Любовь запоздалая

                ЛЮБОВЬ ЗАПОЗДАЛАЯ
  Я понимаю, что воспользоваться готовым заголовком – не велика честь. Но он точно определяет суть моего отношения к одному из самых «песенных» деревьев России. Хотя по канонам лесоводства калина – это кустарник. Правда, великий знаток русского леса Дмитрий Зуев называет ее деревом. Последуем его примеру.
 Да, я прошел этот путь – от полного пренебрежения «калиной красной» в детстве до любования ею, признания и запоздалого восхищения в очень зрелые годы.
                В нашей семье любили калину. Особенно, после того, как она потомится несколько часов в настоящей русской печи. Любили все, кроме меня. Она абсолютно не соответствовала гастрономическим пристрастиям моих мальчишеских лет. Какая там калина, когда бабушка Екатерина Елизаровна, суровая староверка с красивым иконописным лицом, приносила из тайги и ставила перед любимым внуком ведро урманной малины! Да меня в буквальном смысле оттаскивали за уши от такого лакомства.
   Это позднее, через десятилетия, я узнал и признал, что калина на Руси – извечный сельский десерт. И сейчас на ироническое присловье «Хвалилась калина, что с медом хороша», отвечаю: «Да она и без меда хороша!»
            «Ой, цветет калина в поле у ручья…» Калина «цветет» в десятках и сотнях песен, частушек, сказаний и легенд, в пословицах и присловьях, шутках и прибаутках и т.д.
             По народной мифологии калина – символ красоты и любви, скромности и невинности. Оказывается, букеты ее цветов ставили раньше на свадебный стол перед невестой и женихом. Поэтому, видать, и зовут ее в народе – невестницей. А еще – «снежница», «белица»…
            Да, цветущая калина – несравненное чудо! Уже все отцвело в наших полесьях( я говорю о деревьях и кустарниках), и вдруг в самых захламленных сограх, в мрачноватых оврагах, в непролазных поймах распускаются соцветья сокровенной нежности и белизны.
          Как тончайшие фарфоровые блюдца, словно кружевная вязь невестиной фаты они целый месяц украшают, романтизируют строгие, диковатые окрестности наших городов и селений. А в конце августа чистые и нежные, перворанняя пороша, соцветья оборачиваются неистовым накалом, жарким самоцветьем калиновых гроздьев. И каждая ягода – подлинный шедевр ювелирного искусства. И неспроста все, что связано со сказочным бытием калины, щедро отразилось в творчестве, в художественных промыслах народа. Вологодские кружева и горячее самоцветье Палеха, мне кажется, тому доказательство.
        На нашей широте калина зацветает в начале июня и только в самые ранние весны – в конце мая. В России она растет повсеместно, ухитряется даже соседствовать с Курильскими вишнями. Всего на планете – около двухсот видов калин. В нашей стране – окло восьми-десяти видов. И главное место среди них занимает калина обыкновенная. Хотя она, конесно, необыкновенная! Растет наша любимица почти повсюду, но особенно нравятся ей согры и тенистые овраги, берега рек и ручьев, всевозможные понижения, закрайки болот и топей, приозерные заросли. Не чурается и крупных боров.
         В хорошие годы калина бывает настолько урожайной, такой изобильной, что диву даешься, откуда такая сила? Но если речь идет о пойменных землях, то все понятно – это заливные, удобренные места. Именно такую «калиновую пойму» мы открыли с Виктором Николаевичем Соболевым на берегах речки Канарбуги. За три часа мы набрали с ним четыре ведра изумительно спелой и сочной ягоды. Могли бы взять и больше, но как донести? Пока мы брали калину, прилетала стая свиристелей. Это первые «красавы», которых я увидел нынешней осенью. Вот уж они полакомятся вволю!
    Несколько слов о врачующих свойствах калины. На Руси она – извечный целитель. Я не буду заниматься пересказом того, что можно прочитать в специальной литературе. Но подчеркну, что в последнее время ее чудодейственными свойствами всерьез заинтересовалисб онкологи. А настой ягод всегда применялся при всевозможных простудах и даже при истерии, что особенно немаловажно для наших окаянных дней.
     И еще я очень жалею, что поздно оценил декоративные качества калины. А Дмитрий Зуев прямо сетует, что «нет догадки завести калину в саду, в парке», что мало ее в живых изгородях, вокруг садов, около пасек, по обочинам дорог и проселков.
    Правда, в последние годы калину все чаще стали культивировать в наших пригородных садах, возле дач. Я тоже посадил несколько кустов, и надеюсь, что моя «любовь запоздалая» окажется благосклонной ко мне. 

 Геннадий Шадрин


Рецензии