Акростих, месостих и телестих

Из http://www.stihi.ru/2012/05/03/3834

Еще одна тема, которую мне хотелось бы разобрать, это стихи, строки которых подобраны особым образом – по заданному правилу. К таковым относятся акростихи, месостихи и телестихи. По-гречески «акро» значит «начальный», «месо» – «серединный», а «теле» – «конечный».

АКРОСТИХОМ называется стихотворение, в котором первые буквы стихов (или строф) складываются в определенный осмысленный порядок. Это не просто украшение: отмечая собой начало каждого стиха, они тем самым подчеркивают стихоразделы или членение текста на стиховые отрезки, т.е. главное отличие стихотворения от прозы.

Немного истории. В XVII в. в поэзии еще не использовались стихотворные размеры, а единственной приметой стиха была рифма. В дополнение к этой отметке конца строки поэты отмечали еще и начало строки – пользовались акростихами, порой растягивавшимися на длиннейшие фразы. Древнейшей формой акростиха был “абецедарий”: начальные буквы стихов или строф следовали в простом алфавитном порядке. Такой способ написания стихов был средством лучше запомнить важный текст и ничего в нем не пропустить. Именно так в древности строились некоторые древнееврейские псалмы. Позже акростих стал средством подчеркнуть (и в то же время скрыть) имя автора или адресата, если их почему-либо нельзя было дать открытым текстом.

По аналогии с акростихами стали сочиняться и МЕСОСТИХИ - стихотворения, в которых осмысленное имя или фраза читались по вертикали не по первой, а по третьей (или иной другой) букве каждой строки. Стали появляться и совсем уж изысканные сочетания акростихов и месостихов. Чтобы еще больше усложнить эти трудные фокусы, для них обычно выбирались сложные строфические формы – преимущественно сонеты.

Приведу известные примеры подобных творений. Москвич К.Липскеров послал петербуржцу М.Лозинскому сонет с фразой в два столбца (по 1-й и 3-й буквам): «М. Лозинскому дар от Липскерова К.А.»:

МнОгоязычием пленительным звучат
ЛеТейских берегов туманные дубровы.
ОсЛавим же того, кто, мир увидев новый,
ЗоИлом став, не чтит всех канувшего чад.

ИсПании сады! В них птицы верещат
НаСледьем сладостным. Италия! Суровый
СоК выжав из терцин, там с бездны снял покровы
КрЕст утвердивший муж. Былые не молчат!

ОвРаги перейдя, хоть высь была бы в тучах,
МхОм полускрытый ключ слов блещущих, певучих,
УдВоив поиски, ищите в тьме густой.

ДлАнь вяща с посохом. Придя к благому краю,
АлКать недолго вам! Ручей коснется, знаю.
РтА вашего... Мы ждем! Где стих ваш золотой?
/К. Липскеров, 1948/

Лозинский немедленно ответил на этот «акро-месостих» еще более сложным «акро-димесостихом» в три столбца (по 1, 3 и 5-й буквам) на фразу: «Магу Липскерову от М.Л.Лозинского ответное письмо»:

МнОгОлюбезный друг, волшебник и поэт!
Ах, ТоТ велик в веках, чья лира грянет храбро
ГиМн, Воспевающий акростихи Констабра,
УзЛы Его "К.Л." и мудрый кабинет!

ЛаЛ и Топаз камей. Пуссен – автопортрет
ИзОгНутая “пси” тройного канделябра.
По ЗвОнкому клинку – резьба: "Абракадабра".
С тИбЕтским Буддою бок о бок Тинторет.

КаНоПской лирницы уста, как ночь, спокойны.
Ей СнИтся древний плеск, ей снится берег знойный
РеКи, Струящейся, как вечность, где-то там.

