28 мая Духов день. 31 мая Зелёные святки

Милая берёзонька,
Белоствольная моя,
Добрая и чистая,
Словно Русь, родна земля.
Я прижмусь к тебе щекой
И поникну головой.
Ты тоску мою поймёшь,
Ветви зашумят – споёшь.
Боль уйдёт, - ты дашь покой,-
В сине небо над рекой.
Лучше без тебя не быть,
Без России мне не жить.
~*~*~
Милая берёзонька,
Белоствольная моя…
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~*
28 мая ДУХОВ ДЕНЬ


Праздник Вил и Марены, Влаги Земной, начинается с чествования предков, которых приглашают погостить в дом, разбрасывая по углам дома свежие березовые ветки.

Это также день памяти и общения с водными, луговыми и лесными навьями — русальими духами своего рода. Согласно преданиям, русалками и русалами становятся те, кто умер преждевременно, не став взрослым, или ушел из жизни добровольно.

Женщины проводят тайные обряды, оставляя хозяйство на мужчин иногда на всю неделю. А имеющие детей оставляют для русальих деток в поле или на ветвях у источников старую одежку своих детей, рушники, полотна. Надо задобрить русальих духов, чтобы не приставали к детям и другим родичам, чтобы способствовали плодородию наших полей, лугов и лесов, напоили их соками Земли. 

По преданию, во время Русальной недели русалок можно было увидеть вблизи рек, на цветущих полях, в рощах и, конечно же, на перекрестках дорог и на кладбищах. Рассказывали, что во время танцев русалки исполняют обряд, связанный с защитой посевов. Они могли и наказать тех, кто пытался работать в праздник: вытоптать проросшие колосья, наслать неурожай, ливни, бури или засуху. 

Встреча с русалкой обещала несметные богатства или оборачивалась несчастьем. Русалок следовало опасаться девушкам, а также детям. Считалось, что русалки могли увести ребенка в свой хоровод, защекотать или затанцевать до смерти. Поэтому во время Русальной недели детям и девушкам категорически запрещалось выходить в поле или на луг. Если во время Русальной недели (неделя после Троицы уже во время христианства) погибали или умирали дети, то говорили, что их забрали к себе русалки.

Чтобы уберечься от русальего приворота, надо было носить с собой резко пахнущие растения: полынь, хрен и чеснок.


31 мая ЗЕЛЁНЫЕ СВЯТКИ (СЕМИК)
Зеленая неделя (Зеленые святки) являлась главным рубежом между зимой и летом. Знаменует окончание весны и начало лета. Считается женским праздником и совмещается с обрядами «проводов русалок». Кроме того, включает в себя обряды поминовения усопших, сливаясь в этом с Троицкой родительской субботой.
 
В народном календаре, с принятием христианства, был приурочен к христианскому празднику Троицы. Начало Зеленой недели отмечается в четверг перед Троицей, т.е. в седьмой четверг после Пасхи, откуда и название "семик" (т.е. это название появилось после введения христианства).
 
В обрядах Зеленых святок приветствовали первую зелень и начало летних полевых работ.
 
Цикл Зеленых святок состоял из нескольких обрядов: внесения в село березки, завивания венков, кумленья, похорон кукушки (Костромы или русалки). Березка являлась символом неисчерпаемой жизненной силы. Как и во время зимних святок — колядок, во всех обрядах участвовали ряженые, изображавшие животных, чертей и русалок. В песнях, исполнявшихся во время Зеленых святок, можно выделить две основные темы: любовную и трудовую. Считалось, что подражание трудовой деятельности обеспечивало благополучие будущих полевых работ.
 
Во время исполнения песни «Ты удайся, удайся, мой лен» девушки показывали процесс сеяния льна, его прополки, уборки, чесаная и прядения. Пение песни «Мы просо сеяли» сопровождалось движениями, в которых участники воспроизводили процессы сева, сбора, молотьбы, засыпания в погреб проса.
 
В древности обе песни исполнялись на полях и выполняли магическую функцию. Позже ритуальный смысл был утрачен, и их стали петь в местах гуляний.
 
В дом было принято приносить ветки березы и букеты первых цветов. Их сушили и хранили в укромном месте весь год. После начала жатвы растения клали в житницу или подмешивали к свежему сену. Из листьев деревьев, собранных во время праздника, вили венки, клали их в горшки, где высаживали капустную рассаду. Считалось, что троицкие растения обладают магической силой.
 
