Х-Психосоматическая регрессивная диссоциация -

Принцип: УВИДЕТЬ/ ПОЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ РЕБЕНКОМ
1. запрос
Словесное левополушарное представление проблемы - пациент описывает психосоматический симптом (или актуальную, возможно повторяющуюся стрессовую стуацию)
2. проблематизация
Наглядное, конкретно-образное и предметно-действенное  (ситуационное) правовополушарное представление проблемы:  когда именно симптом/проблема проявлялись - при обращении к памяти, прелставлении конкретных деталей и подробностей происшедшего  происходит мысленнное моделирование ситуации, репродукция эмоционального и телесного состояния. При этом представление травматичной ситуации производится диссоциированно, т.е . пациент
представляет себя "со стороны" в детстве, вспоминая свой зрительный образ в соответствующем  возрасте.
Тем самым он описывает переживания и ощущения "за двоих": за себя в нынешнем состоянии "здесь и сейчас" (взрослое Я) и за себя-ребенка "там и тогда" (детская субличность). Соответственно терапевт обращается к этим двум ипостасям пациента: "Вы, как взрослый человек" и "он(а), маленький(ая)". При этом "внутренний ребенок" переживает "за себя", а взрослый человек - "за двоих",    за себя-взрослого-сейчас и за себя-ребенка-тогда. Т.обр. помимо диссоциации, используется сублимация родительского инстинкта
3. Телесный отклик
Выявление наиболее заметного изменения телесного состояния/ дискомфортного ощущения в теле, связанного с проявлением негативных эмоций (и возможно сопровождающий их визуальный образ)
4. Телесная трансформация
Задача а) возрастная регрессия - восстановление "истории" симптома
Углубление регрессии (послойно): "когда (ощущения) еще не было... или когда появилось в первый раз - сколько тогда лет"
б) осознавание
 Диалог с телом (ТИСА) - "что означает это ощущение/ образ"
в) освобождение
 Эмоциональное отреагирование - поощрение пациента к внешнему проявлению эмоций, сознательное усиление их телесных проявлений там, где это возможно (дыхание, тремор)
5. Сознательная (когнитивная) трансформация
Переформирование: изменение отношения к проблеме - "взрослые", адаптивные оценки прорабатываемых ситуаций вместо зафиксированных ранее детских (неадаптивных), пересмотр детских решений (сценарных), повлиявших на поведение во взрослой жизни
6. Проверка
Повторное мысленное воспроизведение ситуации, динамика состояния - в случае повторного возникновения негативных эмоций, пройденный цикл коррекции повторяется
7. Утилизация
Пациент делает сознательные выводы из проведенной работы и "проход в будущее", отвечая на вопрос: что практически теперь меняется в его жизни в результате принятых решений


Рецензии