ОгОнЬ чуть теплится на самом дне печурки.
В еГо Мерцании загадочным цветам
УпОдОбляются картофельные шкурки.
/М. Лозинский. 1948/

Реже, чем акро и месостих, встречается ТЕЛЕСТИХ – стихотворение, которое складывается из последних букв стиха. Понятно, что такая форма практически возможна только в нерифмованном (белом) стихе. Во всей русской поэзии мы знаем только один пример, - стихотворение в честь 30-летнего юбилея поэтической работы писателя Юрия Верховского, где по начальным, а потом по конечным буквам читается: «Юрию Никандровичу Верховскому виват!»:

Юлою жизнь юлит в чаду своих повтороВ.
Рассеянно бредя, ты проглядел еЕ;
И слушал тишину, и слушал в поле вечеР,
Юдоль тоски земной переплавляя в стиХ,
Не требуя наград, шагая неустаннО – ,
И в тридцати годах спокойных чистых слоВ
Каким зерном нагруз твой полновесный колоС!
Ах: что нам пожелать поэту в этот сроК?
Немного радости а отдыха немногО...
Да чтобы Муза та, которой он ведоМ,
Ревниво сторожа его скупую славУ,
Опередив других, не уступая праВ,
Верна, как и всегда, к нему стремила дланИ
И, скромный юбилей приветствием почтиВ,
Чтоб с нами здесь она, ликуя, возгласилА:
Ура! – Верховскому, – ура! ура! виваТ!
/А. Альвинг, 1929/

Наши участники конкурса «Мастер класс» не упали в грязь лицом перед известными поэтами начала 20 века и представили сразу несколько стихотворений подобного вида. И самые лучшие из них, это

1. Асимметрическое акро-теле-стихотворение «Тост», где по первым буквам строк (сверху вниз) и по последним буквам строк (снизу вверх), одинаково прочитывается одна и та же фраза: «За Катю Полякову»:

Заветный тост произнести хочУ,
Акро-сонетный тост любви, презреВ
Каноны рифм, но огранив егО
Асимметризмом акрострок. ИтаК,

Тому, кто волен разлюбить себЯ,
Ютящегося в таинстве зеркаЛ,
Подвластно всё. И всё разрешенО –
От «А» до «Я». Но на распутье троП

Ловить в отображеньях суть своЮ –
Язык удачи. Счастлив же лишь тоТ,
Кому дано, вглядевшись в зеркалА,
Остаться вне – и не заметить, каК

В глаза катит двадцатая зимА –
Упрямый факт, а вовсе не сюрприЗ...
(Борис Поляков 2. «Тост»)

Стихи написаны 5-и стопным ямбом в форме сонета.

2. Следующий пример - диагональный месостих:

Поведал Иисус рассказ о блудном сыне…
бРат младший раз к отцу пришел и говорит:
«нИжайший вам поклон, отец, хочу я ныне
поеХать-поглядеть, кому как ладно жить…
и прОсьба у меня, отдайте часть именья…»
отец Добро делил, отдав спокойно часть…
и братьЯ разошлись, и младший с упоеньем
жил, так Щедро', что час настал добру пропасть…
а голод – нЕдруг всем, решился в свинопасы
пойти наш Младший брат, чтоб утолить нутро,
но что-то вдрУг совсем не стало в жизни спасу,
И от проблем, увы, не спас его никто…
вСему есть свой предел, вернуться в дом родимый
и Пред отцом своим решился он предстать,
и гРех свой пред отцом признал он и с повинной
скитАнья завершил, чтоб в ноженьки упасть…
и воз Вратился он – отец возвеселился,
и счастИе лилось рекою через край,
но что-То старший брат в обиде всполошился,
и, горечЬю давясь, промолвил невзначай:
«отец, я Столько лет служил тебе исправно,
ослушатьсЯ тебя и мысли не имел,
По что же младший брат, что жил беспутно, славен,
пО что же я стою, как дурень, не у дел?»
и Молвил тут отец: «ты был всегда со мною,
и мОг ты брать добро, ведь все моё – твоё,
но в Гордости твоей звучит одно земное,
возрАдуйся ж, сын мой, ведь снова мы втроем!
я радуЮсь, что сын, пропав, нашелся снова,
был мерТвым, но ожил! и это – счастья повод!..»
/Елена Ольховик. «Притча о Блудном Сыне»/

Диагональный стих - это разновидность месостиха, где каждое слово фразы «Приходящему исправиться помогают», относительно которой построено все стихотворение, начинаясь с первой буквы, с каждой строкой перемещается на одну позицию вправо и задуманное слово прочитывается по диагонали текста. Немалым достоинством данного произведения является то, что зашифрованная фраза здесь не случайна: она содержит квинтэссенцию смысла всего стихотворения.