Чтобы обеспечить высокий урожай, иногда служили специальный молебен. С ним связан обычай «плакать на цветы» — ронять слезинки на дерн или пучок цветов.
 
После завершения специальных молитв все участники отправлялись на кладбище, где украшали ветками березы могилы и устраивали угощение. Помянув умерших, уходили домой, оставив на кладбище еду.
 
Зеленые святки завершались обрядом похорон или проводов Костромы. Образ Костромы, связан с завершением зеленых святок, обряды и ритуалы, часто принимали форму ритуальных похорон.
 
Кострому могла изображать красивая девушка или молодая женщина, наряженная в белое, с дубовыми ветками в руках. Ее выбирали из участвующих в обряде, окружали девичьим хороводом, после чего начинали кланяться, оказывать знаки почтения. «Умершую Кострому» укладывали на доски, и процессия перемещалась к реке, где «Кострому пробуждали», а празднование завершалось купанием.
 
Кроме того, обряд похорон Костромы мог проводиться с чучелом из соломы. В сопровождении хоровода чучело носили по деревне, а затем закапывали в землю, сжигали на костре или бросали в реку. Считалось, что на следующий год Кострома воскреснет и снова придет на землю, принеся плодородие полям и растениям.
 
РУСАЛЬНАЯ НЕДЕЛЯ. Русальная неделя, или Русалии — это время, когда русалки пребывают на земле. Считалось, что на Семик, то есть в мае-июне, когда становится тепло, русалки появляются на берегах рек, в лесах и рощах и качаются на ветвях деревьев (ср. у Пушкина: «Русалка на ветвях сидит»). В течение всего периода русалки находятся в непосредственной близости от человека, так что даже могут вступать с ним в контакт.
С Русалиями связаны многочисленные запреты и обычаи, например, повсеместным был запрет на большие работы, нельзя было ходить в лес поодиночке, водить туда скот, полоскать бельё и заниматься шитьём. Один из древних обычаев, связанных с этим праздником, — это запрет на купание в реке, особенно в полдень и в полночь. Существовало поверье, что русалки утаскивают утопленников к себе.
В Русальную неделю следовало задабривать русалок — тогда можно было рассчитывать на их помощь.
 
После внедрения христианства на Руси "Русалии" отмечались в канун Рождества Христова и Богоявления (зимние Русалии), на неделе после Троицы (Русальная неделя) или в летний Иванов день (Иван Купала).
Судя по летописям, главным сроком Русалий был летний, привязанный уже в XII веке к христианской Троице и завершавшийся строго фиксированным днём летнего солнцестояния — днём Ивана Купалы (рождества Иоанна Крестителя). Киевская летопись второй половины XII века называет «Русальной неделей» седьмую неделю после Пасхи, завершаемую праздниками Троицы (седьмое воскресенье) и сошествия Святого Духа (Духов день).
 
Слово Русалия связано с лат. словом rosalia («Розалии, праздник роз»), означавшего языческий праздник древних римлян, обряд поминовения предков, появившийся у народов Европы во времена палеолита. Слово "русалка" произошло от названия этого древнего праздника народов Европы.
 
БЕРЁЗА — это центральный объект в Семик и Троицу, ей посвящено множество обрядов. Берёзу выбирали в лесу, завивали, вырубали и украшали, носили по деревне, вокруг полей, водили вокруг неё хороводы, устраивали рядом с берёзой гуляния. В Троицу берёзовыми ветвями украшали церкви, избы и даже улицы.
Всем известна народная песня «Во поле берёза стояла…» http://www.youtube.com/watch?v=AvDZQWpJzYU


 А вот ещё примеры:

Берёзонька белая,
Берёзонька кудрявая
На чём приехала?
На ковре, на золоте,
На атласе, на бархате.
У кого же ты гостила?
У отца, у матери,
У роду, у племени,
У красных девушек.
Хотят берёзоньку срубить,
И её в речке утопить


По традиции в Смоленской губернии в семик шли с березкой под песню:
 
Ой, где девки шли, там и рожь густа,
Ой, где вдовы шли, там трава росла,
Что трава росла высока, зелена;
Где молодушки шли, там цветы цветут,
Ну цветут цветы по всей улице,
По всей улице да по бережку,
Что по бережку под кусточками.
 
