Курилка. Июнь

На этой странице участники отборочного тура и авторы произведений, номинированных в лонг-лист июньского цикла конкурса, могут выслушать мнения читателей о своих стихах.
Всё, что для этого требуется - в отдельной рецензии указать ссылку на своё произведение, представленное на конкурс, и опубликовать текст.


Рецензии
http://www.stihi.ru/2009/12/30/1988
Святоносский маяк
________________________________
* Маяк установлен в 1862 году на мысе Святой Нос (Кольский полуостров). В первую же зимовку 1862/1863 г от цинги из 6 человек команды погибло 5. Сам смотритель (унтер-офицер в отставке Филиппов) выжил, но по причине перенесённой болезни оставил службу на маяке, его место занял отставной унтер-офицер Алексеев. В следующую зиму от цинги на маяке погибла вся команда – кроме смотрителя.
** вильд - разговорное название флюгера Вильда (предшественник анемометра, примитивный прибор для измерения силы ветра)

_______________________
Среди суровых северных широт, где не родит земля ни льна, ни хлеба, где месяц длится ночь, и всех щедрот – полярное сияние в полнеба, в оковах вековечной мерзлоты спят мёртвые поморские посёлки, стоят пусты раскольничьи скиты. Всевластны ветры, вороны и волки там, от Царя и Бога вдалеке, где коротает век моряк вчерашний на дальнем Святоносском маяке – во вросшей в скалы светоносной башне.

Зажаты в беломорские тиски семь человек на остроносом мысе. Здесь брага не спасает от тоски, и от больных, с ума сводящих мыслей. От смертоносных щупалец цинги не спрятаться за стенами в остроге. Здесь не беда, что встал не с той ноги, а радость – оттого, что держат ноги.

…Который день бушует океан, на вильде то и дело восемь баллов, и руки старика (он спит – он… пьян) всё тянутся к незримому штурвалу. И не таких сгибает жизнь в дугу… От инвалида в море мало толку – собачьей смерти ждать на берегу сточившему клыки морскому волку.

…Метель кружит над шпилем маяка, по одному людишек прибирая, хромым калекой брезгует – пока. А шестеро – лежат рядком в сарае… Их даже не схоронишь по-людски.

Но души ждёт небесная обитель. Ведь звёзды – это тоже маяки, и, значит, – каждой нужен свой смотритель.

А тот – один на вымерЗшей земле – кому досталась доля страстотерпца, пусть спит, пока пульсирует во мгле свет маяка, как огненное сердце.

Денис Барамзин   18.06.2012 08:43     Заявить о нарушении
Сложновыговариваемые слова: "вымерзшей, страстотерпца, мгле" в последней строке венчают интересное в общем-то стихотворение. "Огненное сердце" - как-то не очень.

Маркова Светлана   18.06.2012 10:22   Заявить о нарушении
Спасибо.
Тогда и "сердце" записываем в спотыкачи, их, пожалуй, если поискать, найдётся не мало не только в последней строфе.
А чем огненное сердце не приглянулось? Образ хоть и не новый (взять хотя бы горьковского Данко), но здесь довольно точный - отражает суть работы механизма.
Маяк жив, пока горит его огонь - то есть есть кому поддерживать пламя (смотрителю),
и жив смотритель, покуда жив маяк, оберегает своего единственного жреца.

Честно признаюсь: я немного приврал ради создания образа - проблесковым огонь на маяке стал значительно позже, в те же годы пламя горело постоянно - пульсаций (=ударов сердца) быть не могло.

Денис Барамзин   18.06.2012 10:41   Заявить о нарушении
Вижу в курилке стало совсем тускло. По-ходу помидоры с огурцами в качестве духовной пищи сегодня не конкурентны в сравнении с околокультурной стихотворной массой. Иначе объяснить отсутствие поэтического актива под этим сочинением не просто.
Знаю это стихотворение. Автору - респект. И тем не менее некоторые моменты мне не кажутся необходимыми.
Во-первых, фраза " где месяц длится ночь" пускает моего читателя в размышление, "кто на ком стоял?",
в-вторых, " в оковах вековечной мерзлоты" напоминают о декабристах - нет я не имею ничего против гения Пушкина - но сегодня 21 век, и в оковы, тем более вековечные, верится мало;
в-третьих, "Всевластны ветры, вороны и волки там, от Царя и Бога вдалеке" как-то не убеждают, да и на слух воспринимаются тяжело.
Если уж начал разговор, то обращу внимание и на "Святоносском - светоносной - остроносом - смертоносных", "незримому" (опять же к Пушкину) и т д включая последнюю строку, которую уже отметили ранее.
Есть вопросы и по логике повествования: руки старика тянутся, "он пьян", но оказывается не таких сгибает жизнь в дугу. Хочется спросить, а каких?
…Метель кружит над шпилем маяка, по одному людишек прибирая, хромым калекой брезгует – пока. А шестеро – лежат рядком в сарае(с) - строго по тексту, какие-то люди находятся на шпиле - калека сам по себе - шестеро, видимо, уже отошли в мир иной. Математический мой разум отказывается в эту арифметику верить. Ведь в начале произведения народу было семеро.
Смысл-то уловить можно, но, согласитесь, определенная путаница допустима.
Денис, править, наверное, нужно. Сколько - решать автору. М к за стих стоит побороться.
Удачи!

Башмакофъ   19.06.2012 22:51   Заявить о нарушении
О! Оказывается это стихотворение..... Никогда бы не подумал.......

Кишот   20.06.2012 11:34   Заявить о нарушении
Алексей, спасибо.Во многом согласен с критикой.

Отпишусь по тому, что не совсем уловил:
"Святоносском - светоносной - остроносом - смертоносных"
Высоким слогом здесь страдает лишь последний эпитет. Кстати, давненько думаю избавиться от "смертоносных щупалец".
Однако, связку "Святоносский - светосный" вообще смело причисляю к личным авторским заслугам.

Пафоса через край, согласен. Так ведь всё ж таки героический эпос да ещё события в 19 веке разворачиваются.

Вопросы по логике повествования понравились, склонен согласиться.
Хотя, историческая справка, поданная перед текстом, вряд ли позволит чересчур разыграться фантазии.
Благодарю, есть над чем подумать.

Денис Барамзин   20.06.2012 14:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 56 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.