Война перевод с болгарского языка на русский язык

               
Красимир Георгиев
ВОЙНА

Империите се градят с войни!
Мирът е за страхливите и слабите!
Героите ги помнят! А дали
не е измислил тези мисли дяволът,

обяздил своя атомен Пегас,
възпяващ бойните поля на времето...
Но няма поетична смърт, смъртта
е винаги на прозата творение.

Войната – крехък мост над пропастта,
със страстна блудна власт ще ни прегърне,
но ако гледаш дълго към смъртта,
тя скоро с поглед свой ще ти отвърне.

След подвиг ли, или след зла съдба,
отправяме се в същата посока.
И няма героична смърт, смъртта
е винаги нелепа и жестока.

Венци красят безстрашие и страх,
фанфари паметно благоговеят.
И ще се помни дълго таз война,
но не и от воювалите в нея.


Ударения
ВОЙНА

ИмпЕриите се градЯт с войнИ!
МирЪт е за страхлИвите и слАбите!
ГерОите ги пОмнят! А далИ
не Е измИслил тЕзи мИсли дЯволът,

обЯздил свОя Атомен пегАс,
възпЯвашт бОйните полЯ на врЕмето...
Но нЯма поетИчна смЪрт, смърттА
е вИнаги на прОзата творЕние.

ВойнАта – крЕхък мОст над пропасттА,
със стрАстна блУдна влАст ще ни прегЪрне,
но ако глЕдаш дЪлго към смърттА,
тя скОро с пОглед свОй ште ти отвЪрне.

След пОдвиг ли, илИ след злА съдбА,
отпрАвяме се в сЪштата посОка.
И нЯма героИчна смЪрт, смърттА
е вИнаги нелЕпа и жестОка.

ВенцИ красЯт безстрАшие и стрАх,
фанфАри пАметно благоговЕят.
И ште се пОмни дЪлго тАз войнА,
но нЕ и от воЮвалите в нЕя.

http://www.stihi.ru/2012/03/18/7213


ВОЙНА (перевод с болгарского языка на русский язык: Ольга Ступенькова)

Империи рождаются в войнах.
Мир лишь для труса и слабого.
Героев помнят потомки
Или это выдумки дьявола?

Оседлав атомного вдохновителя,
Воспевает он поля брани истерично.
Но нет поэзии в смерти!
Она всегда прозаична...

Война хлипкий мост над пропастью,
Что со страстью блудницы к власти нас манит.
И если смотреть ей долго в очи,
Она взглядом своим одурманит.

Совершив подвиг, иль потерпев поражение,
Движемся по воле рока,
И нет героической смерти,
Она всегда нелепа и жестока!

Венки покроют мужество и страх,
Фанфары в честь погибших нам сыграют.
И будут помнить страшную войну лишь те,
Кто на полях её не погибает.





Подстрочник:
ВОЙНА

Империи строятся (создаваются) с войнами!
Мир для трусливых и слабых!
Героев помнят! А не выдумал ли
эти мысли черт,

объездил своего атомного Пегаса,
воспевающий боевые поля времени...
Но нет поэтической смерти, смерть
всегда творение прозы.

Война – хрупкий мост над пропастью,
со страстной блудной властью нас обнимет,
но если смотришь долго к смерти,
она скоро со своим взглядом тебе ответит.

После подвига ли, или после злой судьбы (участь),
двигаемся мы в этом направлении.
И нет героической смерти, смерть
всегда нелепая и жестокая.

Венки украшают мужество и страх,
фанфары памятно благоговеют.
И будет помниться долго эта война,
но не и от воюющих в ней (но не и от людей, которые воевали в ней).


Рецензии
Империи рождаются в войнах.
Мир лишь для труса и слабого.
Героев помнят потомки
Или это выдумки дьявола?

Так ведь повсюду в обществе, в каждой стране, есть армии.

в принципе, военные-по-качествам-характера могли бы обойтись без армий и без войн.

