Когда киты выбрасываются на сушу

                ( дополнения)
 О ПРИРОДЕ ТЕПЛО, ЯРКО И ЛАСКОВО

  Творчество Геннадия  Шадрина – это многокрасочная живопись, в которой подкупают тонкая наблюдательность и образность в описании лесов и рек, живописного мира и времен года.
       Мы с Геннадием земляки, из соседних районов, я хорошо знаком с природой таежного Прииртышья, которая всю жизнь вдохновляла моего друга, но признаю, что мне очень по душе его радостное, оптимистическое мировосприятие.
           « Природа  для меня святыня,- говорит Шадрин. – И я стараюсь опоэтизировать самое рядовое, обыкновенное в ее бытии, чтобы затронуть в читателе эстетические чувства, окрыляющие любовь. А без любви, бережности и даже нежности природу не сохранить»
   И несомненно, что согласуясь с этими убеждениями, он пишет о сибирской природе тепло, ярко и ласково. Вот, например, фенологический очерк «Белоснежье», посвященный сибирскому  декабрю. Он начинает с прощальных строк о ноябре:
 « Невесомой поступью лебяжьих порош, в серебряной чеканке изморози, подгоняемый шквальными ветрами уходит ноябрь – мятежный месяц сибирского первозимья»…
      Или вот несколько строк из лирического этюда «.. И половодье чувств»,- о втором месяце весны
 « Березняки прекрасны всегда. А сейчас – особенно. Их сиреневой теплотой заполнены овраги и мягко окрашен горизонт. И вершины березовых перелесков яро, словно петушиные гребни, наливаются густым, малиновым светом. Веселые ивнячки – в серебряной капели сережек, но сквозь нежные ворсинки уже проглядывает легкая позолота».
 И таких примеров предостаточно, иногда, кажется, даже чрезмерно.
      Но мы благодарны автору за то, что он ненавязчиво, искренне и открыто приглашает нас в свой очарованный мир, к чудодейственным родникам природы, не скрывая, что все это находится рядом с нами.
    Геннадий Шадрин уже близок к восьмому десятку. Но по-прежнему его художественная палитра свежа и ярка. И пишет он легко и радостно, словно творческое озарение только еще начинается.
                Леонид Кучеров, член Союза журналистов России


                О ДОБРЫХ, ОТКРЫТЫХ ЛЮДЯХ

 «Мне очень нравится объективность и порядочность Геннадия  Сассы, любовь к деревенским людям Владимира Пальчикова, удивительно хороши очерки о природе Геннадия Шадрина. Хоть я считаюсь городской, люблю читать о сельских делах, наверное, потому, что живут на селе удивительно терпеливые, открытые, добрые люди»
 В.Лобкова, Новосибирск. «Советская Сибирь», №36 за 1999г.

                ОТЗЫВ Г. И. ШАДРИНУ


     Помню, когда я впервые ознакомился с  лирическими очерками и зарисовками о  природе Геннадия  Шадрина, меня пленило удивительно светлое чувство реальности и притягательности нарисованных им картин. Да и как было не плениться душе, когда перед моим взыскательным повидавшим  сибирские виды взором возникали мастерски выписанные зрелыми поэтическими мазками одни образы колоритнее других. Позже, познакомившись ближе с автором, я узнал, что вырос он среди коренных сибирских таёжников – земледельцев, охотников, рыбаков, лесорубов, среди не тронутого ещё тогда цивилизацией раздолья рек, озёр и таёжных урманов. Тут-то и открылся благодатный секрет тонкого авторского знания и чувствования Природы, и притягательная поэтичность его художественного видения.
     Казалось бы, что тут особенного! Разве не естественно это глубинное любовное чувство признательности к своей земной первооснове. Ан нет, такое нынче встретишь не часто! И больно видеть, как современный человек всё больше отдаляется от  первородных корней и смотрит на Природу не как на свою духовную колыбель, а как  на холодную «среду обитания и потребления». Механизм массированного уничтожения Природы запущен во всю разрушительную силу, и спасительных путей выхода из  губительного тупика пока не видно. А потому творчество Г. И. Шадрина, как бальзам на душу! Оно глубоко гуманно и взывает к человеку: «Опомнись! Не руби сук, на котором сидишь! Не губи себя, коли сам ты – лишь слабая частица Природы!»

