Геннадий шадрин. таежный роддом

               
               
                ( Добродушно – о медведях )

   Я  родился в краю,где «медвежий фактор» придает особый колорит таежной экосистеме и решительно врывается в человеческую повседневность
Особенно в охотничье бытие.  После «мамы» слово  «медведь», очевидно, од-
ним  из самых главных закрепилось в моем сознании. И немудрено! В большом райцентровском поселке Усть-Ишим,где за околицами,за пряслами
последних огородов уже начинались «косолапые» тропы,» Потапыча поминали ежедневно. И перед этим таинственным для меня существом я испытывал абсолютную беззащитность и беспомощность. Но после шумного грохота моих первых  выстрелов  в июле 1943 года – страху как будто бы
поубавилось.
   Да, мне довелось стать членом почетнейшего в тайге  «следопытского ордена» в то    тяжкое лихолетье,когда местные зверобои,почти поголовно взятые на фронт, сражались с фашистами. И время подхлестывало наше возмужание.
Мальчишки .мы  быстро становились охотниками и,заодно,полноправными
слушателями рассказов  о лесной жизни. А в притобольских урманах зверья, пушной и пернатой дичи было несметно! Но главным «фигурантом» всей таежной бывальщины,шуток-прибауток,»ужастиков»,вранья и правды -  оставался медведь.
   Уклоняясь от желания  поведать о самых красочных  эпизодах противоборства человека и медведя,усвоенных  из общения с охотниками,зоологами,с победителями и потерпевшими в  яростных поединках,хотел бы кратко ознакомить читателя  с наиболее загадочным,зимним этапом в жизни нашего «земляка» -  бурого медведя,особенно его «прекрасной» половины. Короче,провести своеобразный «виртуальный репортаж « из берлоги ,а точнее – из логова медведицы.
   По всем свидельствам,хозяйка таежного «роддома» готовит свою палату искуссно и тщательно,ликвидируя малейшие сквозняки,утепляя низ,создавая максимальный комфорт для будущих малышей. Как большинство сородичей,беременная медведица залегает в конце октября – начале ноября. Возможны всякие варианты,ведь Россия велика,а  бурый медведь проживает в лесной зоне от западного пограничья до Курильской гряды. И родовой период  тоже растянут. Как утверждают сотрудники  Сибирского филиала института охотничьего хозяйства и звероводства,наши медведицы становятся мамашами во второй  половине февраля.
   Далеко не секрет,что медвежата  появляются на свет,а вернее,во тьме берлоги,совсем беспомощными существами. По словам известного «медведеведа» Валентина Пажетнова ,ему удалось осматривать  двухдневных медвежат весом от  475 до  560  граммов,т.е.  в 200 раз легче мамаши.  Детеныши были покрыты короткой,редкой шерсткой,сквозь которую просвечивала розоватая кожа.  В эти начальные дни глаза и уши у них были закрыты. Зато имелись довольно сильные передние лапы, с достаточно длинными и  острыми коготками,чтобы цепко удерживаться на теле матери.которая в нормальной ситуации кормит их густым,вкусным молоком  жирностью 17 процентов. Вот это -  забота!
    По данным исследователей,через 20-25 дней медвежата начинают воспринимать звуковые сигналы,в полуторомесячном возрасте впервые лицезреют
   свою родительницу. Думается,что такой момент навсегда остается в памяти малышей. В берлоге они чуть ли не с первого дня поддерживают связь с матерью и друг с другом через тепловые,осязательные сигналы. Хочется верить, что,несмотря на сонное состояние,медведица иногда открывает
глаза, ,дабы полюбоваться своим потомством. 
   Увы, уже в берлоге начинают действовать законы дарвинизма1 Медвежата обнаруживают повышенную агрессивность в борьбе за обладание маминым соском.  Еще в берлоге появляются малыши-изгои, особенно в многодетных семьях. В  среднем медведица рожает от одного до четырех  наследников. Пусть редко, но бывает и рекордная  пятерня.  Безусловно, медведица -  заботливая мать. Но после вынужденного подъема из берлоги старается уйти, оставляя малышей на произвол судьбы.  Хотя ее можно простить, если учесть, как поступают иногда человеческие роженицы. Конечно, она не «отказница» и, грубо говоря, спасает свою шкуру. Как правило, судьба оставшихся  медвежат  определяется, порой, сносно.
 Но   если все вершится по таежным канонам, то лохматые зверята, выйдя на урманные тропы, быстро набирают вес и силу и неуемно шалят под  строжайшим присмотром начальницы рода. А какой силой обладают   эти подростки, я еще раз  наглядно убедился, когда в июле 1968 года наблюдал, как в Колпашево, на песчаном обском берегу, стая лаек пыталась  злобно атаковать полугодовалого  медвежонка,  привязанного цепью к металлической клетке. Он стоял на  задних лапах и, как показалось мне, не очень-то страшился нападавших.  И стоило одной из них сунуться к ногам «осажденного», как последовал стремительный удар когтистой  лапой,  и собака с  отчаянным визгом отлетела на несколько шагов.
    Я убежден, что медвежья  тематика никогда не исчезнет  в практике сибирского природопользования, в творчестве наших писателей,деятелей искусства, ученых,исследователей. И. несомненно, сохранится древнейший интерес нашего народа к  судьбе  столь харизматического явления дикой природы, как медведь. А завершая наш «виртуальный репортаж», замечу, что у меня не исчезает сомнение, которое еще в юности  заронил  знакомый охотник-медвежатник. Когда я стал запальчиво утверждать,что по данным ученых медведица полгода беспробудно спит в своей берлоге  без воды и пищи,он насмешливо посмотрел на меня и саркастически воскликнул: « А они там были!»

     Мы  давно знаем,что как все дети, юные медвежата  шаловливы,неуклюже грациозны,непредсказуемы. И трудно поверить,что из той     « плюшевой  игрушки», которая  запечатлена на верхнем фотоснимке, вырастет могучий и скрытный зверь неимоверной силы,хитрости и коварства,  -  грозный противник человека   и даже,  страшно  сказать,  возможный людоед.  По крайней мере  -  таежный исполин, как на  нижнем снимке.

Геннадий Шадрин


Рецензии