Но они могли бы это сделать 1.Приотсутствии внешней интервенции в каждой стране 2.И УЖЕ ОДНОЗНАЧНО при отсутствии общемирового геноцида, блин, не военных преступников и не чудовищ каких-нибудь, а военных-по-качествам-характера.

Теперь объясняют, что ты фашист, не потому, что ты стал расстреливать мирное население и стёр с лица земли какой-нибудь город, а потому, что ты ничего не видишь плохого в присутствии у тебя силы воли, потому, что тебе неинтересно доказывать твоему соседу, что ты нравственен и следить за нравственностью твоего соседа, которая тебя не интересует /в этом случае тебя невозможно шантажировать ни твоей, ни чужой нравственности, навешав на твои уши большое количество софистики, которую пока ты снимаешь с ушей, сосед берёт власть над твоей страной и заводит в твоей стране свои порядки, в частности, разворачивает геноцид военных как класса/, потому, что ты не собираешься воровать и поступаться своими принципами за деньги /не принуждая окружающих к такой же принципиальности/

Скажем, есть "нормальные люди" а есть "фашисты".

Я слышала разные высказыванья о "нормальных людях".

Например, руководитель моего творческого семинара А.Е.Рекемчук полагал, что "Каждая /нормальная, скобки мои/ женщина думает, как бы ей не стать проституткой".

Я об этом не думаю ни разу, я могу в конце концов стать проституткой, из той иллюзии, что тогда дело решится и мастер семинара от меня отвяжется; но я точно не буду об этом думать ежедневно, ну как бы мне не стать проституткой.

Таким образом, я не нормальный человек.

Если мир поделён на нормальных людей и фашистов, с очевидностью ясно, что я фашистка.

Я, например, искренне переживая происходящее на семинаре /в чём я разумеется не права, поскольку искренне переживать прпоисходящее в дурдоме по меньшей мере глупо/, не могу слушать ежедневное вещание мастера о справедливости и о том, что при капитализме теперь всё продаётся за деньги, и одновременно писать по требованию мастера семинара явно ПЛОХУЮ прозу /он требовал от меня даже не идеологической прозы, а именно ПЛОХОЙ/, потому что иначе он выгонит меня с семинара, т.е. я буду подвергнута экономическим и организационным санкциям. Чем, блин, торговать своими текстами и вдохновением, я лучше пойду на Тверскую, совершенно об этом не раздумывая ни минуту, причём не тайно от мастера, чтобы он потом этим меня шантажировал, а максимально более открыто. На Тверской торгуют телом, причём не так, как часто бывает в браке, продавая собственное тело навсегда за определённое кол-во денег и "приличное" общественное положение, а всего лишь сдают тело в наём на очень короткое количество времени.

Так я это всё к тому, что ужасно, если Ваша кисточка вдруг станет скандировать военные6 лозунги. Она не военная по природе, и вдруг тонким голосом начав орать про войну, она устроит "кошмар среди бела дня".

Но люди стоят армией, защищая ту или иную страну, ту или иную систему ценностей, они не отступают, когда на них идут войной. в противном случае ЗАЧЕМ они столько времени стояли армией??

*
Чёрт может быть и выдумал эти мысли после того, как ему полезли в сознание психологическими техниками. А я теперь к этим мыслям присоединяюсь.

А какой-нибудь конкретный чёрт, и таких чертей много, почувствовал "что-то не то", но что именно он чувствует, не смог разобрать. Он чувствовал безысходную ярость, ненависть и бешенство. с тех пор у нас нет чёткой идеологии, а вся моя страна, интуитивно не желающая подвергаться проникновению в собственный мозг, посходила с ума в разную степени кошмара.

