Строфика

Строфика
 
  1. Моностих
 
  Моностих - орешек крепкий.
 
  2. Двустишие
 
  Двустишию впору и детская резвость,
  И зрелостью званая трезвость.
 
  3. Терцет
 
  Терцет-трезубец:
  Кому безумец,
  А мне - любимец.
 
  4. Катрен
 
  Судьба к катрену благосклонна:
  Впервые с музой согрешишь,
  В его возвышенное лоно
  Автоматически спешишь.
 
  5. Пятистишие
 
  Пятистишие-плутовка:
  Кажется, уже близка,
  Неминуема концовка, -
  Только извернётся ловко,
  И удлинняется строка.
 
  6. Шестистишие
                По Г. Державину и И. Бродскому
  Путь шестистиший - подвиг военный:
  Путь через Альпы, путь на Берлин -
  Вязкий в завязке и постепенный,
  Позже, в развязке - взлётный, трамплин,
  Для эпитафии - просто бесценный.
  Будь полководцам он - на помин!
 
  7. Семистишие
                "В долине смерти топот конский..."
                В. Певзнер
  Послушай, дядя, семистишья...
  В часы коварного затишья
  Не дремлет лодочник Харон...
  Прости мне образ эпигонский:
  Там в поле чистом топот конский,
  Смертельно ранен князь Болконский
  И князь Багратион.
 
  Смешались люди, темы, даты.
  Литературные канаты
  Навечно вяжут, не на срок,
  Не словом - кровью, без обмана -
  Им на двоих досталась рана:
  Герою толстого романа
  И летописных строк.
 
  8. Лирическая октава
 
  Певучий лад лирической октавы
  Передаёт парение орла:
  Легка земля, расслаблены суставы;
  Не трогают хула или хвала
  (Двуногих, легкомысленных, забавы);
  Но если жажда крови позвала,
  То каменеет яростная птица,
  Рискуя победить или разбиться.
 
  9. Нона
 
  Протяжна нона, широка, тягуча и
  Расслаблена. Представьте: вечер, мы скучаем,
  Потягиваем горьковатые чаи,
  Покуда, наконец, к дивану ни причалим,
  А, может быть, причалим к креслу. Мы - ничьи,
  Нигде, ни для кого... Нас даже чаем
  Не разбудить. Устав за день от толчеи,
  Мы как бы в трансе после длительного фарса....
  Нет жизни на Земле - и далеко до Марса.
 
  10. Десятистишие
 
  Десятистишие для оды - в самый раз,
  Однако ода двести лет как устарела,
  Осталась от неё лишь мраморная стела.
  Возобновим величественный сказ!
  Прославим хоть кого, хоть президента:
  Товарищ Путин, мы горой стоим за Вас,
  Мы не оставим Вас без монумента,
  Как только Вы уйдёте, сей же час,
  Мы памятник воздвигнем Вам нерукотворный на Лубянке...
  Хотя и нынче оптом лепит Вас народ - видать, по пьянке.
 
  11. Одиннадцатистишие
 
  Одиннадцатистишие опасно -
  Поэты избегают. Что-то в нём
  Не вяжется, увы. И не напрасно:
  Не то нечётность строк, не то объём -
  Что именно, мне всё-таки не ясно;
  Оно напоминает ход конём -
  Судите сами: кажется, вот-вот
  Строфа иссякнет, отдыха попросит...
  Но вдруг возникнет резкий поворот,
  Строфу, по льду скользящую, заносит,
  А там её на мине подорвёт.
 
  12. Двенадцатистишие
 
  Мне двенадцатистишия напоминают гибриды -
  Распадаются строфы, поскольку крупны габариты:
  То ли трижды катрен, то ли учерверённый терцет.
  Но бывает, двенадцать шеренг собираются рядом,
  Раздаются литавры, труба начинает концерт,
  Марширует стопа за стопой грандиозным парадом,
  Барабанная дробь выделяет военный акцент -
  Отголосок сражений... Теперь эти звуки забыты,
  Тяжело барабанят дожди о могильные плиты,
  На солдатскую правду наложен цензурный запрет.
  Запрещают не СМЕРШ, не главпуры и не замполиты,
  А уход очевидцев - суровее цензора нет.
 
  13. Тринадцатистишие*
 
  Тринадцатистишие, напрочь забытое,
  Лежит, не колышется, точно в гробу.
  Поэзия, строфами разными сытая,
  На эту строфу наложила табу
  Негласное, тайное. Чёрную мету ли
  Она усмотрела в кромольном числе?
  Тринадцатистишье забвению предали,
  Не встретишь его на парадах-алле,
  Оно не работает в аудитории,
  Им пишут стихи о тоске и слепцах
  В нём тайны любви и времён, аллегории,
  Легенды, трагедии, фантасмагории;
  Герои - и те в погребальных венцах.
 
  *Редчайшей из строф, тринадцатистишием, написаны стихи М. Лермонтова и И. Бунина;
  оба стиховторения трагически повествуют о слепцах. Трагический ореол покрывает и
  тринадцатистишный перевод Ф. Тютчева поэмы в канцонах Иосифа Цедлица "Байрон (отрывок)".
 
  14. Сонет и акростих
 
  С онет - недосягаемая точка,
  О каменелость, жёсткий переплёт,
  Н арцисс... Когда Италия поёт,
  Е го затвердевает оболочка.
  Т ерпи - он горячее уголёчка,
  И грать с огнём - побед наперечёт.
  А зартная поэзия влечёт,
  К упись на этот вызов, одиночка!
  Р ассвет, расцвет эпохи ренессанса
  О н подглядел и осознал родство,
  С рываясь вниз огнём с протуберанца,
  Т епло рождая - чудо, волшебство.
  И зысканность последнего нюанса -
  Х удожественный замысел его.
 
  Март-май 2004 года


Рецензии