Во владимирских деревнях «накануне семика девушки рубят березку, украшают ее лентами, а в самый семик они вместе с парнями, которые несут березку, ходят с нею по полю, распевают песни и потом бросают ее в рожь».
 
Береза моя, березонька!
Береза моя белая.
Береза моя кудрявая!
Стоишь ты, березонька,
Осередь долинушки.
На тебе, березонька.
Трава шелковая.
Близ тебя, березонька
Красны девушки,
Красны девушки
Семик поют,
Под тобою, березонька,
Красны девушки,
Красны девушки
Венок плетут.
 
«В Саратовской губ, для празднования семика избирался особый дом, куда приносили разных припасов для пира, не забывая солода и хмеля; варится брага, затирается, заквашиваемая и сливаемая при пении веселых песен. В самый же семик, в полдень, начинается торжество. Посреди двора воткнуто срубленное с ветвями и листьями дерево, под которым стоит горшок с водою. Девицы ходят по двору или сидят, а мальчуганы держат в руках заготовленные кушанья, другие - ведро с пивом на палке. Более веселая, бойкая девушка подходит к дереву, опрокидывает горшок с водою, выдергивает дерево из земли и затягивает песню. С пением:
 
Ио, ио, семик-тройца,
Туча с громом сговаривалась:
Пойдем, гром, погуляем с тобой,
Во ту слободу, в Радышевчину,
Ио, ио, семик-тройна! -
идут в лес, где происходит пир».
 
На обширной русской территории троичный обряд с молодым деревом справлялся, разумеется, неодинаково, каждая губерния и даже деревня имела свой набор и последовательность действий, свой обязательный песенный репертуар, при том, что основные элементы обряда сохранялись. К числу таких элементов относятся: выбор и украшение дерева, совместная трапеза под ним, завивание венков, кумление, срубание дерева с последующим уничтожением его, хороводные песни и игры под ним, гадание на венках, брошенных в воду.
Как это происходило на самом деле, в конкретных условиях Русской деревни прошлого века, покажут приводимые ниже примеры.
 
В большинстве деревень Дмитровского уезда Московской губернии «в среду перед троицей девушки отправляются выбирать - «заламывать» березки, а на другой день, в семицкий четверг, или же в субботу, с яичницей и пивом идут завивать выбранные березки. Каждая приносила с собой глазок яичницы. После того как все березки завиты, яичницы размещались вокруг одной березки, а девушки, взявшись за руки, водили хоровод под следующую песню:
 
Березка, березка,
Завивайся, кудрявая,
К тебе девки пришли,
Пироги принесли
Со яичницею».
Березонька кудрявая.
Кудрявая моложавая.
Под тобою, березонька,
Все не мак цветет.
Под тобою, березонька.
Не огонь горит,
Не мак цветет -
Красные девушки
В хороводе стоят,
Про тебя, березонька,
Все песни поют.
На поляне, на лугу
Гнулася березонька.
Завивали девушки.
Лентой украшали.
Березку прославляли:
«Белая березонька,
Ходи с нами гулять,
Пойдем песни играть!»
(Владимирская губ.)
 
Березка девушкам
Приказывала,
Ой лялё-лялё,
Все приказывала:
«Придите вы, девушки.
Придите вы, красные!
Ой, лялё-лялё,
Придите, красные!
Сама я, березынька,
Сама я оденуся,
Ой, лялё-лялё,
Сама оденуся,
Надену платьико,
Все зеленое.
Ой, лялё-лялё,
Все зеленое,
Усе зеленое.
Все шелковое.
Ой, лялё-лялё,
Все шелковое!
Ветрик повеет -
Все шуметь буду.
Ой, лялё-лялё,
Все шуметь буду.
Дождичек пройдет -
Лопотать буду,
Ой, лялё-лялё,
Все лопотать буду,
Солнце выблеснет -
Зеленеть буду,
Ой, лялё-лялё,
Все зеленеть буду».
Не радуйся
Ни кленье-дубье,
Ой, лялё-лялё,
Ни кленье-дубье,
Только радуйся
Да белая береза,
Ой, лялё-лялё,
Белая береза,
Белая береза,
Горькая осина,
Ой, лялё-лялё,
Горькая осина!
Идут к тебе
Девки красные,
Ой, лялё-лялё,
Девки красные,
Девки красные.
Косы русые.
Ой лялё-лялё,
Косы русые.
Несут тебе
Горелку горькую,
Ой лялё-лялё,
Горелку горькую,
Горелку горькую,
Скрипку звонкую,
Ой лялё-лялё,
Скрипку звонкую,
Скрипку звонкую,
Яишню смачную,
Ой лялё-лялё,
Яишню смачную!
(Смоленская губ.)
 