В память всех убиенных горит под иконой свеча /А.Городницкий/

*
А мирные, блин, жители, которых военные по природе собственной личности должны защищать, для военных это естественно, сплошь и рядом испытывают к военным как классу ненависть, не обладая только подкрепляющей эту ненависть у военных силой духа и хоть остатками стремления к справедливости, во всяком случае, к честной схватке. Эти ................. мирные жители просчитывают, что находящийся рядом военный находится на грани помешательства, и создают для военного все психологические условия для того, чтобы военный перешёл эту грань.

Жаль только, что озверевший и утративший рассудок военный не в состоянии выяснить, кто вот этим занимается, и начинает мочить всех подряд; причём, натурально, режиссёр-психолог отходит при этом в сторону.

А если бы военных уничтожили, то после взялись бы за очередную социальную группу, которая по какой-то причине помешала бы после военных во вторую очередь.

*
Я не знаю, что зачем строится, меня ни разу не было при строительстве.

Но теперь империи и идеологии... впрочем идеологии уже сданы по-моему, во всяком случае христианство частично отказывается их защищать, не потому, что /политические/ идеологии зло, а потому, что они признаны захваченной землёй... Теперь империи и идеологии существуют такое количество времени, что никто не помнит, какое это именно количество времени. Человек любит свою семью, дом, страну, это для человека естественно. Когда в эту страну, в семью вторгаются, потому что кому-то кажется, что всё это стоит у него на пути, человек, если будет действовать для себя естественно, станет защищать всё своё.

А если сказать, что каждый человек должен действовать совершенно противно своим естественным эмоциям, побуждениям, причём эмоциям и побуждениям созидательным, это всё равно, что предложить всему человечеству переехать в сумасшедший дом.

Агата Кристи Ак   13.05.2012 01:22     Заявить о нарушении
Даже в христианстве... Вменяемом... Основная проповедь не та, что человек должен действовать противно своей природе. Основная, или первая для внешних, проповедь та, что в каждом человеке много разных эмоций и побуждений, в его природе, а не в привнесённой в башку в качестве вируса схематической идеологии. В частности, каждый человек имеет часть любви, ему хочется, чтобы всё было хорошо, росло, развивалось, в частности каждая страна и каждая культура в особенности. И христианство предлагает человеку сконцентрироваться именно на этой части СВОИХ ПРИРОДНЫХ побуждений и соображений. До тех пор, разумеется, пока в это христианство не вламывается вещание, которое очевидно никто не ловит по дороге, иначе как этому вещанию добраться до верующих?! вещание, проповедующее, ога, мимо идеологии, мистически, культ слабости, безволия, инфантильности, идиотски лыбящегося дебилизма и совокупно - духовной смерти.

При этом, заметьте, я вообще обошла вниманием, и незаслуженно, ИЗНАЧАЛЬНУЮ ПРОПОВЕДЬ для приводимых в веру внешних, исчерпывающееся примерно тем "Вы тут неполноценные зэки, а я надзиратель в зане, и сейчас вы мне все подчинитесь, а то придёт после смерти ОЧЕНЬ СТРАШНЫЙ МУЖИК и вас совершенно накажет".

-Говорят, правда, что такая проповедь допустима там, где в светском обществе именно эти понятия о жизни. Объясняют, что наш надзиратель сильнее, и гонят всех в храм, и там вроде во время храмовой мистики на них снисходит некое Понимание. ; Так вот, как бы ни относиться к этой схеме, но я повидала до кучи, ЧТО ИМЕННО там в храме снисходит.

