Марк апостол 70. 2. 27. евангелист

Серия - "ЛЛЧ"
   ЛУЧШИЕ ЛЮДИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  (эту информацию псевдо-христианская религиозная мафия священников прятала от населения, чтобы манипулировать сознанием масс)
 http://apostol153.flyfolder.ru/topic12.html

 Лучшие люди человечества
 Марк апостол(70.2.27.) евангелист
 из вторых Павловых семидесяти
 (архив-27/70-2/аА/270711)

 Дорогой мой современник, открываю для тебя историческую серию статей  "ЛУЧШИЕ ЛЮДИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА" о самых достойных уважения человеческих судьбах избранных Творцом людей, которые посвятили свои жизни торжеству справедливости и Любви на планете Земля. Любой, уважающий себя человек, считает знание истории одним из самых важных в своей неповторимой жизни, чтобы реально познать высокую цену самой жизни и героев, отдавших этот безценный дар - жизнь на алтарь жертвы ради нашего счастливого будущего.
 /аА/

 Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации.

Марк апостол евангелист (70.2.27.)

Марк (ивр. ;;;;;;, греч. ;;;;;;) — один из четырёх евангелистов, по происхождению иудей (родился в Иерусалиме), но ещё юношей примкнул к общине христиан, так как его мать Мария была одной из горячих последовательниц Христа и её дом был местом собраний верующих в Него (Деян.12:12). Он первоначально носил имя Иоанна, затем двойное Иоанн-Марк; впоследствии за ним утвердилось это последнее имя, как признак его близкого соотношения с римским миром.

Ещё в юности он принимал участие в миссионерских трудах апостола Павла и Варнавы (последнему он доводился племянником), а впоследствии стал неразлучным спутником и участником апостольских трудов апостола Петра, который именует его «своим сыном» (1Пет.5:13). Папий называет Марка «толмачем» или истолкователем Петра, записавшим то, чему учил апостол Пётр. Как с апостолом Петром, так и с апостолом Павлом Марк бывал в Риме (2Тим.4:11); позже переселился в Александрию, где основал церковь, был её первым епископом. Апостол Марк притерпел мученическую кончину 25 апреля 68 года.

 Евангелие от Марка
Принадлежащее ему и носящее его имя Евангелие (второе в четвероевангелии) в древности единогласно признавалось подлинным и считалось воспроизведением того, что он слышал от апостола Петра, как своего учителя. По выражению блаженного Иеронима, «при составлении этого Евангелия Пётр рассказывал, Марк писал». Касательно происхождения Евангелия Марка новейшая критика выдвинула несколько теорий: по одной (Баур, Гильгенфельд и др.) оно составляет переработку первоначальных отрывочных записей или документов, по другой (Де-Ветте, Блеек, Делич) — компиляцию ев. Матфея и Луки. Эти теории не выдерживают критики, так как первая основывается на неправильно понимаемом выражении Папия outaxei, а вторая идет вразрез с преданием, что Евангелие от Марка написано раньше Евангелия от Луки. Самая живость, картинность и оригинальность повествования, составленного по своеобразному плану, говорит в пользу того, что Евангелие от Марка самобытно, а не плод позднейшей компиляции.

Евангелие от Марка по всем признакам было предназначено для христиан из язычников и особенно для римских христиан, как это видно из отсутствия ссылок на Ветхий Завет и вообще таких мест, которые были бы особенно интересны для иудеев, напр. столь любимых иудеями генеалогий, указаний на значение Моисеева закона и пр. Напротив, в Евангелии много таких пояснений, которые были совершенно излишни для иудеев, но необходимы для язычников (напр. замечание об обычае евреев умывать руки перед едой — VII, 8 и 4). Указание на предназначение Христа для всего мира, а также замечание, что храм должен быть местом молитвы для всех народов (XI, 17) — все это ясно свидетельствует о том, что Евангелие предназначалось для новообращенных язычников. Местом написания Евангелия считается Александрия или Рим, чем и объясняются нередко употребляемые в нём латинские слова (лат. legion, лат. speculator и т. п.; V, 9; VI, 27 и др.).
Собор Святого Марка в Венеции
 
