Опыт мореплавания 2 - одним файлом

В роли Геракла – Умственная нищета – Береза напротив – тонкое разочарование – Лошадь для стихотворца – поэт на кумаре – поэт в раю – Азия ближе – Всего лишь читатель – Десять строк – аура верлибра – Простые слова – Слишком рано для жаворонка – не всегда получается – беспокойное море – промер глубины – подходящее место

=======================================

В РОЛИ ГЕРАКЛА

Взявшись приводить в порядок стойло своего Пегаса,
увидел, что он щедр на дерьмо и навалил его
просто немерено.

Что ж, придется побыть неделю-другую Гераклом.
Чего не сделаешь ради бессмертия!


УМСТВЕННАЯ НИЩЕТА

Недоспав ночью,
весь день
до самого вечера
беден мыслями,
будто винда,
у которой
по каким-то
причинам
крыша
поехала,
и единственное
окно,
которое
удалось открыть,
повисло.


БЕРЕЗА НАПРОТИВ

Прямо напротив моего окна,
через небольшой пустырь,
растет береза.

Метрах в семи от земли
ствол раздваивается,
и обе его половины
изгибаются,
словно корпус
лиры на рисунках
в старых поэтических
сборниках

или на барельефе
станции «Пушкинская»
в харьковском метро.

Жаркими днями
я часто открываю
балконную дверь
и смотрю на березу.

Случайно ли такое дерево
растет у меня на виду?
Случайно ли я возле него
поселился?

Буду считать, что это
благоприятный знак,
и меня ждет удача
в сочинении
лирических текстов.

Нет, не случайно я занялся
сочинением стихов,
не случайно поселился
на этом месте!


ЛОШАДЬ ДЛЯ СТИХОТВОРЦА

Удача, словно необъезженный жеребец,
сбрасывает тебя на землю,
и вот, вместо того, чтобы красиво гарцевать
и лихо брать препятствия,
ты, весь в пыли, бредешь, прихрамывая,
к изгороди.
Конкур не удался,
зато теперь ты знаешь, что
хороший наездник получается
из того, кому не везет,
и для стихотворца самая лучшая кобылка
та, которую зовут Неудачей.


ПОЭТ НА КУМАРЕ

трудно написать что-нибудь дельное,
когда настроение бездельное,
трудно написать что-нибудь стоящее,
когда кумар долбит тот еще.


ПОЭТ В РАЮ

рай
это дорогой бар
с балконом для випов
декорированный в красных тонах
(любимый цвет Дэвида Линча)
играет музыка
на сцене красотка
медленно освобождается
от красных одежд
он сидит на балконе
за круглым столиком
в бокале дорогое вино
под цвет интерьера
экзотическая закуска
на нем дорогой
вечерний костюм
или наоборот
что-то богемное
от модного кутюрье
на пальце кольцо
с рубином
под цвет вина
и всего дизайна
он смотрит вниз
делает глоток
и на планшете iPad
в корпусе из
24-х каратного золота
(64 Гб 4G)
пишет
касаясь экрана
холеным ногтем
безукоризненный стих
лучше всех когда-либо сочиненных


АЗИЯ БЛИЖЕ

несколько раз мне говорили
что я пишу как «акын»
о том что вижу
о том что слышу
странное замечание
выдающее леность мысли
и привычку
к штампованным выражениям
как будто избегать слов
общих абстрактных
надутых
словно воздушные шары
на празднике воздухоплавания
значит быть казахским
киргизским башкирским
или кара-калпакским
певцом-сказителем
жырши
или оленши
с тюбетейкой на голове
и комузом в руке
а как же Хемингуэй
о котором думали что он
записывает разговоры на улице
и пишет только о том
что видит
но русской мысли
привычнее искать сходство
в Азии
чем в Америке
или Европе
ведь Азия ближе к России
под самым боком
и мысль россиянина
устремляясь на запад
рано или поздно
поворачивает к востоку


ВСЕГО ЛИШЬ ЧИТАТЕЛЬ

Если много читаешь философов,
не напишешь стиха хорошего.
Если много читаешь прозаиков,
не напишешь стиха блестящего.

Ну а если изо дня в день читаешь
(и помногу) стихи других поэтов,
значит, ты, скорее, читатель, чем
стихотворец; поэтому брось
попытки написать что-нибудь
стоящее – не для тебя занятие это.


ДЕСЯТЬ СТРОК

Я оставил попытки написать
короткое стихотворение и
попытался написать
стихотворение длинное.
Написал десять строк
и остановился, решив, что
их можно выдать за
короткое стихотворение.


АУРА ВЕРЛИБРА

у каждого верлибра
должен быть
свой ритм
своя интонация

ритм интонация
верлибра
это его аура

верлибр без ритма и
интонации
все равно что человек
без ауры

такой верлибр похож
на человека
лежащего в коме
на отвратительного зомби
из фильма ужасов
на ожившего
мертвеца
на что угодно
кроме
свободного стиха


ПРОСТЫЕ СЛОВА

Освободившись от желания придумать
какой-то необыкновенный образ,
говоришь простыми словами –
и вдруг видишь, как из угла
к тебе тихо придвигается
путешествие
с пятью или шестью
кожаными чемоданами
и семью железнодорожными головами.


СЛИШКОМ РАНО ДЛЯ ЖАВОРОНКА

Пусть это будет экспериментом,
трудным, но совсем не рискованным опытом:
попробуем выяснить, что можно написать
проснувшись в шесть и не выспавшись,
какие слова вспомнятся,
какие образы сконструируются,
и не удастся ли все же этот день занести
в плюсы, а не в минусы.


НЕ ВСЕГДА ПОЛУЧАЕТСЯ

еще немного роста
задрав голову
вытянув шею
встав на цыпочки
вдохнув полной грудью
а если не получится
не хватит роста
шея коротка
под ногами песок
и вообще туман
ну тогда
заведи музыку
и скажи себе
«в другой
раз»


БЕСПОКОЙНОЕ МОРЕ

на бриге «Спокойствие»
по волнам
беспокойного моря
в неизвестном направлении
(компас вращается
будто суфийский дервиш
и ни одной звезды в небе)
дальше и дальше
отмечая в журнале
лишь результаты промеров
глубины
и ничего больше
не высматривая ни островов
ни встречных кораблей
выбросив барометр
и подзорную трубу за борт
не подсчитывая
оставшийся провиант
и количество заболевших
дальше и дальше
пока ветер выгибает паруса
и на пути не встали
острые рифы


ПРОМЕР ГЛУБИНЫ

только извлекая что-то из этих глубин
убеждаясь как они глубоки
потому что глубина измеряется тем
что можно выудить из нее
спиннингом сетью
можно использовать даже
взрывные шашки
глубоководные бомбы
все годится
если речь о том
чтобы выудить что-то из глубины
можно отважиться и на погружение
с подводным ружьем
или острогой
но это для самых смелых
самые смелые не всегда возвращаются
но уж если вернуться
их добыче позавидует любой
неплохая охота
говорят они стянув маску
и бросают добычу через борт
на дно лодки
только извлекая что-то из этих глубин
и по возможности больше
можно убедиться
что они действительно глубоки


ПОДХОДЯЩЕЕ МЕСТО

подходящее место
ночью в окопе
на носу корабля
спиной к родному
городу
у стойки кафе
или за столиком
у кассы ипподрома
в читальном зале
в кинотеатре
в постели
но только
не здесь
перед белым
экраном
за клавиатурой


Рецензии