Поэты Франции - одним файлом
=====================================
НЕУДАЧИ БОДЛЕРА
построить павильончик на краю романтической Камчатки это одно а жить в Париже это совсем другое
для этого нужны доходы и немалые
их может обеспечить место в Академии
и Бодлер подает прошение и пишет письма и наносит визиты и даже обращается к матери с просьбой ходатайствовать за него перед знакомым мужа
но все впустую
тогда он подает заявку в Комиссию по изящным искусствам на субсидию и напоминает об этой заявке пять раз
все напрасно
он надеется что его пошлют в Лондон на Всемирную выставку
тогда он мог бы получать неплохое ежемесячное жалование
снова провал
остается еще один более скромный план
добиться места директора театра на дотации и не какого-то театрика а Имперского Одеона
само собой это место ему не достается
в конце концов все сводится к составлению четвертого тома «Антологии французских поэтов»
из расчета двести франков за лист
по выходе тома составителю не присылают полагающийся авторский экземпляр и он вынужден купить книгу на свои деньги
–––––––––––––––––––––
1) «Этот странный домик из оригинальной, условной и разнородной мозаики, с некоторых пор притягивающей взгляды к окраине романтической Камчатки, я называю бодлеровским павильоном». – Ш. Сент-Бёв. «О предстоящих выборах в Академию» (1862).
2) «Я подожду отправлять его Вам, пока Вы не вернете, через моего консьержа, книгу стихов В. Гюго, которую Вы одолжили у меня приблизительно два года назад и не торопитесь возвращать». – Э. Крепе. Письмо Ш. Бодлеру (7 сентября 1862).
ПОЛТОРА ФРАНКА В ДЕНЬ
ради двух десятков отличных стихов ты готов пожертвовать очень многим комфортом деньгами здоровьем ну а если речь пойдет о шедевре то даже жизнью
ведь жизнь все равно закончится рано или поздно а шедевр останется навсегда
но с годами твоя решительность слабеет и ты начинаешь задумываться о гонорарах подсчитываешь долги которых всегда оказывается больше чем заработков
твой костюм поношен туфли стоптаны
у тебя до сих пор нет своего угла ты ночуешь то в гостинице то у друга
тебя донимает бессонница и чтобы убить время ты вспоминаешь заработанные суммы как можно точнее до франка до сантима
выходит что ты зарабатывал примерно полтора франка в день
тебя гложут сомнения стоило ли вступать на этот пустынный и трудный путь не лучше ли было идти вместе со всеми от должности к должности от оклада к окладу от дома с одной спальней к дому с четырьмя спальнями двумя ванными двумя туалетами большим кабинетом отдельной библиотекой и просторной гостиной обставленной модным дизайнером
но менять маршрут уже поздно
ты думаешь о старости она кажется такой недалекой
к этому прибавляются частые недомогания головные боли тошнота
врачи считают что у тебя истерия и советуют поменьше пить кофе побольше гулять и купаться в холодной реке
но их советы не помогают да ты им и не следуешь
дела твои идут все хуже и хуже
хотя как посмотреть
можно сказать что они идут все лучше и лучше потому что однажды всем твоим тревогам приходит конец
свобода
не нужно думать о долгах о новых сочинениях можно не беспокоиться о переизданиях книги
можно не бояться старости
не нужно ее бояться одинокой нищей старости потому что старость не то чтобы задержалась в дороге нет она занялась другими делами и решила не встречаться с тобой
–––––––––––––––––––––––
«Бодлер... долго не мог уснуть и стал громко рассказывать удивленному хозяину, сколько ему удалось заработать за свою жизнь денег. Он подсчитывал гонорары – за традиционные стихотворения и за стихи в прозе, за переводы, за статьи, за издания и переиздания... И подытожил с горькой усмешкой потерпевшего поражение: “Мои доходы за всю жизнь составили 15 892 франка и 60 сантимов”». – А. Труайя. «Бодлер».
ЗАПЕРТЫЙ ПОНТИФИК
Папа ты заперт в трех измерениях этого мира
плюс четвертое измерение твоей коллаборационистской веры
ты заперт в клетке своих взглядов и вздохов
о Папа смотреть на тебя искривленного словно
траектория пушечного снаряда это большая печаль
ты живешь в высокой красивой мансарде
но она так же далека от неба как противоатомные убежища
которые строят по всему миру
твой папамобиль самое нелепое средство передвижения
и самое вредное с точки зрения экологии душ
мосты которые ты проектируешь смехотворны
им не пройти экспертизы ни земли ни неба
Папа истина не в тебе
–––––––––––––––––––––––––––
«О, Папа, запертый в этом мире, – ни земля, ни Бог не говорят через тебя». – «...Папа искривленный, Папа, чуждый душе, оставь нас плавать в наших телах...» – А. Арто. «Обращение к Папе Римскому».
ЗАУРЯДНОЕ ОТЧАЯНИЕ
заурядное отчаяние сидит на скамейке смотрит как течет булыжная мостовая забывает добро вспоминает вчерашний пожар размышляет о том где кончается женщина
но размышления эти ни к чему не приводят
заурядное отчаяние ложится в постель смотрит на стену и видит как расцветают идиллии с женщиной или без женщины но они расцветают и смутные тени скользят по квартире
заурядное отчаяние считает их пока не уснет и не проснется на площади полной синих шагов
это лето
мимо проходит былое в сопровождении львов и орлов
заурядное отчаяние тянет к ним руку за подаянием нищее потому что желало всего
––––––––––––––––––––
«Дайте место отчаянью самому заурядному» – П. Элюар. «То, что скажет обремененный невзгодами, всегда некстати».
ЛЕТНИЕ ГРОЗЫ
летние грозы как руки без пальцев
что это значит
небо бредит в жару
все сливается в дымном тумане
где вы пальцы дождя
арест наложен на ливни
никаких апелляций
песок хрустит под килями
кораблей
–––––––––––––––––
«Летние грозы как руки без пальцев» – П. Элюар. «Измученный жаждой и по холоду изголодавшийся».
УДРУЧЕННАЯ ГОЛОВА
сутулые плечи, склоненная шея –
облик интеллигента, не похожий
на облик Рэмбо.
–––––––––––––––––––
«…Головой удрученной…» – П. Элюар. «Чуть измененная».
Свидетельство о публикации №112050900193