     Вице-президент Петровской Академии наук и искусств,
      академик ПАНИ, доктор физико-математических наук                А. В. Сычёв

                *        *        *

               Киты,  выбрасывающиеся  на  сушу.  Массовая  необъяснимая  гибель  птиц  в  Америке.  Изрыгающая  погибель  всему  живому  нефтяная  скважина  в  мексиканском  заливе.  Радиоактивное заражение  побережья  Японии.  Разрывающие  в  клочья  живую  плоть  сверхточные  ракеты,  сыплющиеся  с  неба  в  Ираке, в  Афганистане,  в  Ливии.  Акулы,  набрасывающиеся  на   людей  в  Красном  море.  Стремительно  тающие  ледники  в  Гренландии.  Кровавые  теракты  в  России.  Отравление  токсичными  отходами  Амура.  Тотальное  уничтожение  осетровых  на Каспии...  Похоже,  мир  сошёл  с  ума,  а  человечество  ускоренно  реализует  проект  собственного  уничтожения. Деревья – сырьё,  нефть  и  уголь – топливо,  животные – мех  и  еда,  рыба – деликатес – всё  вокруг –  продукты  потребления  и  источники  обогащения.  Кому  теперь  интересна  цветущая  ветка  сакуры  или  майское  зелёное  зарево  обновлённой  берёзовой  листвы?  Это для  лохов – поэтов.  Куда  привлекательнее  зелень  американской  банкноты.  А  если  приспичило со  вкусом  оттянуться, так  на  то – Анталия,  Куршавель.  Но вот  вырисовывается  чудак,  называющий  себя  вечным  бродягой,  и  что – то  толкует  о  синице – веснянке,  о  пронзительной  синеве  мартовского   неба,  о  подвенечном  наряде  инистой  берёзы.  И  вначале  внимаешь  ему  с  плохо  скрываемым  раздражением,  как  человеку,  у  которого  опрометчиво  поинтересовался  самочувствием,  затем  с  любопытством,  и,  наконец,  забыв  обо  всём,  ловишь  каждое  слово.  И  нет  особых  событий  в  повествовании  рассказчика,  но магия  слова завораживает,   заставляет  очнуться,  отрешиться  от  этого  навязанного  цивилизацией  морока,  пристально  взглянуть  на  окружающий  мир,  задуматься  о  его  хрупкости  и  невосполнимости,  ощутить  вину  перед  птицами  за  задымленное  ревущее небо,  перед  животными –   за  вырубленные  леса,  перед  обитателями  морей –  за  отравленную  воду.  И    мартовский  букет,  собранный  из  заиндевелых веточек  берёзы,  вербных  завязей,  кедровой  хвои  и  грозди  калины  видится  совершеннейшей  икебаной,  не  уступающей  роскошеству  голландских  тюльпанов  и  турецких  роз.  «Красота –  рядом! – убеждает  собеседник. – Остановись!  Вглядись!  И  она  спасёт  тебя  и  наполнит  смыслом  и  значимостью  твою  жизнь».   Геннадий  Шадрин – автор  представленных  очерков  и  рассказов,  безусловно,    не  только  тонкий  знаток  природы,  остро  чувствующий  её очарование  и  неповторимость,  но  и  мастер  слова,  способный заворожить  повествованием   самого  искушённого  любителя  изящной  словесности.  Наслаждайтесь,  гурманы!


                Евгений  Мартышев, член Союза                писателей РФ, 
 академик Петровской академии наук и искусств      


Рецензии