. Те же вопросы и ответы на них, что уже имели место.
- Причины нет. Через несколько дней приедут представители завода-изготовителя двигателя.
Они и примут окончательное решение. Ясно ?
- Ясно ! Ждём !

Через несколько дней приезжают два представителя от завода.
Движок гарантийный и они будут им заниматься.
И повторяется всё снова : разговор с лётчиком, осмотр места происшествия, поиски ...
Та же беседка, так же жарко, как и тогда. Тот же план расследования,   только их рукой.
Те же мероприятия и снова – двигатель опробовать будем.
- Ты ?
- Хотите сами…
- Давай ты !
Снова прохлада, которой так не хватает нам жарким летом !
Двигатель снова газовали дважды.
Нет результатов. Инженерный отдел.
Они звонят на свою фирму, долгая беседа. Заходит командир.

- Ну, что, товарищи представители ?
- Сегодня напишем акты, утверждаем, ставим печати, подписи и допускаем двигатель к дальнейшей эксплуатации. Дефектов двигателя нет, параметры соответствуют требованиям технических условий.
- Что скажешь, инженер ? – это командир мне. В кабинете у зама – тишина, где-то вдали слышен грохот от двигателей взлетающих самолётов.
- Искали и не нашли причину. В актах есть моя подпись под материалами расследования и допуска двигателя к дальнейшей эксплуатации… Её там не будет…
Командир удивлённо смотрит на меня. Его прекрасно понимаю. Снова тишина…
- Моей подписи там не будет…
- Ладно, мне на полёты, завтра встречаемся в 11-00 по данному случаю. Представители подготовят и принесут акты. Вы !  Разберитесь со своим инженером. 
Он выходит из кабинета, не попрощавшись.

«Заводчаки», старые знакомые, уходят писать акты, зам в помощь даёт машинистку инженерного  отдела для распечатывания в нескольких экземплярах под копирку.
Мы уединяемся в его кабинете.

- Ты чего ?  Они допускают двигатель !
- А причина ?  Её нет… Предпосылка к лётному происшествию есть… А причины нет…
Если что произойдёт с двигателем, – будем телеграмму потом про себя читать. Группа товарищей, во главе с нами и представителями завода проявила преступную халатность,  в результате чего …
- Ну, ты не очень здесь…
- Не очень… Нет причины… Хотя есть предпосылка… Есть предпосылка… но нет её причины…
- А если пилоту показалось ?
- Может и показалось… Но причины нет…
А как без наличия причины допускать к полётам самолёт ?  Нас потом не поймут…
- Что предлагаешь ?
- Снять досрочно и отправить  на исследование…
Памятник нам за это и за то, - не поставят. Но спать будем спокойно…
От дальнейших разговоров его отвлекает телефонный звонок.
- Ладно. Только обоснуй грамотно свою позицию, скоро самостоятельно летать начнут, каждый самолёт на счету особом будет. Иди !

На следующий день сталкиваюсь с командиром на лестнице на второй этаж штаба.
- Поменял своё мнение ?
Ответить ему не даёт его заместитель по лётной подготовке :
 - Командир, срочно к телефону !

11-00. Его кабинет. Действующие лица те же, что и вчера.
Один из представителей завода достаёт акты и начинает читать.
-  … июня на рулении... В результате проведённых мероприятий... Параметры двигателя соответствуют нормам технических условий, двигатель к дальнейшей эксплуатации допускается, - сел.

- Возражения есть ? – командир спрашивает. Инженер, поменял взгляды ?
- Никак нет, товарищ полковник ! Предпосылка дана,  причина не установлена. Двигатель на самолёте один и если, что произойдёт, ответственность за произошедшее будет возложена на нас. Целесообразно : снять двигатель досрочно и отправить его на завод-изготовитель для исследования в заводских условиях.
С заключением акта не согласен.
В кабине тишина. Он и мой начальник молчат.

- А если лётчику показалось ? А если он с «бодуна» был ? В понедельник произошло !
- Тогда так и надо написать, что показалось с «бодуна», не давать предпосылку и не тратить силы и средства  на расследование данного случая… Медслужба возмутится. Она лётчика к полётам после предполётного медосмотра  допускала, - произношу медленно, ровным голосом.
Командир начинает нервничать…
- Зам по ИАС !
- Думаю, что мнение инженера нужно поддержать…  - как-то не очень уверено.
Снова молчание… длится оно долго.
- Ну, раз так, - снимаем двигатель досрочно. Решение окончательное ? Обжалованию подлежит ?
Теперь молчим мы.
- Все свободны !
Уходим.
Шеф  ничего не говорит.
- Давай, оформляй акты досрочного съёма.
Нет проблем. Вон сколько за год их снимаем.
Они готовы к вечеру.
Через несколько дней прилетает самолёт с завода-изготовителя.
Грузит его в грузовой отсек фюзеляжа служба авиационно-технического имущества.

Проходит чуть более двух недель.

- Зайди в секретную часть и ознакомься, - при встрече начальник секретной части.
Идём вместе. Он выдаёт «Акт по результатам расследования досрочного снятого двигателя из в/ч…».
Листаю страницы со знакомой информацией, ага… вот, установила… на  N-ной ступени компрессора высокого давления отсутствуют две лопатки… и фотографии прилагаются…
Странно, нет двух лопаток, как срезало… куда они могли деваться ? Повреждений на следующей ступени нет… частота вращения ротора двигателя большая, десятки тысяч оборотов в минуту. Странно…
Командир уже ознакомился, роспись его стоит.
- Тебя шеф ищет, - забегает в «секретку» инженер по авиационному оборудованию.
- Пошли ! Командир вызывает !
Идём в тот же кабинет.

- Товарищ полковник ! По Вашему приказанию прибыли !
Командир загадочно улыбается.
- Результаты расследования видел ?
-  Да…
- Пилота награжу часами. А вы… – объявите выговор своему инженеру. Шибко грамотный он у вас !
Свободны !

Через полчаса из строевой части.
- Зайди ! Ознакомься !
Начстрой  даёт  «Карточку учета поощрений и взысканий».
Дата, за опоздание в строй объявлен выговор, звание моего, непосредственного, начальника и его роспись.
Расписываюсь в листе ознакомления со «строгими поощрениями».

Подведение итогов работы  в полку в конце этого же месяца.
- За проявленную бдительность наградить командира звена ценным подарком, - именными часами !
Шеф, как и все мы, хлопает в ладоши, когда лётчик получал ценный подарок.

С тех пор в характеристике прибавилась запись «К компромиссам не склонен».
Тот кто её написал, так и не смог ответить на вопрос : хорошо это или…

ПОСЛЕСЛОВИЕ

С заводскими представителями больше  не встречался.
Наш полк был расформирован после прекращения обучения иностранных курсантов.

С бывшим шефом живём в одном доме, в соседних подъездах. Иногда встречаемся.

Командир части пошёл на повышение.

Водитель тягача ушёл на дембель. Он, всё-таки, нашёл интересующий его значок за прыжки с парашютом. Может и хорошо, если для достижения цели завладеть сердцем красавицы, имеются такие средства.

Инженер училища закончил службу. Работал в МЧС края. Трагически погиб в автокатастрофе, возвращаясь из командировки. Мы помним его.

Инженер из округа пошёл на повышение. Больше его не видел.

С лётчиком живём в соседних домах и часто встречаемся.

С Натальей вижусь часто.
Несколько человек из того состава группы САК удалось разыскать на страницах ОДНОКЛАССНИКОВ.



23 мая 2012 года


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.