    Основная статья: Собор Святого Марка

Базилика была построена для размещения мощей апостола Марка, которые 31 января 829 года были привезены из Александрии в Венецию. Мощи были привезены венецианскими купцами Буоно и Рустико, которые в 828 году, прибыв в Александрию, узнали, что мусульмане начали разрушение христианских храмов для возведения мечетей. Поскольку предание связывает проповедь христианства в городах Венецианской лагуны с апостолом Марком[1], то купцы решили спасти мощи святого от осквернения и привести их в свой город. Чтобы перенести реликвию на корабль, торговцы прибегли к хитрости: тело евангелиста было положено в большую корзину и сверху покрыто свиными тушами, к которым не могли прикоснуться сарацины даже при таможенном досмотре. Для большей надежности корзину спрятали в складках паруса одного из судов (событиям, связанным с перенесением мощей, посвящены мозаики пресбитерия и одной из люнет центрального фасада). После перенесения мощей в город, апостол Марк заменил святого Феодора в роли небесного покровителя Венеции, а символом города стал знак этого евангелиста — крылатый лев.
Похищение мощей апостола Марка из Александрии
(мозаика пресбитерия собора Сан Марко, XI век)

Строительство собора было начато дожем Джустиниано Партечипацио в 829 году, а завершено в 832 году его братом дожем Джованни Партечипацио. Строительство современной базилики было начато в 1063 году при доже Доменико Контарини. В 1071 году в ещё недостроенном соборе был возведён в должность дожа Доменико Сельво, при котором в 1071—1084 годах был начат первый цикл создания мозаичного убранства базилики. Освящение храма состоялось в 1094 году при доже Витале Фальере.[2]

Дни памяти и покровительство

    * В православной общине Церкви: 8 мая (25 апреля по старому стилю) и 17 января (4 января по старому стилю) в день Собора Апостолов от семидесяти
    * В католической общине соискателей Церкви: 25 апреля.
          o 31 января в Венеции (день перенесения мощей)
    * В протестантских общинах соискателей Церквях (евангелисты, англикане): 25 апреля.

Считается покровителем египетских христиан, города Венеции (Италия) и острова Райхенау (Германия).
    * Марк-Иоанн

   1. ; St. Mark the Evangelist
   2. ; Мария Да Вилла Урбани. Собор Сан Марко. Венеция, 2006. ISBN 88-7666-590-0. С. 16

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Марк (апостол от вторых Павловых 70ти)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Черновик [показать страницу] (сравнить)  (+/-)
Последняя досмотренная версия (список всех) была проверена 20 сентября 2008. 1 правка требует проверки.