Мы завьем венки
Мы на все святки.
Мы на все святки.
На все празднички.
На все празднички
На Духовые,
На Духовые,
На венковые.
(Смоленская губ.)
 
Кто не идет
Венков завивать.
Положь того
Колодою дубовою,
Детей его
Курчижкою сосновою!
Кто венков не вьет,
Того матка умрет!
А кто вить будет,
Того жить будет!
(Смоленская губ.)
 
В некоторых селах и деревнях начала прошлого столетия пекли «для девиц козули, род круглых лепешек с яйцами в виде венка. С козулями они идут в лес, где с песнями завивают ленточки, бумажки и нитки на березе, на коей завязывают еще ветки венками».
 
Пойдем, девочки,
Завивать веночки!
Завьем веночки,
Завьем зеленые
Стой, мой веночек,
Всю недельку зелен,
А я, молодешенька,
Увесь год веселешенька!
Святой дух Тройца!
Позволь нам гуляти,
Венки завивати!
Завью я веночек
На круглый годочек,
Кругло наше поле.
Кругло невеличка,
На нем ягод много,
Зрелых и спелых,
Ну я, млада, брала
Ox, в фартушок клала,
Зрелки на тарелку,
Зеленушки в фартушки.
Зрелки родному батьке,
Зеленушки все свекру,
Чтоб он подавился,
Со мной не бранился.
(Тверская губ.)
 
В Сибири вершины березок пригибали к траве и делали «косы», связывая эти вершины с травой.
 
Не радуйтесь, дубы,
Не радуйтесь, зеленые,
Не к вам девушки идут.
Не к вам красные,
Не вам пироги несут,
Лепешки, яичницы,
Но, но, семик да троица!
Радуйтесь, березы,
Радуйтесь, зеленые,
К вам девушки идут,
К вам пироги несут,
Лепешки, яичницы,
Ио, ио, семик да троица!
Ты не радуйся, осина.
А ты радуйся, береза:
К тебе девки идут,
К тебе красные идут
Со куличками, со яичками!
Завивайся ты, березка.
Завивайся ты, кудрявая,
Мы к тебе пришли
Со яичками, со куличками.
Яички-то красные,
Кулички-то сдобные.
Семик, Семик, Троица,
Пресвятая мать Купальница,
Ты на чем приехала?»
«На овсяном зёрночке,
На оржаном колосе!»
(Владимирская губ.)
 
В Семик нижегородская молодежь «рядит в «девицу» березу, а девку или парня - в шутовской наряд барабанщика», все вместе отправляются на луг, идут ряженые - человек и дерево. На лугу становятся в круг и поют плясовую песню про притоптанную травушку.
 
«Травина ли моя.
Травинушка шелковая!
Еще кто же траву притоптал?»
«Притоптали меня.
Травинушку шелковую,
Да все девушки,
Да все красные,
В зеленом саду гуляючи,
Золотым мячом играючи,
Все себя же утешаючи».

Еще в записях XVIII века говорится о том, что «поселянки, собравшись в рощи, нагибают молодые плакучие березки, свивают из них венки и попарно подходят сквозь их целоваться, приговаривая:

 
Покумимся, кума, покумимся,
Нам с тобою не браниться,
Вечно дружиться».
 
«Обряд кумления совершался девушками в лесу после завивания березок... Ветки березок загибаются в круг, так что образуются венки, или венки из березок или трав и цветов навешиваются на березки. К. этим венкам девушки подвязывали свои крестики, затем сквозь венки целовались, менялись крестами и пели песни, содержанием которых является призыв к кумлению. Покумившиеся девушки считаются подругами на всю жизнь или до следующего кумления через год с другой девушкой, или на срок праздника. Кумятся все девушки, присутствующие при обряде.
 
Кумушка, голубушка,
Серая кукушечка!
Давай с тобой, девица.
Давай покумимся!
Ты мне кумушка.
Я тебе голубушка!
Кумушка, голубушка,
Горюшко размыкаем!
Будешь мне помощница,
Рукам моим пособница!
 
