Памяти героев

                1глава.
Великая Отечественная война... Сколько жизней унесла она, сколько солдат навсегда осталось лежать в сырой земле?! Боль. Горе. Слезы. Разве сможет когда-нибудь наша страна забыть это? Никогда, никогда, никогда! Мы, правнуки победителей, сделаем всё для того, чтобы мир помнил героические подвиги русских солдат! Наше поколение сохранит память о той кровопролитной войне!
К 9 Мая мы решили создать газету. В нашем распоряжении был фотоаппарат, свободное время, ручка, бумага и... Пропуск в воинскую часть на Луганской, который нам предоставил командир дивизии А. А. Владимиров. Купив букет цветов для ветеранов, мы направились в воинскую часть, где должен был состояться концерт для участников Великой Отечественной Войны. На КПП нас приветливо встретил  командир части Курочкин и подозвал молодого офицера, который должен был стать нашим экскурсоводом. Нас проводили в актовый зал, и там мы занялись каждый своим делом. Алиса и Яна стали фотографировать зал и ветеранов, а я начала беседовать с сидевшими в зале участниками Великой Отечественной  войны.
                2 глава.
Мне очень повезло, что моим соседом во время концерта оказался Василий Андреевич Полуляков, который знал всех и помогал мне записывать фамилии выступающих. Ещё до концерта он рассказал мне о своей жизни во время Великой Отечественной войне: « Родился я в Нижнем Новгороде. Когда началась война, я пешком ходил под стол, поэтому помню очень мало.   Навсегда врезалась в мою детскую память одна картина: мама трясётся от страха, потому что над нашим домом летают немецкие самолеты. Слышу, один пролетает прямо над нами, и мама кидается на пол, захватив меня с собой. Страшно ли мне было тогда? Нет. Я был ребёнком и не осознавал, что происходит, но почему-то именно этот момент из детства запомнился мне, как самый страшный».
Василий Андреевич предложил взять интервью у его  друга, который сидел рядом с ним. Я обратилась  к соседу Василия Андреевича  с просьбой рассказать о самых запомнившихся моментах жизни во время войны, и вначале он согласился, но потом, поняв, что это выше его сил, отвернулся и тихонько заплакал. У меня сжалось сердце, глядя на старичка, сдерживающего рвущиеся рыдание и вздрагивающего плечами. Сколько стоят слёзы ветеранов? Они бесценны...
                3 глава.
Я продолжала общение с ветеранами. Алексей Фёдорович Копанев согласился рассказать мне свою историю: «В 1943 году я служил на Западном фронте, освобождал Ленинград вместе с товарищами. Мне тогда было семнадцать, и я только что прибыл из Кировского военного училища. Конечно, страшно сначала, где пуля рядом пролетит, где бомба взорвется.
Ровно шесть месяцев я прослужил на фронте. Последним городом, который мы освобождали, был Петрозаводск. Помню, сидим в разведке в лесу, холодно. Все промерзли до костей, но знаем, скоро наши в атаку, и как-то теплее...»
Начался концерт, прервав рассказ Алексея Фёдоровича.  Под гимн Российской Федерации на сцену внесли знамя, и все встали. Официальная часть, где командиры поздравили ветеранов, длилась двадцать минут. После этого оркестр «Северная звезда»  стал играть военные песни. А. Урванцев, Н. Переславцев и М. Корнев исполнили песни «Наш довоенный вальс», «Священная война», «Смуглянка», «Казаки в Берлине», «День победы» и многие другие. Эти песни напомнили ветеранам молодость, их  фронтовые годы, и они улыбнулись.
                4 глава.
   
 После концерта ветераны направились в огромную полевую палатку – шатёр. Мы последовали за ними, так как тут можно было поговорить с ветеранами в удобной обстановке. За столами, поставленными буквой «П», расположились командиры и ветераны. Столы были заставлены всяческими блюдами. Присутствующие здесь люди  душевно беседовали друг с другом. Нас пригласили к столу, когда Алиса и Яна закончили фотографировать. Попытка отказаться была загублена на корню.
Нас посадили рядом с начальством. Ветераны оказались напротив нас, поэтому мы спокойно могли общаться со старшим поколением. Перед нами поставили алюминиевые кружки,  дали вилки и принесли солдатскую кашу. «Всё  как на фронте», - подумала я и улыбнулась.
А между тем участники Великой Отечественной войны продолжали обмениваться воспоминаниями. Слово предоставили Ивану Дмитриевичу Антафяк: « Я узник концлагерей. Когда началась война, отца забрали на фронт. Нас у матери осталось четверо: три брата и сестра.  Мы помогали партизанам, поэтому, когда пришли немцы, нас забрали в концлагерь. Помню, там был крематорий, где заживо сжигали пленных, и  через квадратную трубу выходил чёрный дым. Я спросил маму: «Почему дым чёрный?», а она ответила: «Людей жгут, сыночек!». И так больно стало...
26 апреля 1945 года в Рейхенбахе русские солдаты освободили нас. В декабре 1945 года наша семья вернулась в сожженную деревню, где мы учились заново жить...». Иван Дмитриевич  смахнул рукой появившуюся  на щеке слезу и  улыбнулся: «За победу!!!»
Вскоре после трогательных, грустных рассказов ветераны запели военные песни. Их глаза заблестели, щёки раскраснелись. Некоторые даже вышли в круг, чтобы потанцевать. Всеобщее веселье захватило и нас. Мы спели пару песен, и, поблагодарив за гостеприимство начальника части, пошли к ожидавшему нас солдату, который должен был рассказать нам, чем в нынешнее время занимается защитник Отечества.

                5 глава.
Мы присели за стол рядом с молодым человеком. Он улыбнулся и представился: «Хорошавцев Павел Михайлович, служу по контракту  в этой части. Мне передали, что вас интересует распорядок дня военнослужащего». Мы кивнули. Он продолжал: « Тогда записывайте.
Наш  день начинается с развода в 8 часов 30 минут. Мы одеваемся и встаем в строй. За этим следует  поднятие флага и исполнение гимна Российской Федерации. Командир ставит нам задачи, и мы расходимся. Дальше у каждого солдата свой распорядок дня согласно поставленным задачам. В понедельник и вторник после развода у нас всегда бывают учебные занятия. Мы занимаемся физкультурой, боевой подготовкой, изучаем право...
С 13 до 15 часов у нас обед. Эти два часа мы предоставлены сами себе.  С 15 до 17 часов мы снова выполняем поставленные командиром задачи. В 17 часов происходит суточный развод нарядов. Кто-то заступает на КПП, кто-то сменяет караул. В девять часов вечера у нас отбой. Вот и всё».
Мы поблагодарили Павла за рассказ, и направились к воротам. Попрощавшись со всеми, мы вышли из части и направились домой. На душе было светло, как будто мы сходили в гости к  старым  друзьям.
«Дай, Бог, ветеранам крепкого здоровья, а этой воинской части  процветания!» - подумала я и улыбнулась голубому небу над моей головой. - «Дай, Бог...»
                Анастасия Заболотская.


Рецензии