*
Я, м.б., до сих пор остаюсь под впечатлением "всё совсем уже плохо", полученным мною из проповеди в христианстве; возможно, это слишком суровое впечатление. Но я... Скажем, вчера ещё думала, что в глобальном дурдоме, в котором мы проживаем, совершенно пофиг, что потомки или мы сами помним и помнят а о чём забывают. Делается исключение только для вырвавшихся вперёд социалистов-научных-атеистов, для которых героическая память - часть внутреннего стержня. А всем остальным рекомендовано как сконцентрироваться на векторе "у меня глюки и ненормальные, не мотивированные агрессивные и болезненные состояния, но я из них выйду", так и "не отвлекаться, мамаша". Если это может помочь, можно сконцентрироваться на какой-нибудь иконе или мысленном образе, имея в виду, что "этот человек вышел из глюков и состояний, моя задача - выйти к нему, или совпасть с его очертаниями, стать им фактически". /Это перекликается с тем, что я прочла в "Египетской Книге Мёртвых" В этой Книге, т.е. вообще в египетской мифологии, есть бог Озирис эээ он хороший. Как-то раз на него напал его плохой брат, убил, разрезал на куски и разбросал куски по свету. Но жена Озириса Изида собрала эти куски, сложила их вместе и воскресила Озириса. Короче говоря, Озирис умер, но потом воскрес. И вот, все погребальные ритуалы сконцентрированы в книге вокруг той идеи, что каждый умерший является "Младшим Озирисом". И у этого Младшего Озириса совершенно никакой нет другой цели /чтобы не разбивать внимание, а не потому, что плохо по дороге любоваться природой/, кроме как, пройдя через находящиеся у него на пути адские области /самому фактически выходя из ада/, выйти наконец в область проживания и влияния Старшего - того первого исходного - Озириса./ ;

И вот этот путь к старшему Озирису происходит по такой пресечённой местности, что однозначно ничем, кроме войны, не является. "Ибо отныне и до века Царствие Небесное силой берётся" /Евангелия, слова Христа, возможно не дословно./

;
В частности, есть практика на стыке христианства и - религии ли сатны, научного ли атеизма;

Эта практика предлагает принять библейскую мифологию если не на совершенную веру, то войти в образ по Станиславскому. /Собственно чистая христианская вера, кажется, утверждает, что всё так и было как описано в Библии, и даже не символически? Такое утверждение - КОШМАР НЕСУСВЕТНЫЙ./ А принимают на веру для того, чтобы "начать жизнь с чистого листа", совершенно вытряхнув из головы всё, что находилось в голове до этого, вместе с гулявшими по этой старой информации глюками и состояниями.

*
Но нет поэзии в смерти!
Она всегда прозаична...

Есть, вот именно, разная смерть. Или это война, описанная одним из русских прозаиков не помню имени, который описывает сопротивление Гитлеру: не обстрелянный взвод курсантов, вообще не интересовавшихся войной, командование, советское, бросило в самое пекло, и вот курсант лежит в укрытии, в хате полуразрушенной, как в кошмарном сне5 берёт какое там у него было оружие и выходит значит драться, во двор разрушенной хаты, а вокруг грохот, снаряды летают во всех направлениях, и посреди пустого, дымного двора стоит вертикально оторванная человеческая нога в сапоге.

Или есть война как духовное преодоление, когда при наступлении испытывают восторг.

Поэтому человека, я всё про Льюиса, расшатавшего свой духовный мир и силу воли, а теперь в очередной раз собравшегося сходить на войну /по состояниям, по которым выходят из галлюцинаций/, охота прикончить его здесь же чтобы он долго не мучался.

*
"Мир для трусливых и слабых!"

Это вот хреновина. Воюют не потому, что понимают умом, что в противном случае ты труслив и слаб. воюют в едином полностью захватившем тебя порыве.

*
Война хлипкий мост над пропастью,
Что со страстью блудницы к власти нас манит.

Хоть так и то лучше.

*


Агата Кристи Ак   13.05.2012 01:22   Заявить о нарушении
Агата, доброе утро! Благодарю Вас за столь глубокие рассуждения на тему войны. Я никогда не получала таких пространных рецензий.
Посещение творческих семинаров Алексея Евсеевича не прошло для Вас даром. Интересно Вы "построили" разбор текста, касаясь только темы, а не формы изложения, а погрешности в переводе наверняка есть.