3. А теперь пример акросонета, где по первым буквам строк зашифрована фраза «С днем Рождения»:

Сонета не отринь, прелестница моя!
Он лишь тебе одной сегодня предназначен.
Далёкое окно патриархальной дачи
Надеждою в ночи сияет для меня.

Еще не осознав природной красоты,
Младой огонь ланит не в силах скрыть при встрече,
Рассветною порой, природе не переча,
Один хотя бы раз приди в беседку ты.

Жаль, летнею порой свиданья мимолетны…
Добавит ли сентябрь в узорах позолоты
Елея дивных встреч в раскрытые сердца?

Напрасны ль этих строк бесплодные надежды,
И буду ли один в сомнениях мятежных
Я пыл разбитых чувств лелеять до конца?
                (Репин В. «Ленский – Ольге»).

4. Еще один акросонет, с зашифровкой фразы «Там над облаками» по первым и по последним буквам:

Т_ьма в тоске побледнела  и  больше не   спори_Т,
А заря ей:    «На выход,     подруга!      Пор_А
М_ой черед!» и легла, растянувшись  над   море_М,
Н_ад   изломами   скал,  бросив свет на   тара_Н.
А_лой  шалью    накрыла     игриво      полнеб_А.
Д_ень  проснулся  продрогший  и ринулся   вбро_Д,
О_бнимая    весь    мир  возбужденно  и   слеп_О,
Б_ился в окна, нырял в каждый встречный  сугро_Б.
Л_исом крался,  летел,  как стремительный соко_Л
А_брикосовым    медом        облил       облак_А.
К_рыши  лихо  считал, но  запнулся  на   «соро_К»,
А   потом   прекратил  –  надоело        слегк_А.
М_ы с тобой, Новый День, темп  веселый   осили_М
И – вперед, как  обычно...здесь нет –  «или-ил_И»
                (Елена Картунова «Там, над облаками»)

5. Акростихи можно писать не только в форме сонета, но и в любой другой форме написания. Главное постараться, чтобы фраза хорошо укладывалась в рисунок строф вашего стихотворения (стихи должны красиво звучать!) и не содержала бы букв, с которых не начинаются в русском языке слова – Ь, Ъ, Ы.

О| Отрицаешь прошлые ошибки,
С| Сожалеешь о минувших днях,
Е| Еле-еле теплится улыбка,
Н| Не хватает страсти и огня.

Н| На порог незваной гостьей Осень...
Е| Ежишься, взглянув в глаза едва,
Е| Если нет ответов на вопросы,
С| Стоит ли вопросы задавать?

Т| Тишину безликую нарушив,
И| Искренне стараешься позвать...
Х| Холодом твою наполнят душу
О| Осени печальные глаза.

Т| Ты теперь у Осени во власти
В| Ветреной, слезливой, непростой,
О| Отсырели вдруг мечты о счастье,
Р| Растворились в горечи густой.

Е| Ежедневным скучным ритуалом
Н| Ночи, дни  - безрадостный сюжет
И| И порой так хочется с начала...
Е| Если бы.  Но не успеешь, нет.
                (Лариса Пяткова «Осеннее стихотворение»)

6. Пример зашифровки по первым буквам достаточно длинной фразы «На холмах Грузии лежит ночная тьма»:

На развалинах Бахчисарая
Алый след уходящей зари.

Ходит ветер. И день, замирая,
Осторожно зажжёт фонари.
Лень накроет остывшие камни,
Мглу рассеет и сны распушит.
А пока не захлопнуты ставни,
Хору прошлого внемлет самшит.