Святой апостол Иоанн Марк — апостол от семидесяти. В списке св. 70 Апостолов (у Дорофея, Адона, св. Димитрия и др.), упоминается три Марка: первый евангелист — Марк, поставленный 2-м в списке 70; второй Марк спутник св. ап. Павла и Варнавы, под 61 числом и третий — племянник Варнавы под 66 числом. В Синаксаре, полных месяцесловах, Святцах и пр. в течение года совершается память трем апостолам именем Марка. Так 27 сентября память св. Марка именуемого также Иоанном, который быть спутником Варнавы и Павла; 30 октября Марк—племянник, св. Варнавы и 25 апреля память св. апостола и Евангелиста Марка. В прологах, Четьи Минеях и сказаниях (житиях) — упоминается также три апостола из 70 с именем Марка. 1. Марк, св. евангелист, о котором пишет св. ап. Петр, называя его возлюбленным сыном (I посл. V, 13), был епископом в Александрии, где, скончался мучеником за Христа. 2. Марк, называвшийся Иоанном, о котором св. евангелист Лука пишет в Деяниях (XV, 37) был спутником св. Варнавы и Павла, в последствии был епископом в Аполлониаде, и котором ап. Павел упоминает в Послании к Колоссянам (IV, 10). Но из сличения сказаний о жизни и длительности св. Марка — спутника ап. Павла, Варнавы и Марка — племянника Варнавина, видно, что это одно и тоже лицо. Племянник Варнавы носил двойное имя Марка — Иоанна (Деян. XII, 12) и был спутником ап. Павла и Варнавы (Деян. XV, 37); св. Марк — Иоанн, племянник Варнавы, был именно спутник ап. Павла и Варнавы (Деян. XIII, 5, 13; XV, 37). Таким образом вместо 3-х Марков в числе 70 Апостолов оказывается два: Евангелист Марк ученик и спутник ап. Петра, епископ в Вавилоне (Египте в Александрии), и племянник Варнавы, епископ Вивлоса (или Аполлониады); но многие из древних отцов и учителей церкви: Папий Иерапольский, Ириней Лионский, Климент Александрийский, Ориген, блаж. Иероним, Евсевий Kecaрийский и др. считают Евангелиста Марка за одно лицо с Иоанном Марком, племянником Варнавы, но если внимательно проследить сообщаемое о Марках у Папия, Климента, Оригена, свидетельство которых приводится в Церковной Истории Евсевия, то едва ли можно признать Марка — Иоанна, племянника св. Варнавы за одно лицо с Евангелистом Марком. Так древнейший из вышеупомянутых церк. писателей Папий ссылается на Аристиона и пресвитера Иоанна, ученика самого Господа (о таковых учениках ИисусаХриста нет никаких сведений в книгах Нового Завета), что по их рассказам Марк истолкователь Петра, написал Евангелие, но у Папия нет намека на то, чтобы Евангелист Марк был племянник Варнавы и спутник ап. Павла (Евсевий. Церк. История 3 кн. 39, 166 стр.); к тому же Папий считается таким писателем, который передает и такое из неизвестных притчей и наставлений Спасителя, что близко к баснословию (Церк. История Евсевия, кн. 3. гл. 39, стр. 165). Ориген и др. пишут, что второе Евангелие Марка написано по сказаниям Петра и писателя оного называет своим сыном: «целует вы яже в Вавилоне соизбранная и Марко, сын мой» (I Петр. V, 15). Климент в 6-й книге Постановлений (гл. II) говорить, ссылаясь на Папия, что Марк, упоминаемый ап. Петром (1 Посл. V, 15), написал Евангелие (Церк. История Евсевия кн. 2, гл. 15 и 16. 78 — 79), но не говорит, чтобы Евангелист Марк был племянник св. Варнавы и спутник ап. Павла. Сам Евсевий, приводя свидетельство Папия, Климента, Оригена, и др., не говорить, что писатель 2-го Евангелия — св. Марк, ученик ап. Петра, был племянник св. Варнавы. Последующие писатели (св. Ириней и др.), без достаточных оснований стали считатать Евангелиста Марка, и Иоанна — Марка за одно лицо. Третий же Марк, сродник Варнавы, епископ Аполлониады, оказывается сомнительным, но Синаксарь вместо 3-го Марка (сродника св. Варнавы) выдает некоего Марина за сродника его (Вар¬навы) и считает епископом Аполлониады, того города, в коем по Четьи Минейным сказаниям должен быть третий Марк (л. 156). Попытка соединения в одном лице евангелиста Марка с Марком — Иоанном сделана в Синаксаре в таком виде: «Святый Евангелист Марк той же, иже нарицается Иоанн и племянник святаго Варнавы, бе по рождению еврей и един от 70 апостолов (Колос. IV, 10, 11, Епифаний). В доме матери его Марии собирахуся верни на молитву. Сюда прииде изведенный из темницы ап. Петр, в лето 44-е (Деян. XII 1—19; XII. 25). Св. Павел и Варнава взяша его в Антиохию для помощи в проповедании Евангелия, он бе с ними в Селевкии, Кипре, и из Берии возвратился в Иерусалим (Деян. XIII, 5; 13. Евсевий, папа Климент и Ориген. Отселе со святым Петром бе в Риме. Здесь вернии просиша св. Марка, да оставит им в письмени повествование о Спасителе, и Апостол Петр одобри написанное св. Марком Евангелие. Се бысть в лето 46-е. Из Рима св. Петр посла Марка в Аквилею оттуда в 49-е лето прииде в Александрию, и тамо множество мужей и жен увероваша во Христа по его слову (Евсевий 