Я бы хотела, чтобы Вы когда-нибудь разобрали моё стихотворение по всей строгости литературных норм.
Всего наилучшего,

Ольга Ступенькова   13.05.2012 07:19   Заявить о нарушении
:) Мне казалось, мы все здесь пишем стихи уже так давно, что можем позволить себе разбирать сочинения друг друга по преимуществу тематически-идейно, поскольку форму мы опять все подбираем уже достаточно хорошо. Бывает, что-нибудь режет глаз и слух, но у Вас вроде нет.

Агата Кристи Ак   14.05.2012 01:25   Заявить о нарушении
-Вы, кажется, частью иронически относитесь к теме? Это тоже выражено в форме Вашего перевода.

*
-У Вас перевод, а не самостоятельный текст. На мой вкус, Весьма сомнительно, тоже и в первоисточнике,

Объездил своего атомного Пегаса.

Жаль лошадку ээээ Короче, как умудрился чёрт модернизировать животное, сделав его атомным.

К тому же Пегас, мне кажется, скорее положительный образ, ассоциирующийся с истинным вдохновением, поэтому саркастическое "атомный Пегас" у меня не вяжется.

Ваш "атомный вдохновитель" не знаю, лучше или хуже первоисточника, но уже окончательно ассоциируется с какой-то технической деталью в атомной конструкции, см., я не знаю, "усилитель" и прочие подробности технических устройств.

*
Ваши "выдумки Дьявола" более высокопоэтичны, чем в первоисточнике "выдумки чёрта". Мне кажется, выдумки чёрта могут иметь частью своей эмоциональной окраски "выдумки одного придурка" , в то время как "выдумки Дьявола" прочитываются мною как выдумки отверженной, обманутой в своих лучших ожиданиях, прекрасной и гордой Силы. Это Ваше право; не лучше и не хуже первоисточника; просто иная эмоциональная окраска. Вот что, насчёт Дьявола: вспоминается, как там название картины, короче, Дьявол, изображённый Врубелем.

*
"истерично" - тоже усилденный Вами сарказм, чего нет в первоисточнике.

*
Но нет поэзии в смерти!
Она всегда прозаична...

Очень нравится.

*
Я не смотрела ещё ритм в первоисточнике, это удлинение строк

Оседлав атомного вдохновителя,
Воспевает он поля брани истерично.

с концовкой "вдохновителя" и "истерично"

ещё добавляет впечатление какого-то технически-сухого описания некоего механизма. /Между тем, вроде бы в первоисточнике всё же текст выдержан "в духе народных сказаний"/

*
Сравнение желания власти со страстным влечением понравилось.

У Вас более, чем в первоисточнике, есть опасность предположить, что со страстью блудницы к власти нас манит не война, а мост.

*
То, что вы заменили хрупкий мост на хлипкий, даёт бОльшую ассоциацию с разнузданной плотской любовью. Такая, несимпатичная ассоциация, вроде того:

И вот мне снится сон такой:
Притон унылого разгула.
Вхожу, — и на меня пахнуло
Духами, потом и тоской.

Беспомощно гляжу окрест,
И мне переглянуться не с кем.
Эстрада тонет в тусклом блеске,
И надрывается оркестр.

Астматик старый — барабан
Устал уже пыхтеть и охать.
В дыму табачном в балаган
Ползет отчаянье и похоть.

Сухой огонь струят смычки
И кровь подогревают рыбью.
Толпу качает мертвой зыбью,
И расширяются зрачки.

Нет горечи и пустоты
Опустошительней и горше!
В басах стальные ходят поршни,
Истомно ноют дисканты.

Под музыку творится дело,
Непостижимое уму:
Ледащий бес девичье тело
Приклеивает к своему.

Вселенной управляет ритм!
Юнец танцует вислоухий,
И зуб брильянтовый горит
В оскале хищном потаскухи...

