Wislawa Szymborska - 17 Wlasciwie kazdy wiersz

Wislawa Szymborska
WLASCIWIE KAZDY WIERSZ

Wlasciwie kazdy wiersz
moglby miec tytul "Chwila".
Wystarczy jedna fraza
w czasie terazniejszym,
przeszlym, a nawet przyszlym;
wystarczy, ze cokolwiek
niesione slowami
zaszelesci, zablysnie,
przefrunie, przeplynie,
czy tez zachowa
rzekoma niezmiennosc,
ale z ruchomym cieniem;
wystarczy, ze jest mowa
o kims obok kogos
albo kims obok czegos;
o Ali, co ma kota,
albo juz go nie ma;
albo o innych Alach
kotach i nie kotach
z innych elementarzy
kartkowanych przez wiatr;
wystarczy, jesli w zasiegu spojrzenia
autor umiesci tymczasowe gory
i nietrwale doliny;
jesli przy okazji
napomknie o niebie
tylko z pozoru wiecznym i statecznym;
jesli sie zjawi pod piszaca reka
bodaj jedyna rzecz
nazwane rzecza czyjas;
jesli czarno na bialym,
czy chocby w domysle,
z waznego albo blahego powodu,
postawione zostana znaki zapytania,
a w odpowiedzi –
jezeli dwukropek:

***

Вислава Шимборская
А ЗНАЕШЬ, ЛЮБЫЕ СТИХИ

А знаешь, любые стихи
называться могли бы "Мгновение".
Хватит одной только фразы
во времени настоящем,
прошедшем и даже будущем;
достаточно, чтобы нечто,
словами несомое,
зашелестело, блеснуло,
вспорхнуло, нырнуло,
либо же сохранило
некую неподвижность,
но так, чтоб играли тени;
достаточно только фразы
о ком-то возле кого-то,
или ком-то возле чего-то;
о маме, что моет раму,
или что нет больше рамы;
или о всехних мамах,
рамах и вовсе не рамах
из других букварей,
чьи страницы листает ветер;
достаточно, чтобы автор
в обозримом пространстве
эфемерные горы воздвиг и долины раскинул,
при случае
вспомнив о небе,
лишь на первый взгляд вечном и прочном;
и рука с пером на бумаге явила
хоть какую-то вещь,
что могла бы назваться чьей-то;
и чтобы черным по белому,
или хотя бы в мыслях,
к месту – не к месту,
но знак вопроса хоть кто-то поставил,
а в ответ –
двоеточие:


(Перевод: Киев, 22 мая 2012.)


Рецензии
Доброго вечера, Роман!
Спрсить хочу.
"Двоеточие" - это вроде как перед последующей прямой речью или в бессоюзном причинность, пояснения иди дополнения. Видимо, как приглашение к разговору. А Вы как решили, почему двое-, а не много-точие?
С уважением,

Исаков Алекс   28.05.2012 17:28     Заявить о нарушении
Диалог. Приглашение к диалогу. Вопрос, который требует ответа. Собственно говоря, исходный пункт метафизики - вопрошание, "хотя бы... знак вопроса хоть кто-то поставил". И это приглашение к диалогу - "а в ответ – двоеточие". Многоточие - это, как по мне, "риторический приём", что-то вроде "открытого ответа" - вроде бы фраза и подвисла в воздухе, а ответ крипто-очевиден и навязывается псевдоскрытостью своей. Иллюзия диалога. А знак вопроса и двоеточие - это прямое приглашение к диалогу, мол, "выдай слово".
Довелось мне читать несколько гнусных *в интеллектуальном плане* рецензий и именно на этот текст. Основной упрек в адрес автора - что за вопросы? не должно быть никаких вопросов. Вопросы - это, мол, сомнения. И особо старательно проявляли себя "околоклерикальные" круги. И вот в чём парадокс - воспитаны оные уже в "плюралистической" среде. Дети Vaticanum Secundum. Ничегошеньки не смыслящие в умении думать. А мне думается, здесь очень метафизический текст, методологически правильный: начни всё с вопроса, к месту - не к месту ли, но спроси. Тогда и ответ будет. Что-то в этом духе.

Роман Железный   28.05.2012 23:54   Заявить о нарушении
Доброго утра, Роман!
"не смыслящие в умении думать ..." Забавно сформулировано. Но точно. Гносеология - наука мудрёная, замысловатая. Может, потому и "трудности превода"))) Шучу. Согласен, конечно ...
С уважением,

Исаков Алекс   29.05.2012 03:41   Заявить о нарушении
Алекс, Вы явно чем-то озадачены.

Роман Железный   29.05.2012 15:54   Заявить о нарушении
Если по поводу текста, то нисколько. Просто хотел узнать Ваше мнение по оводу мысла этого "образа двоеточия". А если вне контекста текста, то есть немного. Вот отклик Руслану никак не соберусь написать. Но ужо сподоблюсь, Бог даст ...
С уважением,

Исаков Алекс   29.05.2012 17:11   Заявить о нарушении
Роман, простите за серость, а чтотакое Vaticanum Secundum?

Исаков Алекс   29.05.2012 17:20   Заявить о нарушении
Vaticanum Secundum - это Второй Ватиканский Собор (1962-65 гг.) Более чем загадочное явление в современной католической истории. О нём написаны тома исследований, но, по сути, мало кто по-сути может объяснить его смысл и цели. С одной стороны, утверждается, что он способствовал модернизации католицизма, его плюрализации и, да простится мне сей убогий неологизм, сотворенный мною же, "толеранциализации". Одним из плодов сего вектора стал отказ от метафизики как основного метода теологического и вообще католического способов мышления. С другой стороны, это разрушило системность и структурность мышления и именно поэтому ныне в головах не только "человечества-вообще" (это меня угнетает, но не удивляет), но и "народа избранного западной традиции" дует такой ветер с кирпичами, что иногда хочется на всё плюнуть и уйти во "внутренний затвор".

Роман Железный   29.05.2012 17:49   Заявить о нарушении
Да-а-а-а ... В моём кругу в таком случае говорят: аниктои не обещал, то будет легко. С годами фраза сия больше раздражает, чем смешит. Это я о себе.
Крепости духа Вам, Роман!

Исаков Алекс   29.05.2012 18:35   Заявить о нарушении
В моём кругу я сам эту фразу вещаю во внешний мир ))) Спасибо, Алекс.

Роман Железный   29.05.2012 18:41   Заявить о нарушении
Сейчас прочитал у Глеба перевод:
"... Ибо, в конце концов
это незнанье незнания
приводит к рукам,
занятым умыванием рук"
Словно, к нашему разговору ...

Исаков Алекс   31.05.2012 18:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.