Во время кумления «девушек-подростков приветствуют обыкновенно так: «Еще тебе подрасти да побольше расцвести», а девице заневестившейся говорят: «До налетья (следующего года) косу тебе расплесть надвое, чтобы свахи и сваты не выходили из хаты, чтобы не сидеть тебе по подлавочью (т. е. в девушках)», а бабам пожелания высказываются несколько иного характера: «На лето тебе сына родить, на тот год сам-третьей тебе быть». Девушки свои пожелания шепчут друг другу на ухо».
 
Что ты, белая береза,
В чистом поле не шумишь?
Что ты, белая хороша,
Со мной дела не решишь?
(Тверская губ.)
 
В семик в Саратовской губ, устраивают в лесу пир. «По завиванию венков, после кумовства, выбирают подбрасыванием вверх платков старшую куму, которая и носит это название в продолжение целого дня. Потом возвращаются веселым хороводом в село с тем, чтобы в Троицын день снова прийти в тот же лес развить свои венки. Каждая пара рассматривает, завял или еще свеж ее венок; по нему судят о своем счастье или несчастье. Кроме того, свивают еще венки и для своих родных, испытуя и их судьбу».
 
Пойдем, девки.
В зелену рощу.
Пойдем, девки!
Совьем, девки.
Себе по веночку.
Совьем, девки!
На мне венок
Не сохнет, не вянет
На мне венок!
По мне дружок
Не тужит, не плачет
По мне дружок!
(Смоленская губ.)
 
Вью, вью колечко
На батюшка.
Другое колечко
На матушку.
Третье колечко
Сама на себя,
Четверто колечко
На своего старика.
(Костромская губ.)
 
«В Троицын день девушки спрашивают у кукушки, когда она кукует, долго ли еще быть им в доме отца. Сколько раз прокукует кукушка, столько лет и ждать им замужества»
Местами в Валдайском уезде Новгородской губ, «в день Троицы вяжут небольшие веники, и с ними ходят в села к обедне. После одной отправляются на могилы своих родителей, чтобы, как говорят, «попарить родителей».
 
Посещение на Троицу могил - обычай очень древний. Знаменитый Стоглавый собор 1551 года, осуждая этот языческий праздник, отмечал: «В троицкую субботу по селам и по погостам сходятся мужи и жены на жальниках и плачутся по гробом с великим причитаньем. И егда начнут играти скоморохи, и гудцы и перегудники, они же, от плача переставше, начнут скакати и плясати и в долони бити и песни сатанинские пети...»

Итак, троицкая суббота, как правило, посвящалаъ умершим. Воскресенье же вновь проводили в лесу, вокруг березки. «После обедни девушки меняют свой наряд на лучшие платья, на голову надевают свежие березовые венки, переплетенные цветами, и в таком уборе идут в лес развивать березку. Пришедши туда, они становятся в кружок около завитой березки, и кто- нибудь из них срубает ее и устанавливает посреди кружка. Тут все девушки подходят к березе и начинают ее украшать лентами и цветами.
 
Далее открывается триумфальное шествие девушек попарно, а впереди всех одна из них несет березку, и таким образом обносят ее кругом всей деревни. Пришедши в которую-нибудь из улиц, они втыкают березку в землю и начинают водить вокруг нее хороводы, тут присоединяются к ним парни, и все хором поют». К. вечеру снимают с деревца ленты и отламывают по прутику, вырывают его из земли и «тащат уже к речке, как преступника, топить, несут по улице целой толпой, кто за какой сучок ухватится и, пришедши на берег, бросают ее в воду с криком: «Тони, семик, топи сердитых мужей!», и несчастная березка <...> плывет туда, куда понесет ее течение воды» (Владимирская губ.).
 
Уж ты радуйся,
Дубник-кленник,
Не радуйся.
Белая береза!
Мы идем тебя
Развивати,-
Со куличиками
Со сдобными,
Со яиченкой
Со жареной.
(Владимирская губ.)
 
Да уж вы милые девушки мои,
Да вы подруженьки мои!
Да вы зачем меня да раздеваете?
Да чем же, чем же вам да разглянулася?
Да я кудрявая, да я нарядная была,
А теперь, березынька, да оголенная стою.
Все наряды мои да подаренные,
Все листочки мои, да все свернулися!
Вы подруженьки мои, да отнесите вы меня,
Киньте-бросьте вы меня да в речку быструю,
И поплачьте надо мной да над березынькой!
(Пермская губ.)
 