А за окном заря встает,
Небесный голубеет купол, —
И друг о друга трет фокстрот
Каких-то облинялых кукол. /С.Я.Парнок/

-Впрочем, бывает разная степень панковского восприятия жизни, всё это может и заводить и страсть умножать, но здесь я опять сбиваюсь с разбора формы.

Из-за этой Вашей болеен сильной ассоциации с жутким шабашем получается и более сильное звучание темы "Война отвратительна".

Зато в первоисточнике непосредственно сама война обнимает, а у Вас мною прочитывается сравнительно "желание воевать похоже на страсть к соитию". В первоисточнике тоже более...монолитно, что ли, более в духе народных сказаний.

*
В первоисточнике ЛИЧНО Я так понимаю, что смерть ответным взглядом не одурманивает, а что, если смерть ответила тебе взглядом, то это выразилось в том, что ты принял в себя часть смерти или встал на путь, ведущий к всё более полному самоуничтожению. Но Ваш вариант тоже имеет право на существование.

*
В первоисточнике НО если смотришь долго к смерти, у Вас И

Соответственно, в первоисточнике противопоставление "хотя война страстно манит нас к власти, но мы расплачиваемся за это тем, что встаём на путь самоуничтожения", у Вас же получается даже так, что, война, манит запретной страстью, и если подчиниться этой страсти, то мы этой страстью окажемся одурманены.

*
Кстати, в первоисточнике

двигаемся мы в этом направлении

подтверждает моё предположение, что тот факт, что смерть ответила тебе взглядом, означает, что ты "встал на путь, ведущий к всё более полному самоуничтожению".

*
Наверное, можно сказать, что мы однажды встали на этот путь, а дальше охватившая нас страсть уже несёт нас дальше сама, или что это рок заставляет нас дальше двигаться в однажды избранную нами сторону.

*
я бы усомнилась, что значит

И будет помниться долго эта война,
но не и от воюющих в ней (но не и от людей, которые воевали в ней).

Но, допустим, так, как поняли Вы. Вы, наверное, знаете язык первоисточника?

-Я бы, кстати, скорее так поняла, что ГЕРОИЧЕСКАЯ память о войне, в стандартном понимании героизма, будет характерна скорее не для тех, кто, пройдя войну, выжил в ней, а для тех, кто не воевал. /Спорно, ну, смотря какой степени ужаса война. Возможно, бывает война, а бывает мясорубка./

/Во всяком случае, опять отхожу от формального разбора, если память не овеяна прекрасным и героическим, то либо совсем не надо воевать, либо, если снова идут на войну, с ними этой памятью делиться нельзя, лучше, напротив, им выпить раздавать перед каждым боем/.

*
"Венки украшают" и "венки покроют" всё же огромная разница. Покрывает в русском языке, в том числе, позор.

*
"фанфары в честь погибших нам сыграют" и "Фанфары памятно благоговеют" тоже у Вас снижение темы сравнительно с первоисточником.


Агата Кристи Ак   14.05.2012 02:07   Заявить о нарушении
Читаю ритм; в первоисточнике всё же Дьявол?

Агата Кристи Ак   14.05.2012 02:08   Заявить о нарушении
-Кажется, всё же в первоисточнике смысл "погибшие войны не помнят".

-Этих Ваших вдруг длинных и вдруг коротких строк в первоисточнике нет.

Агата Кристи Ак   14.05.2012 02:11   Заявить о нарушении
Агата, огромное Вам спасибо за детальный разбор! Буду перечитывать!

Согласна совсеми замечаниями.
Слово "украшают" сознательно заменила на "покроют", пытаясь вложить в него смысл, "уравняют", так как могилы геров и трусов одинаково украшены цветами.
Благодарю Вас!

Ольга Ступенькова   14.05.2012 06:54   Заявить о нарушении
Агата, болгарский язык, я к сожалению, не знаю. Использую словарь Красимира и ещё болгаро-русский словарь М. Леонидова на 10600 слов.

Ольга Ступенькова   14.05.2012 12:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.