50 год, в 52—55 годах). После Иерусалимского Собора, св. Марк путешествовал с Павлом и Варнавою и потом с дядею бе в Кипре, до 62 года подвизался в Египте (Деян. XVI, 36—40: здесь нет и речи об Египте: где св. Петр, писа свое послание, именует Марка сыном своим. Апостол поставил Марка епископом Александрии, да поставит пресвитеры (I Петр. V, 13, Евсевий, Хронограф восточный). Св. Марк путешествова с проповедью Евангелия в Ливию и Пентаполь (Колос. IV, 10; Филипп. IV, 23; Колос. IV, 10.). В коице 62 лета, Марк бе вкупе с Павлом в Риме, и учитель язычников посылаше его в Фригийский град Колоссы обличити еретики. По сем до 66 лет Марк проповеда в Малой Азии, яко именоватися ему епископом Аполлониады. В 67 лето, во время вторичных уз своих Павел писал к Тимофею (IV, II) в Ефес: Марка поем приведи с собою, есть бо ми благопотребен на службу. По кончине ап. Петра и Павла, Марк паки прииде в Александрию. Подвиги его скончашася зде мученичеством». (Сентябрь. Киев 1874. б. 256—257; 25 апреля). Здесь, кроме необычного путешествия по отдаленным странам Италии, Египта, Малой Азии и др. и частый переход (без указаний причины) от одного первоверховного Апостола (Петра) к другому (Павлу), много и исторических несообразностей, которые показывают невозможность считать Евангелиста Марка с Иоанном — Марком за одно и то же лицо. О евангелисте Марке было уже сказано выше. Здесь же представляются краткие сведения о св. Иоанне, нарицаемом Марком, племяннике св. Варнавы и спутники ап. Павла в первое его путешествие. Св. Иоанн — Марк сын Марии. Но имя ее мужа в св. Писании не открыто. Некоторые считают Аристовула, одного из 70, тестя ап. Петра, а другие, по словам блаж. Феофилакта, самого ап. Петра, который будто бы, по освобождении из темничного заключения при царе Ироде. (Деян. XII гл.) возвратился в свой дом, — дом Марии но как то, так и другое мнение не подтверждается историческими свидетельствами. Марк был родом иудей, — жил при своей матери Марии (вероятно, она в это время лишилась супруга). Дом ее, как видно, был местом собраний для Апостолов и Иерусалимской церкви для молитвы (Деян. XII, 12). В первый раз имя Иоанна — Марка помянуто в Апостольских Деяниях (XII). Царь Ирод поднял руки на представителей церкви Христовой в Иерусалиме и убил Иакова, брата Иоаннова, мечем (Деян. ХП, 1—2), а затем видя, что это приятно иудеям, взял и Петра и посадил его в темницу, из которой он чудесно был изведен Ангелом (Деян. XII, 3 — 10). Когда Ангел стал невидим, тогда Петр, осмотревшись, пришел к дому Mapии, матери Иакова, называемого Марком, где многие собрались и молились (Деян. XII, 12). Это было в 44 году. В след. 45 г представители христианской церкви, собранную во время голода при императоре Клавдии милостыню (пособие) отослали чрез Варнаву и Савла живущим в иудее, частное иерусалимской церкви (Деян. XII, 30). По исполнении поручения, Варнава и Савл возвратились из Иерусалима в Антиохию, взявши с собою Иоанна, прозванного Марком (Деян. XII, 25). Когда в Антиохии, пророки мучители (Варнава, Симеон, нарицаемый Нигер, Луций Киреянин и Манаил и Савл и вместе с ними Иоанн Марк) служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершивши пост и молитву и возложивши на них руки, отпустили их на проповедь. Они, Савл и Варнава с Иоанном Марком, из Антиохии; пришли в Селевкию, откуда отплыли в Кипр (родину св. Варнавы, Деян. XIII, 1 — 4). Бывши в Саламине, они проповедовали слово Божие в синагогах иудейских; имели же при себе Иоанна (Марка) для служения (Деян. XIII, 5). На основании выражения «для служения» (;;;;;;;;) некоторые предполагают, что Иоанн Марк был посвящен в сан диакона. Отплывши из г. Пафа (главный город о. Кипра) Павел и Варнава и бывшее при них прибыли в Пергию, в Памфилию, и здесь Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим (Деян. XIII, 13)). Причины, по которой Иоанн Марк оставил апостолов, св. Лука не указывает. Вероятно, для молодого человека (еще может быть юноши), каковым тогда был племянник св. Варнавы, утомительно было путешествие, сопровождавшееся неприятностями и оскорблениями для проповедника св. веры: может быть, сожаление об оставленной матери, вдовы, которая в нем лишилась поддержки и утешения. Фаррар предполагает, что Иоанн Марк был недоволен возраставшим превосходством св. Павла пред его дядею Варнавою, который по обращении проконсула Серия Павла (Деян. XIII. 6—12), пользовался большим почетом, сравнительно с его дядею, — которому бывший гонитель христиан Савлъ обязан введением в иерусалимскую церковь (Фаррар, Жизнь св. ап. Павла. 1877. 246 стр.). После апостольского собора, бывшего в Иерусалиме (Деян. XV), Павел и Варнава проживали в Антиохии, уча и благовествуя вместе с другими многими слово Господне. По некотором времени Павел сказал Варнаве: Пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедовали слово Господне, как они живут. Варнава хотел с собой взять Иоанна, называемого Марком. Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии (Пергии) и не шедшего с ними на дело, на которое они били посланы. Отсюда произошла распря (огорчение), так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр (Деян. XIII, 38, 39), а Павел, избрав себе Силу, отправился, и проходил Сирию и Киликию (Деян. XIII, 40—41). Распря бысть, говорит (св. Лука), но не вражда, не раздор. «Распря сделала то, что они разделились, и, св. Иоанн Златоуст замечает, хорошо (сделали). Ибо что после каждый из них порознь предпринял полезного, того не сделать по тому самому, что были бы вместе. А Марку эта распря принесла большую пользу. Строгость Павла вразумила его, а доброта Варнавы сделала, что он не остался; так распря, бывшая между ними, достигает одной цели — пользы. Видя, что Павел решается оставить его, Марк весьма устрашился и осудил себя, а видя, что Варнава столько расположен к нему, Марк возлюбил его; таким образом распря учителей исправила ученика; так он далек был от того, чтобы соблазниться ею. Ибо, если бы они это делали для собственной чести, то конечно он (Иоанн Марк) мог соблазниться; но так как они делали это для его спасения и единственно для того, чтобы показазать, как премудры советы (Бога), удостоившего его такой чести, то что здесь предосудительного» (Св. Иоанн Златоуст, Толкование на ап. Деяния Спб. 1853, стр. 96—97). Хотя ап. Павел и отказал Иоанну Марку в его дальнейшем сотрудничестве (Деян. XV, 38), но не только не гневался, но, как видно, питал к нему особенное благорасположение. В послании к Колоссянам (63 г.) он заботился о возможно лучшем приеме им Марка. «Приветствует вас — Колоссян — Аристарх, заключенный вместе со мною и Марк, племянник Варнавы, о котором вы получили приказание: Если он придет к вам, то примите его» (Колос. IV, 10). «Хвалит и сего, то есть Марка, замечает св. Иоанн Златоуст за его (Марка) родство, так как Варнава был великий муж» (Толкование на Послание к Колоссянам, стр. 176). «Что же, далее спрашивает св. Иоанн Златоуст, неужели без особого распоряжения Павла (IV, 10) Колоссяне не приняли бы Марка? Конечно, приняли бы; но Апостол выражает желание, чтобы они сделали это с большим усердием, и тем показывает, что сей человек (Марк) был великий муж» (Там же. 176 стр.). Какие были сделаны распоряжения (заповеди) ап. Павлом Колоссянам относительно приема ими Марка — трудно сказать, но вероятно, этими распоряжениями имелось в виду, чтобы Колоссяне радушно приняли его, а может быть распоряжения апостола касались вместе с тем и сбора пожертвований для иерусалимской церкви, произвести каковой ап. Павел поручает Марку, как находившемуся в близких отношениях (чрез Варнаву и ап. Петра) к палестинским христианам. Доброго расположения ап. Павел не лишает св. Марка—Иоанна до своей кончины, что видно из предсмертного его послания (второго) к св. Тимофею (2 посл. IV, II ст.): «Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения». Упоминается св. Марк (Иоанн) в послании к Филимону. Ап. Павел между другими своими сотрудниками называет и Марка. «Приветствует тебя (Филимона) Епафрас, узник вместе со мною ради Христа, Марк, Аристарх,… сотрудники мои» (Филим. 23). Неизвестно, где св. Иоанн Марк с Варнавою, по разлучении с ап. Павлом, проповедовал и дальнейшая деятельность его мало известна. В Деяниях святых (Acta sanctorum, jun. П. 42) находятся апокрифические сказания из Периодов, или путешествий св. Варнавы, который будто бы составлены Иоанном Марком. Там же помещены акты, страдания и похвала св. Варнаве, будто бы написанные им же (Марком). По преданию, св. Иоанн Марк был в Вивлосе (в Финикии Библос (Вивлос) или Гевал находился на севере Палестины, при Средиземном море, между Бейрутом и Триполем. В Четьи Минее св. Димитрия (4 янв.) сказано, что Иоанн Марк был епископ в Вивлосе, иже и в Финикии, его же сению (то есть св. Марка) недузи прогоняемы бываху". В тех же Минеях св. Димитрия, переведенных на русский язык, сказано: «св. апостол Марк, называвшейся Иоанном, был поставлен апостолами в Вавилоне и ревностно подвизался в проповеди Евангелия. Он достиг такого дерзновения к Богу, что и самая тень его исцеляла больных» (Сент. 610 стр.). Неизвестен год кончины св. Марка; некоторые полагают, что он погребен в Ефесе. В православной общине ЕССАЦ память св. Иоанна Марка совершается 27 сентября, вместе с ап. Зиною, а также 30 октября с ап. Стахием и др. (если считать св. Марка Иоанна за одно лицо с тем Марком, который епископствовал в Аполлониаде), а также 4 января в Соборе св. 70 Апостолов. У католиков память его 27 сентября.

Литература

    * Архиепископ Димитрий (Самбикин). Православный собеседник. — 1906.


Рецензии