Своеобразным ответом на вопросы этой песни-причитания служит смоленская троичная песня:
 
Мы у поле были,
Венки развили.
Венки развили.
И жито глядели.
«Зароди, боже.
Жито густое.
Жито густое.
Колосистое,
Колосистое,
Ядристое!»
А святой Илья
По межам ходит,
По межам ходит
Да житушко родит,-
Toe житушко
На пивушко,
Дочек отдавать,
Сынов женить,
Сынов женить
И пиво варить!
 
Наряженная, спетая, накормленная, прославляемая в течение нескольких дней, березка должна была отдать всю свою силу начинающему зеленеть полю, способствовать урожаю и соответственно - благополучию людей.
 
В Московской губ, ветки от троицкой березки не выбрасываются, «а втыкаются над воротами во дворе для охраны скота или кладутся в сусек для охраны от мышей. Для этого же они впоследствии кладутся под снопы хлеба, под сено и в картофельные ямы».
Не менее важное и увлекательное действо семиковой, троицкой недели - гадание по венкам.
В воронежских селах в троицын день «вьют венки с известными песнями и потом эти венки бросают в воду. Чей венок пристанет к берегу, та останется в девках, чей уплывет, та выйдет замуж, чей потонет, та умрет».
 
Одно и то же «поведение» венков в разных местах понималось по-разному. Так, потонувший венок мог означать смерть, измену или конец любви, а также противоположное-свидетельствовать о том, что милый помнит и тоскует.

Пойду на Дунай на реку.
Стану на крутом берегу.
Брошу венок на воду.
Отойду подале, погляжу:
Тонет ли, не тонет ли
Венок мой на воде?
Мой веночек потонул,
Меня милый вспомянул:
«О свет, моя ласковая!
О свет, моя приветливая!»
Кумушки, голубушки!
Пойдете вы в венки,
Возьмите и меня!
Сорвете вы по цветику,
Сорвите и мне.
Совьете вы по веночку,
Совейте и мне.
Пойдете вы на Дунай-речку,
Возьмите и меня.
Покидайте на Дунай веночки,
Киньте и мой.
Все венки поверх воды,
А мой потонул.
Усе дружки с Москвы пришли,
А мойго й нет.
(Смоленская губ.)


После праздников берёзу разрывали и разбрасывали ветки по полю, или кидали в реку.
Причина такого повышенного внимания именно к берёзе заключается в том, что молодую берёзу считали средоточием магической плодородной энергии. Эта энергия важна и полям, которые жизненно нуждаются в плодородии, и людям и скоту, которым необходима энергия плодовитости. Поэтому и поля, и людей старались приобщить к этой живительной энергии берёзы.
 
Берёзу в её ритуальной роли можно сравнить с «майским деревом» западноевропейских народов. Оба этих явления своими корнями восходят к древним тотемическим представлениям палеолита.


Взято с сайтов:
http://www.calend.ru/holidays/0/0/1581/
http://supercook.ru/slav/slov-mif-08.html
http://www.telegraph.ru/misc/day/troyca.htm

Поют современные мужчины про берёзы:

1.Красивый плейкаст «Белая берёза, я тебя люблю» Стас  Михайлов
http://www.youtube.com/watch?v=V0-PL7TGHu0&feature=fvwrel
http://www.youtube.com/watch?v=xGbC67WbjAk&feature=related
2.Владимир Мигуля «Берёзы»
http://www.youtube.com/watch?v=tGfc7y6_PPI&feature=related
3.Василь Зинкевич «Русские берёзы»
http://www.youtube.com/watch?v=B6tNRKijQRw&feature=related
4.Ансамль «Песняры» «Плачут берёзы»
http://www.youtube.com/watch?v=CBMySToqcsE&feature=related
5.Николай Расторгуев и Сергей Безруков «Берёзы»
http://www.youtube.com/watch?v=zQyYidgk-0Y

29.05.2012г
Картинка из интернета.


Рецензии
Сразу всего и не усвоишь.
Удивительно, как это всё сохранилось. В тех тяжелейших условиях. Или, может быть, жизнь и не была на селе на столько тяжела на Руси.
Так, размышляю...
С уважением, Александр.

Краснов Аа   08.05.2020 09:35     Заявить о нарушении
Так двоеверие тянулось 400 лет по официальным данным,
а в Сибири так и сохранилась старая вера)))

Нина Орлова   08.05.2020 17:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.