Нелинейное Закон осенних перспектив. Судебный обзо


Нелинейное - Закон осенних перспектив

печать
комментарии
текст
материал размещен 13 ноября 2011 в 16:31, просмотров: 683
Наталья МАЛИНИНА

  «Художественное  открытие каждый раз возникает… как новый иероглиф «абсолютной истины». Оно предстает как откровение, как мгновенное и необходимое для художника понимание всех закономерностей мира, в котором мы живем…». (А.Тарковский)

 «НЕЛИНЕЙНОЕ», Татьяна Архангельская

   Три стихотворения Татьяны – это и есть три  новых иероглифа старой «абсолютной истины». Особый восторг я испытала перед первым стихотворением. Это действительно единый иероглиф, который не хочется растаскивать на приёмы и прочие тропы, ибо перед нами развёрнутая метафора в три строфы, обозначившая родство «творянина» и водомерки, скользящих на плоскости, используя закон поверхностного натяжения и каждую секунду пребывающих перед лицом двух космосов – над и под. Ни убавить, ни прибавить!

   Второе стихотворение несколько затянуто.

Его иероглиф  смазан такими пассами, как «озябшая душа в мягком пледе» (б-р-р, какая гла-муррр-ненькая  пошленькость), «вскипающие огнём слова», «смеженные шторы век», «мысли всех… пропитанных …синевой» (ещё одно бр-ррр!).

Шептались мысли всех мечтающих про лето,

пропитанных насквозь июньской синевой.

   Нет, ну если б о лете мечтали  только синенькие?  А если я тоже мечтаю о лете, но не желаю пропитываться синевой, тогда как?  Кстати, почему «про» лето, а не «о лете»? Про лето мы говорим, а мечтаем, таки, «о лете», на взгляд моих ушейJ

…Однако… Всё готова простить (но не спустить) за две потрясающие финальные строки:

И старый пень в саду очнулся в новом марте,

чтоб выпростать ладонь зелёного листа.

БРАВО!

   Третье стихотворение ничем  не расстроило. Его иероглиф абсолютной поэтической истины  довольно приятно расшифровывать и постигать.

    Особенно смаковалось:

«бесконечное множество вер понапрасну примерив» и финал, безусловно, на 80 % сделавший стихотворение:

Лишь порой в полнолуние... Небо становится ближе...

 В наши ноздри впивается звёздный мучительный запах...

 Мы выходим из раковин, лунную радугу лижем,

 бьём хвостами от боли – и горы становятся прахом.

  … Интересный иероглиф ещё одной «абсолютной» истины.

  Закон осенних перспектив. Игорь Древлянский

    Прочтя подборку Игоря Древлянского, я не могла отделаться от чувства, что автор находится в плену, кем-то означенном, как «литературная неволя». Нет, я давно смеюсь над «критиками», которые вопят: «вторично, это уже было, сколько можно повторять одни и те же слова и мысли» и т.п.

-  Да столько, сколько даровано существовать человечеству в этом лучшем из миров! Поэзия – не бюро изобретений и открытий. Она уже лет 200 говорит общие места: про любовь, смерть, «звёздное небо над головой и нравственный закон внутри нас»…Но!         Ценность поэзии в уникальности преломления автором этих общих мест и этого закона, в создании интонации интимного общения автора с читателем, которые (оба!) находятся в одном положении: в первый и в последний раз осваивают «чистую красоту» и «свинцовые мерзости жизни»…

    Мне кажется, что вызволить собственную речь из литературной неволи автору так и не удалось. Это не им сваренный напиток. Речь подборки - кофе из автомата. Варево из слов, поставленных на поток, вызывающий ощущение  «ненастоящести» в мандельштамовом смысле этого слова.

   Процент банальностей, штампов, общих мест, фальшивой интонации и бутафории на квадратный сантиметр текста зашкаливает: «золотые листья», «золотая осень», «золотой абрис», «прощание навеки», «устало смеженные веки», «сгоревшие свечи», «небесный путь», «вехи века», «на сердце снежинки», «на сердце эхо», «бескрайние поля», «небесная мгла», «сума с тюрьмой», «опустелые улицы», «белое безмолвие», «снежный покров», «юдоль», «горенье до тла», «заоконье», «шуршание листьев в тумане» и т.п.

     Памятуя известную аксиому, что можно научить рифмовать, но нельзя научить изобретать образы, пытаюсь, всё-таки, найти в трёх рифмованных текстах собственные, авторские изобретения.

     А, вот, нашла: «парсуны октября». Ну да, портрет октября на доске (парсуна) – это собственный, авторский образ. Оригинальность в том, что портрет именно октября, и именно на доске! Вот ещё: «времени разгул и клёкот», тоже вполне копирайтно. Правда, сильно подпорчено реминисценцией из Пастернака, кормившего, как известно, стаю клавишей «под плеск и…  клёкот»… Но хоть что-то… Однако, прочтя строфу с клёкотом целиком, я снова огорчилась:

Пусть онемев для века вехой,

Сквозь времени разгул и клекот

Их  тихий шелест… шорох… шепот

На сердце отзовется эхом.

     Не поняв и после трёх прочтений суть авторской образности, залезла в словари:

Веха - шест, указатель знак, в переносном смысле –этап в истории чего-либо.

Клёкот: прерывистый крик хищных птиц или звук, напоминающий такой крик.

 Но и  со словарём не смогла вникнуть в смысл «онемения листьев вехой»… Тайной осталось для меня и то, как «веха листьев века» или «листья вехи века» могли вызвать …эхо в 4-ой строке, онемев ещё в 1-ой?

    Строчка: «Но, сон забвенья не приемля,» - тоже заставила меня поломать голову. На первый взгляд, звучит привычно. Вот же, у Блока, тоже эти слова рядышком: «Что счастие? … Забвенье, сон …». Но у Блока всё ясно, а у Игоря... Пристыженно сознаюсь: крутила, крутила и не выкрутила, что бы это значило.  Ещё не поняла необходимость эпитета «соборное» ( пламя), горя которым «ложатся листья». Фраза: «Так опостылело мерзлое бремя зимы,» - не определяет, кто бременоносец- зима или лирической  герой?   Озадачили «снежинки крупы, тающей на сердце» Снежинки – тают. Снежная крупа - тоже. Но «снежинки крупы»?
      В конце подборки автор, всё-таки, порадовал сложной многоплановой, копирайтной метафоричностью. Финалом стихотворения  «Зерно»:

В кому впадая ли, в реки, а, может быть, в речь,

Не узнаешь человеческих лиц, голосов,

Сбросив юдоли безмолвие белое с плеч,      

Ищешь проклюнуться словом сквозь снежный покров…

   Лирический герой в первой строке декларирует поочерёдное и регулярное впадание «в кому», «в реки», и «в речь» При этом, во всех трёх случаях он несёт на плечах «юдоль безмолвия» (сиречь, даже при впадении в речь!).  И только сбросив оную юдоль, ищет, как бы выпасть из комы, реки и опять же… из речи, чтобы  проклюнуться словом сквозь снежный покров. Да-аааа… Вот это образ, так образ! Можно до-о-лго думать, да так и расписаться в бессилии перед сим магическим кристаллом. Что со мной и произошло.

  Поэтому ставлю этой подборке 0, потому что, даже если я и блондинка, всё равно не люблю, когда меня за неё принимают, а 3 балла, соответственно, получает подборка «Нелинейное».


Рецензии