Голос времени, музыка ветра
Ранят сердце тоскою былой.
Уплывает прошедшее в недра.
Засыпаются серой золой
И славянские кости гарема,
И грузинский невольничий след.

Лики прошлого выплыли: «Где мы?»
Евнух, стража и призрачный свет
Женских тел,  пережитых событий.
Истончается лет полотно.
Тени прошлого молят: «Живите!

Наслаждайтесь, пока вам дано
Открывать, удивляться и плакать!
Чередой уходящих минут
Наполняется сочная мякоть
Ананасов и винный сосуд».
Яд утрат в драгоценном бокале.

Мёд навеки покинутых мест.
Голоса и живые печали,
Ласки жён, ожиданья невест –
Алым светом зари отзвучали.
            (Ольга Альтовская «На холмах Грузии лежит ночная тьма»)

7. И, наконец, вершина сложности – акро-месо-теле стих по палиндрому (одинаково читается как слева направо, так и справа налево) В.Гершуни «Нам сила – талисман»:
             
             Нам сила - талисман!
             А что ж ещё нам сила?
            
             А может всё обман и фетишизм,
             точь в точь мистерия ума?
             И тонущий плывёт спокойно и красиво
             в абстрактное ничто.

             И каждый сохранить пытался модный имидж,
             лаская амулетов россыпь на столе.
             Ах, если бы я знал, что после всех чистилищ
             тотемов больше нет на выжженной земле!

             Акриловый кристалл местами затуманен,
             летел я и упал - за что же небеса?
             И чёрный кот Маркиз мне станет талисманом,
             совсем, как фаталист и профиль и анфас.

             Мы молимся богам,
             но что б мы не просили,
             азарт или дурман -
             наш разум обессилел.

             Нам сила - талисман!
             А что ж ещё нам сила?

             Вариант записи в АКРО-МЕСО-ТЕЛЕ форме:

Н/АМ СИЛА - ТАЛИСМА/Н/,   А ЧТО Ж ЕЩЁ НАМ СИЛ/А?
А/может................ всё обм/А/н.... и фетишизм? - точь в то/Ч/ь
М/истерия......................  ..у/М/а - .......... и тонущий плывё/Т
С/покойно................... и кра/С/иво....... в абстрактное ничт/О
И/ каждый ................сохран/И/ть.... пытался модный имид/Ж
Л/аская.......................... аму/Л/етов........... россыпь на стол/Е
А/х,.................. если бы я зн/А/л,... что после всех чистили/Щ
Т/отемов............ больше не/Т/............... на выжженой земл/Е
А/криловый................  крист/А/лл............ местами затумане/Н
Л/етел я ...................... и упа/Л/............... -- за что же небес/А?
И/ чёрный кот   .......... марк/И/з........ мне станет талисмано/М
С/овсем ............ как фатали/С/т.............. и профиль и анфа/С
М/ы ............. молимся бога/М/, ....... но что б мы не просил/И
А/зарт ................ или дурм/А/н, .......... наш разум обессиле/Л
Н/АМ СИЛА -  ТАЛИСМА/Н/,   А ЧТО Ж ЕЩЁ НАМ СИЛ/А?

Обобщим сказанное. Обычно в поэзии организующим центром художественного произведения является идея – его тема, а все остальные элементы (форма, способы написания) подбираются применительно к ней. В акро-, теле- и месостихах таким центром являются осевые вертикальные слова, а к ним подбирается все остальное. То есть, мы имеем дело не с поэзией, а с интеллектуальной игрой, подобной составлению шарад или кроссвордов, – занятие весьма интересное, полезное для ума, но… редко дающее высокохудожественное поэтическое произведение. Как я обычно говорю - жанр на любителя…

С уважением, ваша АлКора (Алла)


Рецензии
Спасибо большое за столь полезную информацию!

Внезапное Вдохновение   31.05.2018 15:50     Заявить о нарушении
Рада быть полезной. Удачи.

Алкора   03.06.2018 11:44   Заявить о нарушении
Там, в 6-м акростихе,- не "ночная тьма", мгла.

Алекс Вахромеев   19.12.2022 16:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.