X-Выготcкий vs Маслоу-
Л. Дергалев: Выготcкий прав, не Маслоу
цитаты
Модель Выготского о параллельной мотивации. Разработана школой Выготского (1924) применительно к педологии (науке о ребенке), но хорошо адаптируется к мотивации не только образования, но и труда.
Содержание модели: в психике человека высшие и низшие потребности развиваются и удовлетворяются только параллельно (то есть невозможно удовлетворить потребности одного уровня с помощью средств другого), а не иерархически, как у Маслоу. При этом высшие потребности формируются только социально (под действием воспитания и обучения) и удовлетворяются только через высшие психические функции, основная форма которых - деятельность, а высшая - творческая деятельность (с другой стороны, это противоречит развитому Пиаже соотношению деятельности и творчества).
мое мнение:
противоречие двух моделей человеческих потребностей лишь кажущееся.
для большинства индивидов ("обывателей") подходит модель Маслоу, для меньшинства ("Интеллигентов") - Выготского
Свидетельство о публикации №112050205860